Крутите педали, пока вам не дали...

Ольга ЛИХОГРАЙ,
Дмитрий ПЕТРЕНКО

Кататься на велосипедах в Костанае негде: на улице нет места, в центре - незаконно

По подсчетам велопрокатчиков, количество желающих пересесть на экологический транспорт в Костанае увеличивается в среднем на 100 человек в год. В этом сезоне активно крутящие педали еще и бьют все рекорды по неожиданному появлению в самых неподходящих местах. То они со свистом шин и риском опрокинуть пешеходов проносятся по тротуарам, то нарезают круги в парках и скверах рядом с мамами и их малышами, то рассекают по проезжей части. Картинка далека от радужной перспективы, которую в прошлом году могли нарисовать себе велосипедисты, узнавшие о планах властей по обустройству велотреков на трех улицах города. Как выяснили корреспонденты «НГ», светлое велодорожное будущее было нереальным уже на момент чиновничьих обещаний.

«Английские» автобусы зарегистрированы как аттракционы, но это не мешает им ездить по Костанаю

«И куда нам деться?»

О том, что в проекты по реконструкции улиц в этом году нужно заложить устройство велосипедных дорожек, аким области Архимед МУХАМБЕТОВ заявил в октябре прошлого года во время осмотра набережной «Шагала».

- Пусть по 20-30 км, но чтобы они были, - сказала он тогда. - В частности, по улицам Абая, Гагарина, Тауелсиздик.

Аким Костаная Базыл Жакупов и его заместитель Олжас Нургалиев кивали и обещали предусмотреть. Лето 2018 года на излете, как и реконструкция участков улиц, где предполагались велодорожки, а велосипедисты все еще колесят по не предназначенным для них местам.

- На велосипеде я катаюсь недавно, всего пару лет, - рассказал «НГ» Руслан СЕИЛХАНОВ, участник велопробега, прошедшего в Костанае 5 августа. - Но уже почувствовал, что такое отсутствие велодорожек. Они просто необходимы, потому что без них ездить невозможно ни по городу, ни на дальние расстояния. Да отъехать от собственного дома буквально несколько километров - и то проблема. Приходится ездить по дорогам вместе с машинами либо по тротуарам, а это все очень опасно.

Прокат детских машинок в пешеходной зоне Сити-центра работает без разрешения

Еще один участник пробега Сергей ПИВОВАРОВ ездит на велосипеде уже пятый год и критикует власти еще больше.

- Честно сказать, меня эта ситуация возмущает и даже подбешивает, - говорит он. - Есть же люди, которые ответственны за проектирование улиц в нашем городе. Во многих областных центрах есть велодорожки. А то едешь по дороге, сигналят водители, едешь по тротуару, возмущаются пешеходы. И куда нам деться? Все говорят о бесконечных государственных «великих» программах, инновации, цифровизации, а элементарного сделать не могут! Количество ДТП с участием велосипедистов с каждым годом увеличивается. А все почему? Ходили разговоры о том, что должны были их сделать, ну и где они? Да прогуляли они их уже...

С испанским покрытием

Последней каплей в чаше возмущения стал щедрый подарок, который этим летом сделали костанайцы на день рождения Астаны. О нем особенно резко высказалсяпостоянный пользователь сайта ng.kz Yudjn, опубликовавший свой фоторепортаж о посещении столицы в рубрике «Народные новости» на сайте ng.kz

Подарок Астане в виде велодорожек обошелся костанайцам в 582 млн тенге /Фото пользователя сайта Yudjn

- В подарочный набор в виде велодорожки протяженностью 56 км наряду с Павлодарской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Акмолинской и Жамбылской областями вошла и наша, - пишет Yudjn. - Подарочная доля от костанайцев равнялась 21,4 км реконструированной и современно оснащенной на всем протяжении скамейками, велопарковками, Wi-Fi и зарядными устройствами для телефонов велодорожки ценой 582 млн тенге. В марте на внеочередной сессии Костанайского областного маслихата, когда распределяли высвободившиеся в бюджете 2 млрд тенге, депутаты на Астану утвердили 375 млн тенге. Позже сумма выросла. Говорят, что деньги не очень большие. Но это как посмотреть. Если в сравнении со стоимостью подарков других областей, то возможно. А если с точки зрения потребностей самого региона, так весьма немалые. Между тем велосипедистов в областном центре реально становится больше. А еще обидно, что костанайцы, на кусок бюджета которых будут вести здоровый образ жизни столичные жители, не представляют себе, как выглядит их подарок. И спасибо им никто не сказал и не скажет.

Приехав в Астану, Yudjn специально отправился посмотреть на костанайский подарок.

