Чтоб автобусы почище. И почаще ездили

Татьяна НАЗАРУК

Как изменится общественный транспорт после тендера на пассажирские перевозки?

3 сентября в Костанае должен был пройти очередной тендер на право обслуживания городских и пригородных маршрутов. Горожане ожидали, что будут учтены замечания о недостатках, с которыми они мирились несколько лет. Однако конкурс не состоялся из-за отсутствия заявок на участие в нем. Причина своеобразного бойкота - завышенные, по мнению перевозчиков, требования акимата. «НГ» поговорила о желаемых условиях работы общественного транспорта со всеми сторонами - акиматом, перевозчиками и пассажирами. И постаралась выяснить, ждут ли нас положительные изменения, когда конкурс все-таки состоится.

По словам Алексея Бойченко, автобусы в Костанае - третьего класса, одни из лучших в стране / Фото Артема МАРУСИЧА

Тендер среди перевозчиков проводят раз в четыре года. С 2014 года услуги общественного транспорта костанайцам предоставляют 7 перевозчиков. Так как конкурс был признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок, его проведут повторно. Это обещают сделать в сентябре, пока действующие договоры с перевозчиками не утратили силу.

В течение всего года, когда речь заходила о неудовлетворительном качестве общественного транспорта, чиновники уверяли: когда в августе 2018 года объявят условия тендера, все замечания пассажиров учтут. И действительно, одним из условий победы в тендере стало наличие новых автобусов. Желательно - отечественного производства. Именно это поставило перевозчиков в тупик.

 Условия акимата

Как пояснили «НГ» в отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная, о проведении тендера объявили 31 июля. Срок приема заявок - до 15 августа. Акимат выставил 16 лотов, в каждом - от одного до пяти маршрутов.

Отвечая на запрос «НГ», руководитель отдела ЖКХ Костаная Алексей ТАРАСОВ в числе требований для участия в тендере назвал предоставление бесплатного проезда для детей в возрасте до 7 лет, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников военных действий в Афганистане, инвалидов 1-2-й групп по зрению. В два раза дешевле проезд должен быть для детей в возрасте от 7 до 15 лет, а для пенсионеров всех категорий - не менее чем на 10 тенге ниже установленного тарифа.

Но это уже вошедшие в традицию правила, с которыми перевозчики давно не спорят, хотя льготы предоставляют из своего кармана. Непонимание со стороны большинства обслуживающих компаний вызвало условие о покупке новых автобусов отечественной сборки. В связи с тем, что в марте 2018 года костанайским перевозчикам снова отказали в повышении тарифа до 129 тенге, этот пункт им просто не по силам. Второй аргумент перевозчиков - местные автобусы дороже импортных и значительно уступают им по качеству.

Чиновники считают, что обновление парка - стандартное требование для всех компаний, работающих на рынке пассажирских перевозок.

- Это везде прописано, во всех договорах, - отметил специалист сектора технического надзора отдела ЖКХ Нурдаулет БЕЙСЕНОВ. - У кого транспорт новый и, что приветствуется, отечественной сборки, те имеют больше шансов выиграть желаемый лот. Также мы рассматриваем такой вариант: если перевозчики захотят оформить покупку автобусов в лизинг, мы готовы продлить срок договора на семь лет вместо четырех.

Согласно новому договору, победители тендера должны обновлять за свой счет информационные таблички с перечнем маршрутов и графиком движения на остановках, а также обустраивать места отдыха для водителей, проводить там уборку и заключить договор на вывоз мусора. Перевозчики считают, что обустраивать конечные остановки и уж тем более платить за новые таблички для остановок должен город. У акимата другая позиция. По словам Нурдаулета Бейсенова, перевозчики всегда брали на себя траты по изготовлению желтых информационных табличек, которые висят на остановках.

 

- Сами остановочные павильоны, урны, лавочки - это забота администрации, а таблички - перевозчиков, -  отмечает он. - Их давно уже пора обновить, информация о маршрутах и графике движения не менялась на них с 2014 года.

Однако, судя по внешнему виду этих табличек, повесили их гораздо раньше 2014 года. В списках маршрутов на одной такой до сих пор значится «двадцатка», которую из списка лотов убрали уже 4 года назад при проведении тендера.

Эти таблички с информацией о маршрутах повесили раньше 2014 года / Фото Татьяны НАЗАРУК

Другие требования к перевозчикам: единая форма для всех водителей (белая рубашка, темный галстук), громкоговорители, видеокамеры и терминалы GPS во всех автобусах.

- Названия остановок должны объявлять на государственном и русском языках, - уточнил Алексей Тарасов. - Данные с GPS должны передаваться в центральную диспетчерскую службу в режиме реального времени.

