«Мы предлагали, и нас услышали»

Евгений ШИБАРШИН

Директор сельского ТОО оценивает обновленную госпрограмму развития АПК

В конце мая заместитель премьер-министра, министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев представил депутатам мажилиса обновленную госпрограмму развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы. Появление этого документа год назад вызвало много вопросов у аграриев. Новый руководитель минсельхоза решил учесть замечания и уточнил программу несколькими направлениями долгосрочного характера. О том, какой будет эффект от предложенных новшеств, «НГ» спросила у заместителя председателя Костанайского областного филиала Союза фермеров Казахстана, директора ТОО «Зуевка» Александра БОРОДИНА.

Александр Бородин: «Нам нужно знать: что делать выгодно, а на что деньги тратить не стоит» / Фото Галины КАТКОВОЙ

Рынок зерна упустили

- Александр Иванович, вижу у вас в руках красочно изданный в типографии буклет программы развития АПК. По содержанию этот документ - такого же качества?

- Это программа еще без последних изменений и дополнений. Главный ее недостаток - там просматривается только министерство сельского хозяйства. А где министерство финансов, где министерство национальной экономики? На съезде НПП «Атамекен» мы спросили министра национальной экономики: в программе говорится о производстве зерна, мяса, молока - это хорошо, а про развитие сельских территорий вообще ничего. Он говорит: а мы забыли, мы упустили.

- Умирзак Шукеев как раз и сказал в мажилисе, что над дополнениями в программу работали специалисты не только минсельхоза, но и других ведомств. И отметил, что в ней теперь предусмотрены меры по развитию сельских территорий.

- С приходом в министерство Шукеева кое-что изменилось в лучшую сторону. Например, осенью закуп зерна в госресурсы был по 30-32 тысячи тенге за тонну, а когда назначили Умирзака Естаевича, он добился, чтобы цену за пшеницу III класса подняли до 42 000. Это помогло, но, если б так сделали в начале закупа, крестьянам было бы лучше.

- Относительно пшеницы новый министр сельского хозяйства заявил, что у нас идет перепроизводство. Зерна, по его оценке, сейчас столько, что его некуда сбывать. Шукеев предложил переориентироваться с предложения своей продукции на спрос внешнего рынка. Как вы оцениваете такой подход?

- Когда говорят, что у нас перепроизводство зерна, я в корне не согласен. Почему мы раньше зерно производили и оно уходило, а сейчас, когда рынок потеряли, утверждают, что оно не нужно? Считаю: пока не будет планового производства тех или иных культур, мы так и будем шарахаться из одной крайности в другую.

- Кто будет планировать? Если министерство сельского хозяйства, то оно все равно должно ориентироваться на спрос?

- Если у нас идет перепроизводство, нужно Продкорпорации или какой-то другой компании заключать контракты. Так, например, в Америке делается. Там на 5-10 лет контракты заключаются. На поставки в Иран, Пакистан, Узбекистан, Таджикистан и другие страны нужно заключать долгосрочные контракты. Лет 10 назад Казахстан по экспорту муки был в мировых лидерах. Мука нужна была, зерно твердых сортов нужно было, а сейчас ничего не надо? Как это? Все дело в том, что мы потеряли рынок. Ведь Продкорпорация в Казахстане создавалась для этих целей. Изначально она была государственной, а сейчас, по сути, стала частной.

Причина в цене и качестве?

- Казахстанское зерно не востребовано на внешнем рынке, потому что цена стала неконкурентоспособной или качество ухудшилось? Или появились другие причины?

- Их может быть несколько, но одна из них, на мой взгляд, - это рост себестоимости продукции. За счет удорожания ГСМ, электроэнергии, запасных частей, стоимости техники. Государственная поддержка перестала работать. Много ли, мало ли, но, когда давали по 300-500 тенге на гектар, мы могли как-то удешевить свою продукцию. За счет субсидий крестьяне могли на рынок выходить. А сегодня дорогая пшеница кому нужна? Точнее, субсидии вроде бы есть, но их размеры не покрывают увеличения наших расходов.

У нас отказались от погектарных субсидий, хотя в других странах это делают. В Казахстане говорят, что так неэффективно, что субсидии не до всех доходили. Все нормально доходило! Но пусть будет так. Тогда нужно делать специальные программы для целевого субсидирования. В России, например, в этом направлении делают капитальный рывок. Там создаются селекционные центры в растениеводстве и животноводстве. У нас Борис Павлович Князев (директор ТОО «Алтынсарино» - ред.) предлагал делать субсидии от реализованной продукции. Это, конечно, справедливо, но пока вопрос повис в воздухе.

- А качество казахстанского зерна влияет на спрос? В обновленной Программе развития АПК, очевидно, не зря предусмотрено 100% государственной оплаты элитных семян и первой репродукции с последующим возвратом 30% в Фонд развития семеноводства?

