Бесхребетность

Евгений ШИБАРШИН

- "Нур Отан" сегодня - становой хребет нашей политической системы, - заявил президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ на недавно состоявшемся заседании политсовета этой партии. Будучи ее лидером, глава государства поставил перед однопартийцами задачу быть "главным проводником системных преобразований в Казахстане, самым эффективным механизмом политической работы в стране".

На первый взгляд, партия, получившая на выборах подавляющее большинство мест во всех представительных органах власти, должна быть именно такой. Но не возникает ли у вас ощущения, что за высоким забором из красивых фраз о великой значимости отдельно взятой партии скрывается нечто другое, куда более важное для понимания происходящего в Казахстане?

Начнем с того, хорошо или плохо, когда в государстве, заявившем о приверженности демократическим ценностям, роль "станового хребта политической системы" отводится партии? Если в данном случае слово "хребет" несет в себе смысл какого-то опорного начала, то отводить такую роль какой-либо партии - дело сугубо ошибочное. И уж тем более, когда речь идет о политической системе в многопартийном обществе.

Заполнение всех ячеек политической системы представителями одной партии еще не означает, что у нее (системы) появился «хребет». Иначе может получиться так, что после избрания в будущем представителей других партий «хребет» будет сломан. Скажите, кому нужна такая политическая система?

Неужто люди, вписавшие в речь Назарбаева эту словесную эквилибристику, не вдумывались в смысл употребленных слов? Или сделали это вполне осознанно? Скорее всего, ни то, ни другое. Они, очевидно, действовали по-Фрейду: заполнили словами образовавшуюся в политике брешь, которую чувствуют интуитивно.

Дело в том, что для любой системы скрепляюшей основой явлется основной принцип, по которому она формировалась. Он-то и есть тот самый "хребет". Если речь идет о политической системе демократического государства, то она устойчива, когда создается на основе принципа политического плюрализма. Если он не соблюдается, то основа демократического государства подрывается. В нашем случае именно это и происходит. У политической системы Казахстана и без того "хребет" не отличался устойчивостью, а сейчас он и вовсе рассыпался. Однако деятели из президентской администрации хотят убедить общество в его наличии. Более того, уже устами президента предлагают ему ("хребту") взвалить на себя тяжелую ношу "системных преобразований". Не понимая при этом, что даже если "нуротановцы" очень захотят выполнить свои предвыборные обещания, они сразу "упрутся" в органы исполнительной власти, а там одних рычагов партийного осуждения не хватит.

Если уж КНБ и финполиция не могут справиться с коррупцией, то "Нур Отану" с его будущей программой "Десять сокрушительных ударов по коррупции", кроме сотрясания воздуха, ничего не останется. Да и слабо как-то представляется, что местные лидеры этой партии смогут воздействовать на акимов. Тем более, что Конституция не позволяет общественным объединениям вмешиваться в государственные дела. Ну, разве что для "хребта" найдут там какую-нибудь лазейку.