В этом году специальный пункт в договоре ввели для маршрута № 7 (сейчас его обслуживает ТОО «Костанайавтотранс») - увеличить вместимость автобусов с 24 до 90 мест. Это означает, что по этому маршруту должны будут курсировать большие автобусы вместо маленьких китайских.

Кроме того, акимат решил заняться и проблемой рекламы в автобусах: теперь перевозчик, если захочет разместить коммерческие плакаты и баннеры, должен будет согласовывать эти планы с отделом ЖКХ.

Еще одно нововведение - установка в автобусах по требованию заказчика валидаторов (устройств для проверки электронных проездных билетов). В будущем власти планируют ввести в автобусах электронную систему оплаты.

- Эти затраты не лягут на плечи перевозчиков, - отметил Бейсенов. И пояснил: - Есть такие фирмы, которые устанавливают валидаторы за свой счет, а затем будут списывать процент от стоимости каждого билета.

Так что платить за валидаторы перевозчики все же будут, но в рассрочку.

По словам Бейсенова, в августе перевозчики снова отправили запрос в акимат на повышение проездного тарифа. Обозначили сумму в 165 тенге. Им отказали. Причина - пассажиропоток никак не отслеживается.

Несколько перевозчиков ввели билетирование, но пассажиры жалуются, что билеты им не выдают / Фото Артема МАРУСИЧА

- Это означает, что нам не могут предоставить достоверные данные о расходах и прибыли компаний-перевозчиков, - объяснил Нурдаулет Бейсенов. - По закону они обязаны выдавать пассажирам билеты и таким образом просчитывать свои доходы. Но до сих пор не все перевозчики ввели у себя эту систему. Если бы мы действительно убедились в том, что компании несут убытки, то рассматривали бы вариант субсидирования.

Дополнительно «НГ» пояснили, что письма от перевозчиков и пассажиров с пожеланиями об условиях тендера в отдел ЖКХ не поступали. Схемы движений маршрутов останутся прежними, так как в течение года некоторые уже поменялись: № 8 теперь заезжает на КСК и выполняет функции упраздненной «девятки», № 10 продлили до района ПЧСТР, а маршрут № 5 - до микрорайона Аэропорт.

 «Работаем в убыток»

Этот аргумент привели почти все перевозчики, когда «НГ» спрашивала про желаемые условия работы.

- Если в прошлом году мы посчитали, что нам нужен тариф 129 тенге для нормальной работы, то в этом году - уже как минимум 170 тенге, - отмечает Алексей БОЙЧЕНКО, председатель Ассоциации перевозчиков Костаная и директор ТОО «TTS Reisen», обслуживающего 9 городских маршрутов. - Солярка дорожает колоссальными темпами. Нам нужно либо повышение тарифа, либо субсидирование. Надеемся, что вопрос с субсидиями будет рассмотрен в следующем году. Мы уже сделали расчеты по методике Министерства инвестиций и развития для этого дела. Перевозчики в нулевом состоянии сейчас, техника ломается, водители увольняются.

По словам Юрия ВИЛЬГЕЛЬМА, директора ТОО «Компания STA», обслуживающего 5 маршрутов, именно из-за требования покупать новые автобусы перевозчики не подали заявки, потому что выполнить это условие при нынешнем положении невозможно.

- Заявку на участие в тендере мы, конечно, подавать будем, - сказал он. - Но обновить автопарк физически не сможем, если солярка продолжает дорожать и тариф не поднимают. Свои автобусы поддерживаем в исправном состоянии, стараемся, чтобы пассажиры были довольны всеми условиями. Но покупать новые автобусы за 25-30 млн тенге - нереально.

«Удобства» для отдыха водителей на конечной остановке «Автовокзал» / Фото Артема МАРУСИЧА

С коллегами согласны представители еще двух компаний: ТОО «Жарык Жол-1» (№ 24, 27, 114) и ПК «Альтаир» (№ 5, 11, 12).

Более оптимистичный прогноз на будущее дали в ТОО «Костанайавтотранс», обслуживающем 7 маршрутов. Заместитель директора Сергей КАТАЛЬНИКОВ рассказал, что сейчас завершается оформление договора с банком. Компания собирается закупать новые автобусы.

- Планируем взять 10 штук, - уточнил он. - Автобусы будут на 100 процентов отечественного производства.

К слову о субсидиях. О том, что костанайские перевозчики сами лишают себя господдержки, «НГ» рассказал член областной рабочей группы по субсидированию пассажирских перевозок Геннадий КУКОБА. Для этого прежде всего необходимо билетирование, о котором также говорил акимат.

