В магазин - по дресс-коду
- 13 июня, в 12 часов дня, я зашел в магазин «Привет», что находится за «Емшаном», хотел купить что-нибудь перекусить. Так как я работаю недалеко, был в робе. Продавец выставила меня со словами: «Чтобы больше не появлялся в моем магазине в таком виде!» и не отпустила товар... Где найти на них управу? По какому праву продавец диктует нам, во что мы должны одеваться?
Алмас НУРМАГАМБЕТОВ, Костанай
Комментарий
На вопросы читателя отвечает адвокат Алла ЧУМАК:
- Статья 8 Гражданского кодекса предусматривает, что граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно, справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования и нравственные принципы общества, а предприниматели - также правила деловой этики. Я считаю, что эта статья как раз относится к данной ситуации. Что касается конкретного обращения к закону, у продавца или предпринимателя нет права не обслуживать покупателя по каким-либо критериям. Согласно закону «О защите прав потребителей», единственное право, которое имеет продавец, - устанавливать на товар гарантийный срок. Все остальные действия идут в качестве обязанностей. Потребитель, согласно букве закона, имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товара. Простым языком - он может хоть где, хоть как приобретать товар, согласно режиму работы магазинов. Какие-либо дресс-коды для посещения магазинов законодательством не предусмотрены. Что касается антисанитарного вида, то для определения такого состояния и его фиксации есть специализированный орган - управление по охране общественного здоровья.
Покупатель может себя защитить в такой ситуации, тем более что закон «О защите прав потребителей» предусматривает взыскание компенсации морального вреда. Но это нужно доказывать - такие моменты должны быть зафиксированы посредством вызова участкового или видеофиксации происходящего.
Материалы номера