Крестьяне снова ждут перемен
Галина КАТКОВА
Власти Костанайской области предлагают упростить процедуру изъятия земель
Необходимость этого 1 ноября депутатам мажилиса Парламента РК обосновал первый заместитель акима Костанайской области Гауез НУРМУХАМБЕТОВ. Парламентский Комитет по аграрным вопросам провел в Костанае выездное заседание. Депутаты советовались с регионами о том, какие изменения грядут в сельскохозяйственном законодательстве.
Вместе с костанайцами изменения в законодательство обсуждали представители двух областей
600 поправок в 10 кодексов
Встреча началась словами председателя комитета Сапархана ОМАРОВА о том, что законодательство для АПК давно не менялось. Та часть аудитории, где сидели предприниматели, отреагировала скептическими улыбками. Уж что-что, но правила игры в этом секторе меняются часто. Другое дело, что изменения вносятся в правила субсидирования и тому подобные документы, сейчас же речь идет о внесении изменений в базовые законы.
Вместе с костанайцами проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса» обсуждали представители Акмолинской, Северо-Казахстанской областей, МСХ, предприниматели. Министерство в прошлом году проявило инициативу и представило законодателям целый пакет серьезных поправок в законодательство, касающихся политики субсидирования, ветеринарии, земельного законодательства, аграрной науки. Вылилось это почти в 600 предлагаемых поправок в 10 кодексов от Земельного до Предпринимательского, КоАП и даже Кодекса о здоровье народа. Мажилисмены обсуждали их на заседаниях рабочей комиссии, в которую входит около ста человек.
Однако, как отметил мажилисмен Мурат ТЕМИРЖАНОВ, несмотря на приглашение поработать в комиссии, адресованное самим аграриям и акиматам областей, особого отклика законодатели не получили. Поэтому решили сами выехать в регионы. Костанайская область подняла земельный вопрос.
Жестче и быстрее
Заместитель акима области Гауез Нурмухамбетов сказал о том, что сегодня процедура изъятия неиспользуемых земель сельхозназначения слишком затянута. По закону забрать такие участки можно только при подтверждении ее неиспользования тремя проверками, на это требуется около двух лет.
- В целях упрощения процедуры изъятия предлагаем сократить срок до одного года, внести это в Земельный кодекс, - сказал заместитель акима. - Требуется ужесточить ответственность за нерациональное использование земель, чтобы в самом начале отбить желание нарушать законодательство.
Пока это не так. Областным управлением по использованию и охране земель поданы иски о принудительном изъятии через суд 97 тыс. га, изъято всего лишь 39 тыс. га.
Второе предложение костанайцев - для эффективной реализации государственной программы развития животноводства выделять земельные участки фермерам, которые занимаются разведением скота, на внеконкурсной основе.
О политике в области субсидий
Она уже начала меняться. Со следующего года не будет прямых субсидий в растениеводстве, с 2019 года - субсидий на повышение продуктивности в животноводстве.
- Из 54 видов субсидий останется 34. Высвобождаемые средства будут направляться на удешевление процентных ставок по кредитам, а также на инвестиционное субсидирование, прежде всего на техническое и технологическое перевооружение фермеров, - сказал вице-министр сельского хозяйства Берик БЕЙСЕНГАЛИЕВ. - Дело не только в требованиях ВТО о недопущении субсидий, которые искажают себестоимость продукции. Просто рассчитывать только на субсидии нельзя. Необходимо активно привлекать другие финансовые институты, банки второго уровня. Для этого мы в этом году возобновили субсидирование ставок вознаграждения по кредитам на приобретение основных средств, а также на лизинг сельхозтехники и сельскохозяйственных животных.
Об аграрных расписках и страховании
В числе инструментов, которые по замыслу МСХ должны увеличить доступность финансов для агросектора, - введение электронных аграрных расписок, не путать с зерновыми.