- Чтобы перевозчики смогли получать субсидии, надо, чтобы их маршруты признали социально значимыми, - пояснил он. - Для этого они должны предоставить расчеты, подтвердить доходную и расходную части. Сделать это можно только после введения билетной системы, чего до сих пор нет у многих перевозчиков. Мы уже почти добились того, чтобы субсидирование получали два карасуских маршрута и один карабалыкский.

Тем не менее, несмотря на недовольство и жесткие условия тендера, все действующие перевозчики намерены участвовать в новом конкурсе.

 Исправьте старые ошибки

Пользующиеся общественным транспортом костанайцы, судя по опросу «НГ» в соцсети «ВКонтакте», во многом желают только одного - соблюдения интервалов движения. Основная масса жалоб приходится на долгое ожидание автобусов, преимущественно по вечерам. Пассажиры маршрутов № 102 и 102 «Б» сетуют еще и на малое количество автобусов на линии: утром и вечером в салон просто невозможно протиснуться. Чистота автобусов, вежливость водителей в сравнении с этим - дело второстепенное, но тоже важное. Некоторые читатели даже не против платить за проезд больше, если условия сделают лучше. Подробнее о мнении и пожеланиях костанайцев относительно автобусов читайте в «Мнениях пассажиров».

 Автобусы ИП «Брунер» костанайцы хвалят - почти все «тройки» новые, с чистыми салонами / Фото Татьяны НАЗАРУК

До конца сентября тендер должны провести. Если учесть, что, скорее всего, участвовать в нем будут те же самые перевозчики, особой новизны ждать не приходится. Остается надеяться но обещанное обновление автопарков и соблюдение хотя бы самых простых условий тендера.

Мнения пассажиров

Марина КРИСТИАНСЕН:

- Благодаря почти полному отсутствию на маршруте № 19 автобусов (ожидание около 35 минут), стала ходить пешком. А что, я восемь остановок за то же время прохожу! Что будет зимой в гололед и морозы, не знаю. Водители случайно попавшихся автобусов охотно отвечают, что такая ситуация только перед тендером...

Антон ЛИ:

- Маршрут № 22 интервал не выдерживает. По 20 минут, а то и больше приходится ждать. Прихожу на остановку в одно и то же время и никак не могу угадать время прибытия автобуса. Очень часто, если не всегда, водители настолько опаздывают, что на проходной КСК скапливается куча автобусов. По маршруту № 7 - та же песня. Вдобавок к этому еще «брички смерти» на маршруте работают. Зато № 13, 25, 2 очень часто подъезжают. Да и автобусы у них малость получше будут.

Николай ДЕТКИН:

- Маршрут № 102 - это ад, хоть и интервал в час пик минут 10. Автобусы забиты настолько, что выйти из них уже нельзя.

Сергей АСАНОВ:

- По моему мнению, хорошие маршруты - это № 25 и 3. Автобусы № 2, 13, 11, 5, 12 надо обновлять. Особенно на «двойке» - там узкие проходы.

Arman Kz:

- Нужно внедрить единую электронную систему оплаты по картам для систематического учета доходов и расходов предприятий. Оплату наличными запретить. Чтобы проверяющих не было (дополнительных трат на зарплату), можно поставить турникеты на выходе, то есть у двери рядом с водителем. Водители будут освобождены от приема-передачи денег и ответственности за их хранение. Топливом заправляться будут на заправках безналом, по договорам. Потом можно будет отслеживать доход, сколько идет на зарплату работникам, запчасти, топливо, налоги. Без акимата никуда. Они должны это давно внедрить.

Евгений ДЮСУПОВ:

- Надеюсь, те перевозчики, которые вечно плачут, что они работают себе в убыток, не будут участвовать в тендере, а на их место придут другие! А если все-таки они вздумают участвовать, значит, бизнес не такой уж убыточный, как нам пытаются преподнести, иначе смысл работать в убыток себе!

Валерия СОТОВА:

- «Тройка» всегда супер! У них даже огнетушители блестят, новые, 2018 года! Маршрут № 27 тоже молодцы. Кстати, «пятерка» стала радовать в последнее время.

Angri Hot-Birds:

- Вот уже 11 лет я каждый день езжу по маршруту КСК - ДК «Строитель», данный маршрут обслуживает только «семерка», и это полный кошмар. Сначала были газельки, потом появились мелкие китайские недоразумения, потом наконец-то появились большие автобусы. В час пик приезжает маленький автобус. С утра на работу едет вся Складская, «Баян-Сулу», 5-я школа, лицей и т. д. С утра даже в большом автобусе забито все битком. Сколько можно?!