- Качество зерна, особенно в северных регионах нашей области, упало. Мне непонятна позиция наших мукомолов. Сейчас пшеница высокого качества у них почему-то оказалась не востребована. В некоторых хозяйствах клейковина пшеницы за 30, но цену приравнивают к III классу с клейковиной 23, а иногда - по IV классу. Как из такой муки еще лепешки выпекают? Мукомолы говорят, что афганцам и это идет...

Раньше государство поддерживало хозяйства, которые выращивали суперэлиту и элиту, а также тех, кто эти семена покупал. Кто покупал элиту, получал субсидии - около 49 000 тенге за тонну. То есть я, например, покупал за 70 000, и почти 50 000 мне возвращали. Покупать было выгодно, упор сделали на то, что в перспективе сеять будут только элитные семена. Это глубочайшая ошибка. Никто не говорит, что это плохо, но, если мы будем элитой засевать, на следующий год получим первую репродукцию. И куда мы ее? Отправим на мельницу. Это преступление. Теперь покупку семян первой репродукции будут субсидировать. Я с таким предложением от имени Союза фермеров не раз выступал и писал письма в министерство. И хорошо, если нас наконец-то услышали. Но нужно наладить четкую работу цепочки: оригинальные семена поступают в элитные семхозяйства, у них высококачественные элитные семена закупают семенные хозяйства и выращивают для фермеров семена второй репродукции. Все, включая фермеров, получают субсидии, но при этом все знают, сколько и какие семена нужны. Крестьяне вместо элиты начнут их покупать.

Еще бы пересмотреть установленные нормативы. Дело в том, что вводятся нормативы. На 1 га я должен брать 4 кг элитных семян. Представьте: у вас 100 га земли, вы получили 400 кг элиты - как вы их посеете? С такими нормативами многие крестьяне плюнут на все и по-прежнему будут сеять «мусор».

Семейные фермы не выручат

- Есть в программе и новшества в части увеличения производства животноводческой продукции. Предусматривается создание более 80 тысяч семейных ферм, занятых скотоводством, овцеводством и коневодством, расширение площади используемых пастбищ с 58 до 100 млн га, увеличение поголовья КРС до 15 млн голов, овец - до 30 млн голов. Производство молока планируют увеличить на миллион тонн, мяса птицы - в четыре раза. Это все реально?

- Еще предыдущий министр сельского хозяйства хотел увеличить экспортный потенциал по животноводческой продукции за счет мелких хозяйств. Это утопия! Главная проблема - качество продукции. В крупных хозяйствах, где применяется современная техника, ее качество будет лучше. В мелких хозяйствах закупить молоко, конечно, можно, но у них такого качества не будет. Главное сегодня - создавать комплексы. Я был в Канаде, там откормплощадки для 15 000 голов, переработка - все рядом, все увязано. Мелкотоварное производство не позволит нам обеспечить свой рынок, не говоря об экспорте.

- Даже на кооперативных началах, через объединение фермерских хозяйств по «якорному» принципу?

- Не поможет. Это должен быть комплекс, в котором можно было бы механизировать все процессы. Как, например, в ТОО «Терра» в Карабалыкском р-не и ТОО «Турар» в Федоровском р-не. Идет цифровизация, и что можно сделать в этом плане на мелкотоварном производстве? Нам сейчас следует подсчитать, сколько нужно мяса, молока и сколько откормплощадок для обеспечения кормами. Арабские Эмираты сегодня баржами откуда-то привозят корма, производят молоко, да еще и экспортируют его. Почему мы не можем?

Мне жалко становится денег, которые государство выделяет на эти цели. Планировать у нас научились, цифры красивые можно написать, а где взять корма? К тому же сельское население уменьшилось, молодежь уезжает в города, средние школы закрываются. Идет сокращение поголовья скота. Люди держали бы скотину, но кормов нет. Основное, что нужно сделать, - создать кормовую базу для частного сектора. Если не хватает пастбищ, забрать земельные участки вокруг населенных пунктов в радиусе 4 км.

- В программе планируется увеличить площадь пастбищ в 2 раза…

- Хорошо, но кто будет ими заниматься, кто будет обновлять там травы? Надо, чтобы аким сельского округа имел деньги и нанимал местное ТОО, которое бы обрабатывало эти участки, сеяло там травы. Это же сейчас никто не делает. И в программе не сказано, как частный сектор будет поддерживаться кормами. У нас ведь господдержку кормопроизводства прекратили. Чтобы вырастить многолетние травы, получить сено, землю надо распахать, провести залужение, потом год она отдыхает и только на второй год дает продукцию. Два года обновление трав субсидировали, а с 2018-го субсидирование убрали. Крестьяне могут оказаться без кормов. Тогда они скажут: зачем нам заниматься сенокосом, корма слишком дорогие. Сейчас еще планируют увеличить производство кормов за счет увеличения орошаемых земель. Но в Костанайской области это нереально - у нас богарное производство кормов. Поэтому мы не можем обойтись без поддержки государства.

Самое главное, что все это пока не конкретизировано, не определены правила, все в проектах, на уровне разработок, в виде пилотных проектов. А нам нужно планировать свое производство, нам нужно знать, что делать выгодно, а на что свои деньги тратить не стоит.