Острова веры на горячей земле
В этом году, когда в Константино-Еленинском соборе освящали воду, в нее была добавлена вода из реки Иордан. Ее благочинный Виктор ПЕТРОВ привез с собой из Святой земли, куда совершил паломничество в декабре 2007 года.
Великое смешение
Паломников из Казахстана было 16, костанайский священник возглавлял эту делегацию. Говорит, что вставать ежедневно приходилось в пять утра, иначе в насыщенную программу не уложились бы.
- Жили в старом Иерусалиме в гостинице, которую содержал араб-христианин. Персонал там был исключительно мужским, - рассказывает отец Виктор. - Погода стояла очень теплая: на равнине выше +20, в горах - выше +30.
Старый Иерусалим разделен на четыре квартала: еврейский, христианский, арабский и армянский. Чтобы попасть из одного в другой, надо получить пропуск на контрольно-пропускном пункте. Из соображений безопасности по городу не рекомендуется ходить в одиночку. Из тех же соображений в еврейском квартале не советуют разговаривать по-русски. Вроде бы там до сих пор помнят о напряженности советско-израильских отношений.
В Иерусалиме - причудливое смешение религий: колокольный звон перемежается призывами муэдзинов. Во время намаза некоторые мусульмане молятся прямо на улице. Для этого города - обычное дело.
Паломники из Казахстана дважды проводили службу в храме Воскресения Господня, его еще часто называют храмом Гроба Господня. Православная служба, которую проводят греческие священники, продолжается с 23.30 до 4 часов утра. Потом наступает очередь армянских священников, которых сменяют католические. Только с полудня и до 19-ти часов храм открыт для верующих.
Их называют «трудники»
Паломники многое успели увидеть и узнать в Израиле. Поразило, например, бережное отношение тамошних жителей к воде. В Израиле всего один большой источник пресной воды - Тивериадское озеро. Наверно, поэтому 1,5-литровая бутылка питьевой воды стоит $2.
На полях, в том числе и монастырских, к каждой луночке подведена труба маленького диаметра, действует система капельного орошения. Вся она компьютеризирована и позволяет регулировать уровень влаги в почве. Паломникам рассказывали, что на плодородной земле в северной провинции Галилее фермеры собирают по три урожая. Но хлеб на Святой земле недешевый: батон, который у нас стоит около 40 тенге, в Израиле продается за $2-3.
- В монастырях во врытые в землю цистерны для бытовых нужд собирают воду в сезон дождей, который длится с декабря по март, - рассказывает отец Виктор.
Земледелие для местных монахов является, пожалуй, вторым основным делом после служения Господу. Выращивают овощи, фрукты, ухаживают за кипарисами. Продукцию с грядок и садов используют для собственных нужд и кормления паломников.
В Горнском женском монастыре отец Виктор встретил жительницу Костаная, которая живет там уже два года. Женщина относится к трудникам - людям, живущим под крышей монастыря, но не являющимся духовными лицами. Трудники, как правило, ремонтируют монастыри, помогают ухаживать за посевами.
Особый бизнес
Делают его местные жители на святости здешних мест. Благоговеть полагается паломникам, а люди просто живут. Дорога к храму Воскресения Господня лежит через узкую улицу - Старый базар. Тут покупают религиозные атрибуты для любого вероисповедания. Цены высоченные. Торговаться можно, но это утомительно.
Чтобы попасть к христианским святыням, расположенным на арабской территории Иерусалима, надо заплатить пару-тройку долларов. Впрочем, и главная христианская святыня - храм Воскресения Господня - находится на частной земле. Ею с 8 века владеет арабская семья, которая из поколения в поколение присматривает за храмом. За то, что христиане проводят там службу, они платят арабам.
Побывали наши паломники также в храме Преображения Господня на горе Фавор, которая при своих 600 м высоты похожа на стог сена. На «макушке» его и построен храм. Наверх ведет узкая и извилистая дорога. Кому не по силам взбираться пешком, прибегают к услугам арабов-таксистов из деревушки у подножья горы. На микроавтобусах они доставляют желающих к храму и обратно. Стоит это около $10. Адреналин - бесплатно. Лихие таксисты умудряются на серпантине делать одновременно три дела: развивать высокую скорость, разговаривать по сотовому телефону и, соответственно, одной рукой управлять автобусом.
- Было страшновато, но они, наверное, знают, что делают, - вспоминает отец Виктор.
Фото из архива Виктора Петрова
Материалы номера