- Она легко угадывается по свежему виду, а начинается с отремонтированного Центрального сквера на правом берегу, петляя через вполне ухоженные и не очень зеленые насаждения, убегает по мостам и проспектам куда-то на левобережье, - описал свои впечатления пользователь сайта. - Вычленить кусок нашего бюджета не удалось, так как указатели на глаза не попались и внешне на всем протяжении она была идентичная. Как сообщалось, в целом строительство велодорожки велось по единому проекту, разработанному ТОО «НИПИ «Астанагенплан», с той лишь разницей, что в некоторых местах она шириной 3 м, а на остальном протяжении полутораметровая. При прокладке велодорожки впервые было использовано испанское асфальтовое покрытие с красным пигментом. Оно считается устойчивым к износу, а пигмент делает велодорожку более заметной как для велосипедистов, так и для автовладельцев, что в итоге позволяет повысить безопасность движения на этих участках. Между тем в Костанае, не имеющем ни метра специального покрытия для велосипедов, даже намерения кое-какие были обозначены. В прошлом году аким области говорил, что надо на 2018 год заложить в бюджете средства на проектирование и строительство велодорожек по улицам города. Пока слова словами и остаются?

Интересный поворот

Этим же вопросом задается организатор велопроката «ВелоГОРОД» Ксения СОКОЛУНИНА. Еще до того, как Архимед Мухамбетов высказался о строительстве велодорожек, она побывала на приеме у акима Костаная Базыла Жакупова и конкретно спросила: когда в городе появятся велотреки?

По вечерам в Сити-центре можно наблюдать настоящий транспортный коллапс

- Уже тогда, летом 2017 года, аким сказал, что в планах на 2018 год строительство велодорожек предусмотрено, - сообщила «НГ» Соколунина. - Сейчас ремонт улиц идет полным ходом, они расширяются, но ни одной дорожки я не вижу. Велосипед для костанайцев летом должен становиться транспортом номер один, на котором из пункта А в пункт Б реально добраться за 15-20 минут, минуя пробки и не заморачиваясь на парковках. Но он не становится таким, потому что люди боятся ездить по проезжей части и тротуарам. Месяц назад в «Инстаграме» я провела опрос о том, что мешает сесть на велосипед. Подавляющее большинство ответов сводилось к отсутствию велодорожек.

Почему они так и не появились, корреспондент «НГ» спросил у заместителя акима города Айдара ХУСАИНОВА вовремя брифинга, посвященного веломарафону для незрячих и слабовидящих Астана - Париж - его участники сделали остановку в Костанае 7 августа.

- Вопрос, конечно, корректный, - ответил Хусаинов. - Проектная документация для реконструкций, которые идут сейчас, была принята в 2017 году. Прохождение госэкспертизы и разработка ПСД по реконструкции улиц проводится заранее, и в 2017 году на 2018 год у нас проекты по тем улицам уже имелись. На участках, где уже заканчивается реконструкция, установка велодорожек невозможна, так как госэкспертиза не пропустит вмещение по ширине данных дорожек. Сейчас ведется работа по микрорайону Юбилейный, там мы предусматриваем велодорожки. Совместно с предпринимателями разработан проект по установке в городе велосипедных стоянок.

Поворот получился интересный. То есть в конце 2017 года власти обещали народу велодорожки на тех улицах, где их в принципе не могло быть. И городские чиновники, собираясь выполнить поручение областного акима, либо этого не знали, либо не согласовали друг с другом этот момент. Либо по привычке дали руководству, а заодно и народу, пустые обещания.

НЛО и другие

Еще более любопытный поворот получился, когда мы выяснили, что единственная в Сити-центре Костаная точка велопроката вместе с другими детскими развлечениями (прокат машинок, автобусов) живет вне закона. И все потому, что взрослые не могут разобраться, кто должен выдавать разрешения на их существование.

За последние годы в Костанае к любителям катания на велосипедах прибавилось множество различных НЛО от не совсем добросовестных предпринимателей. Почему НЛО? Да все потому, что реально уже не всегда можно распознать, что на тебя «летит»: то ли велосипед, то ли мотоцикл, то ли колесница времен Римской империи. Они настолько заполонили пешеходную зону Сити-центра, что пешеходы испытывают стресс от того, что оказываются на «проезжей части». Очевидно, что для подобных катаний специально отведенных мест акимат города не предусмотрел, поэтому жители и вынуждены наблюдать хаос в самом центре Костаная.

Организаторы «ВелоГОРОДА» уверяют, что арендуют землю у торговых центров, власти Костаная считают, что они все равно вне закона

Отдельное «восхищение» вызывают новоявленные «английские» автобусы на базе китайского легкового автомобиля. Их неоднократно видели на улицах города, хотя у них нет ни техпаспорта, ни государственного номера. В недавнем велопробеге, посвященном Дню транспорта, один из автобусов возглавлял колонну велосипедистов, разъезжая по городским дорогам за машиной ДПС. Как заверил водитель, автобус зарегистрирован как аттракцион. Интересно, а если бы этот аттракцион совершил ДТП, то каким образом он бы нес ответственность? И на основании чего он может передвигаться по городским дорогам? Детский аттракцион не имеет даже ремней безопасности на своем втором этаже. Обшивка сделана из материала, который используется в рекламных агентствах для изготовления вывесок и напоминает тонкий кусок пенопласта. Детские поезда, ездящие как им вздумается, отдельная тема для разговора...

И все это движется, крутится, гудит, причем их владельцы не имеют никакого права на такую деятельность. Сами индивидуальные предприниматели не скрывают, что им легче договориться с владельцами близлежащих торговых центров, чем брать разрешения в акимате.

- У нас нет разрешений на данный вид деятельности, а разве они нужны? - удивился сотрудник одного из ИП, занимающегося сдачей гироскутеров, 16-летний Никита.

Его работодатель говорить с нами отказалась. Неизвестно, как оформлен в ИП несовершеннолетний сотрудник. И таких, как он, в возрастной категории от 12 до 17 лет в этой зоне беспредельного отдыха - десятки. Получается, что в погоне за прибылью предприниматели, которых никогда нет на месте, еще и забывают о законах.

- Я шла с работы домой, в сторону ТЦ MART, меня сбил мальчик на велосипеде. Ушиб ноги, травмпункт, порванные колготки. С кем мне разбираться, с ребенком? - рассказала «НГ» жительница Костаная Алмагуль ЕСКАЛИМБЕТОВА.

- Это же ненормально - заполонили весь город, людям ходить негде! - говорит Асия КУЛЬЖАНОВА. - Моя мама - пожилая женщина, она боится выходить в сторону ЦУМа, потому что там этот бардак. По-другому не назвать! Раньше люди спокойно ходили, гуляли и находили куда вести детей. Кому надо, покупали велосипеды. Но они не скапливались в таком количестве в центре! Тут и велосипедисты, и какие-то каталки по 5 человек, и дети эти на ноги наезжают. Конечно, матерям этим-то что - чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. А остальным как? Пешеходы, что, не люди? Раньше ведь никогда не было такого бардака!

Катаются вне закона

Похоже, что бардак распространяется дальше. Прокат детских велосипедов и кар уже появился на площади у памятника Байтурсынову, напротив КГУ. С вопросом, на каких основаниях в Костанае не только существует, но и разрастается не совсем разрешенный бизнес, мы обратились в отдел ЖКХ городского акимата.

- Отдел ЖКХ отвечает непосредственно за содержание земли общего пользования, ее благоустройство, побелку, покраску, уборку и так далее, - сообщил «НГ» руководитель отдела Алексей ТАРАСОВ. - К сдаче в аренду земли на территории города отдел ЖКХ не имеет никакого отношения. Вам нужно обратиться в отдел предпринимательства или СПК «Тобол».

Однако в отделе предпринимательства заявили, что их ведомства даже нет в списке структур, с которыми вело- и другие прокатчики обязаны согласовывать свое место расположения.

- Традиционно установку велопроката и других курировал отдел ЖКХ, однако в прошлом году выяснилось, что не в его компетенции указывать места для занятия предпринимательской деятельностью, - пояснил «НГ» руководитель отдела предпринимательства акимата Костаная Талгат ШОКАНОВ. - Процедура получения разрешения на место в Сити-центре довольно сложная. Предприниматель через ЦОН подает заявление на имя акима города с приложением топосъемки и других документов, заявление направляют в отдел архитектуры, чтобы он начал работу по согласованию с различными организациями: «Костанай-Су», КТЭК, энергетики, СЭС, департамент по ЧС, органы дорожной полиции. Если никто не возражает, вопрос выносится на рассмотрение земельной комиссии с участием акима города. Почему этого никто не делает и по факту разрешения ни у кого нет - вопрос сложный.

Велосипедистам Костаная пообещали дорожки на тех улицах, где их не могло быть изначально / Фото Дмитрия ПЕТРЕНКО

Сложный настолько, что директор ГКП «Парк культуры и отдыха» Амангельды ДОСЖАНОВ уже готовит гневные письма на имя акима Костаная и городского прокурора.

- Все эти аттракционы в Сити-центре - машинки, «английский» автобус, велосипеды, батуты - стоят там незаконно, -утверждает Досжанов. - У них есть патент и декларация об уплате налогов. Но нет ни разрешений на то, что они могут занимать городскую территорию, ни документов о прохождении техники безопасности, а у автобуса - ни техпаспорта, ни государственного регистрационного номерного знака! А если он завтра кого-нибудь собьет? Почему мы в парке культуры и отдыха должны соблюдать все эти требования - вести журнал учета, наши контролеры-операторы ежедневно расписываться в инструктаже по технике безопасности, а они могут работать вне закона?

Ответ на этот вопрос ждут не только предприниматели, но и жители, уставшие от транспортного хаоса в центре Костаная. Но похоже, что дать его городские власти, не сумевшие отрегулировать движение даже в небольшом Сити-центре и не привыкшие исполнять свои обещания, как в случае с велодорожками, пока не в состоянии.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА