«Пионерская», следующая - «Жас улан»
Наталья ЗДОРОВЕЦ
Решение о строительстве детской железной дороги в Костанае приняли ровно 40 лет назад
Многие костанайцы и сегодня еще помнят, как весело можно было провести досуг со своими детьми, прокатившись по самой настоящей, но все-таки детской железной дороге в районе городского пляжа.
Поезд отправляется со станции «Пионерская». 1980-е годы / Фото из личного архива Сергея МИРОЛЮБОВА
20 июля 1978 года бюро Кустанайского горкома Компартии Казахстана и исполкома постановило одобрить предложение Кустанайского отделения железной дороги под руководством Бертрана Рубинштейна о строительстве на общественных началах детской железной дороги предприятиями, организациями и учреждениями города. Новшество должно было послужить улучшению отдыха детей и созданию производственной базы для профориентации учащихся школ.
На Кустанайскую дистанцию пути возложили право расчетов за выполненные объемы работ. Кустанайский горсельпроект разрабатывал проектно-сметную документацию на строительство зданий (трех вокзалов, перронов, депо и благоустройство по всей полосе отвода). Для руководства строительством создали оперативную группу, в нее вошли Касаев А. С. - второй секретарь горкома, председатель; Лекерова К. И., Бабченко С. А., Тимошечкин А. П., Баженов М. А., Круковский В. В., Жовнер С. А., Коршун Г. Е., Лычагин И. Н., Павлюк М. А., Минасян Р. Д., Коломацкий Г. П., Киреев Г. И.
Поезд «Юный кустанаец» состоял из тепловоза ТУ2-043 и четырех вагонов / Фото из архива Армана КОЗЫБАЕВА
Возводили дорогу по принципу народной стройки, то есть каждое предприятие выделяло для строительства что-либо полезное: рельсы, шпалы, цемент, кирпич. Дело-то благое. Планировали закончить строительство по-советски - к 7 октября 1978 года, первой годовщине новой Конституции СССР. Так и случилось: 7 октября митинг на открытии детской дороги открыл В. Шлычков, первый секретарь Кустанайского горкома, были и разрезание красной ленточки, и забивание «серебряного костыля». И вот поезд под названием «Юный кустанаец» с четырьмя вагонами, наполненными счастливой детворой, отправился в первый рейс. Вели легендарный тепловоз ТУ2-043 и поезд машинисты: опытный А. С. Губанов и школьник Сергей Миролюбов.
Начальник ДЖД А.Салмухамедов вручает удостоверение юным железнодорожникам, 1980 год / Фото из личного архива Сергея МИРОЛЮБОВА
Притобольский парк (так он назывался в то время) примыкает к реке Тобол, это два гектара зеленых насаждений, где сохранилась красота леса и чистый воздух, прогулочная зона. Слева - река Тобол, дорога, пляж. Справа, наверху, - город и прилегающая жилая территория района Колесных рядов (в начале 20-го века возле Тобола селились кустари, по названию ремесел и появились названия будущих улиц: Красный Кузнец, Колесная).
Детская железная дорога была длиной всего 3 км железной кольцевой узкоколейки, но имела все, что положено: вокзал, тепловоз, вагоны, машинистов, проводников и бесконечное множество юных пассажиров с мамами. Детская железная дорога не была прибыльной, жила в основном за счет средств, выделяемых Кустанайским отделением железной дороги. Костяк детской станции составляли взрослые - профессионалы, которые увлекательными рассказами учили любознательных школьников премудростям железнодорожного процесса: как вести поезд, как рассадить пассажиров и читать знаки семафоров. В школах росла популярность профессии железнодорожника.
2 февраля 1979 года горисполком Кустаная вынес решение о наименовании станций детской железной дороги: «Пионерская», «Жас улан», «Тобол». Решение было необходимо для заказа на изготовление Ленинградской типографией билетов на проезд по ДЖД. О том, было ли это исполнено, сведений нет.
В 1980 году на станции «Пионерская» построили капитальное двухэтажное здание вокзала. С течением времени в нем размещались и кафе, и лыжная база. Сегодня за железной изгородью - ресторан «Гранат». Следов былой насыпи с рельсами и шпалами, вагонами, тепловозом - как не бывало.
Вагоны детской железной дороги в 80-х годах прошлого века / Фото из архива Армана КОЗЫБАЕВА
В 1984 году организовали кружок «Юный железнодорожник», который с большим энтузиазмом посещали дети железнодорожников, ученики 538-й школы и все желающие. Специальности проводника и стрелочника больше интересовали девочек, специальности машиниста и монтера пути больше привлекали мальчишек. Кружок, как и ДЖД, работал только в летнее время. В холодное время года детская дорога находилась на консервации. Но зато летом дети готовы были проводить в кружке весь день.
С наступлением кризиса ДЖД передали в управление Костанайского городского парка культуры и отдыха. Когда в 1992 году на замену старым пришли новые вагоны, средств для них у владельцев не нашлось, и вагончики уехали за пределы нашей области. Тогда появилась новая и кому-то очень выгодная коммерческая услуга - свадебный вагон с цветами и шампанским. Молодожены отправлялись в краткосрочное романтическое свадебное путешествие на детском поезде с перекрашенными в белый цвет вагончиками. Но, как оказалось, недолго музыка играла. Были рядом со станцией и «тарзанки» - развлечение за определенную плату.
Вагоны детской железной дороги в 90-х годах прошлого века / Фото из архива Армана КОЗЫБАЕВА
Весной 2000 года паводок размыл большой участок железнодорожного пути. Парк культуры и отдыха не нашел средств для проведения дорогостоящих восстановительных работ. В наступление перешли бурьян и огороды. По свидетельству очевидцев, жители Колесных рядов и улицы Красный Кузнец, словно в подтверждение более чем вековой дислокации своих ремесел в месте расположения ДЖД, разобрали и растащили и локомотив, и вагоны. Даже шпалы отправлялись на растопку печей. Остатки детской железки отдали «Вторчермету». Так станция «Пионерская» стала станцией с грустным названием «Конечная».
Пассажирские вагоны ПВ40, 2000 год / Фото В. А. СЕРЕДЕНКО
Материалы номера