Фактически речь идет об эмитировании векселей под будущий урожай с привязкой к площади земельного надела. Получить расписки можно будет под 30-40% будущего среднестатистического урожая. Бейсенгалиев приводил пример с хозяйством, имеющим 1 000 га посевных площадей, которое при расчетной средней урожайности 10 ц/га может эмитировать расписки на 300-400 тонн.
- Расписки будут только электронные, - сказал вице-министр. - Они станут залоговым инструментом для банков.
Такую же роль отводят и страховым полисам. При этом, как подчеркнул вице-министр, система страхования в сельском хозяйстве пройдет полную перезагрузку. Прежняя себя изжила. Будет осуществлен переход от обязательного страхования к добровольному. Действующая система себя изжила. В закон с 2009 года изменения не вносились, страховые тарифы «зашиты» еще тогда, нормы компенсации минимальные и не покрывают затраты. Поэтому на практике сельхозпроизводителю проще заплатить штрафы, чем застраховать посевы. Будет вводиться индексный метод, основанный на космическом мониторинге земель, дистанционном зондировании.
Кардинальные перемены планируются и в системе кредитных товариществ. Их в РК 190, в них более 14 000 участников, совокупный портфель составляет более 100 млрд тенге. По оценке МСХ, товарищества достигли неплохого уровня, но единственным источником фондирования для них является финансирование через Аграрную кредитную корпорацию. Поэтому планируется создавать центральные кредитные товарищества, которые будут иметь возможность и право формировать пул свободных денег, перекредитовывать друг друга. На юге и на севере, например, уборочные периоды разные, этим можно пользоваться, свободные деньги перекидывать из региона в регион. Со временем центральные товарищества могут стать основой Агробанка.
О фитосанитарии
Новые подходы МСХ предлагает внедрить в фитосанитарии. Ежегодно на обработки против вредителей выделяется 2,2 млрд тенге, из которых лишь около 700 млн идет на закуп пестицидов, остальное - на приобретение услуг по хранению, транспортировке и применению закупленных пестицидов. Налицо диспропорция. В итоге ежегодно обрабатывается только 55% площадей, нуждающихся в обработке, 1 млн 900 тыс из 3 млн 400 тыс га. Кроме того, централизованная процедура закупки пестицидов затягивает их приобретение и ограничивает право выбора для предпринимателей. Закуп услуг химических обработок на незначительных территориях постоянно срывается ввиду незаинтересованности поставщиков в малом объеме услуг. Поскольку пестициды завозятся в основном из-за рубежа, цена зависит от курса национальной валюты. Короче, сплошные минусы.
Поэтому законопроектом предусмотрен переход от полного финансирования фитосанитарных мероприятий за счет бюджета к удешевлению их для бизнеса.
Исключением останутся мероприятия против стадных саранчовых вредителей и карантинных объектов на землях запаса.
МСХ уже посчитал, что таким образом за счет имеющегося финансирования площадь обработки можно довести до 100%. Такой подход также позволит в рамках ежегодно выделяемых средств направить необходимую сумму на возмещение затрат за уничтоженные бактериальным ожогом деревья.
В части фитосанитарных новаций депутаты министерство не поддержали. Считают, что чересчур много будет взвалено на плечи аграриев. Ноша окажется слишком тяжела, в итоге есть опасность распространения вредителей.
Сразу после встречи костанайские предприниматели не очень охотно комментировали полученную информацию, говорили, что надо обдумать.
- Для себя я пока сделал вывод один - того, кто нормально работает, государство поддерживать не планирует, - сказал президент АО «Заря» Александр КЛИМКО, - зато очень поощряет кредитную активность. Это касается и политики в области субсидирования, которая вся ориентирована на займы и лизинг, и этих новых инструментов вроде аграрных расписок. Опосредованно помощь в получении кредитов, это больше помощь банкам, чем крестьянам.
Депутатская работа с поправками продолжается. Мажилисмены призывали подключаться к ней предпринимателей. В заседаниях рабочей комиссии можно участвовать в онлайн-режиме.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера