ОПРОС

Виталий ДУМИН, водитель автобуса № 19:

- Если бы городской акимат разрешил перевозчикам сделать ту цену, какая реально нужна, тогда никакие дотации не нужны. Если они не могут повысить проезд до реальной цены, тогда пусть покрывают наши расходы из бюджета. Я как водитель, который уже долгое время работает на различных маршрутах, могу сказать, что реальная цена проезда должна быть минимум 40 тенге. Мы ведь тоже цены задираем не просто так, все дело в бешеной стоимости бензина. С нынешней ценой проезда в 30 тенге у нас некоторые поездки даже не окупаются, приходится работать в долг. Работаем только на солярку, ни себе, ни хозяину денег не остается. Естественно, так продолжаться не может. Да и эти 35 тенге, которые будут через неделю, роли не сыграют.

Халимжан ЕРЖАНОВ, заместитель акима Костаная:

- Дотировать из бюджета нужно, но не перевозчиков. Они частники, пусть зарабатывают на цене проезда. Помощь из бюджета должна быть адресной. Лучше помочь деньгами малообеспеченным семьям, а стоимость проезда пусть будет и 40, и 50 тенге. Когда мы просчитывали льготный проезд для студентов, у нас получилась огромная сумма. Мы рассчитывали, что 20 тенге студенты будут платить сами, а 10 тенге дотировать им из бюджета. У нас в Костанае 42 000 студентов. Получалось, что 42 млн. тенге нужно выделять из бюджета перевозчикам ежемесячно. Сумма большая для бюджета. Отдавать эти деньги перевозчикам не совсем нормально, непонятно, куда они пойдут.

Игорь ГОСТЕВ, начальник отдела пассажирского транспорта и перевозок департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог:

- За время моей работы никто из перевозчиков не обращался с тем, чтобы дотировали его маршрут. Они ведь должны обосновать свою просьбу, а бюджет - заложить для этого деньги. Перевозчик еще должен доказать, что проезд убыточный. Когда он идет на тендер, он рассчитывает свои тарифы по специальным методикам и обозначает цену, по которой может возить. К тому же на тендере им, наоборот, невыгодно завышать цену. Ведь если два перевозчика наберут одинаковое количество баллов, то выиграет тот, у которого тариф ниже. А никто не хочет терять маршрут. Получается палка о двух концах. Перевозчики должны немного просчитывать на будущее. Цена бензина сегодня одна, а завтра другая, это нужно учитывать.

Геннадий ЛОЗИЦКИЙ, председатель совета ОО ГД «Поколение»:

- Я сомневаюсь в том, что наш общественный транспорт убыточен. Водители автобусов - одна из самых высокооплачиваемых специальных профессий в городе. Хотя, конечно, проблемы с запчастями существуют. Чтобы решать, дотировать фирмы-перевозчики или нет, надо знать их бухгалтерскую отчетность. А этого мы не узнаем, потому что все это из разряда коммерческой тайны. Но зато я твердо знаю другое: любое повышение цен будет направлено против пенсионеров и низкооплачиваемых работников.

Валерий РЫМАРЕВ, специалист по транспорту ГУ «Отдел ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная»:

- Дотации и компенсации фирмам-перевозчикам на сегодняшний день не предусмотрены в бюджете. Государство может выделять дотации убыточным маршрутам, однако с подобными просьбами перевозчики к нам не обращались. У нас нет нерентабельных маршрутов, и не должно быть. Весь общественный транспорт находится в частных руках. Я считаю, что фирмам-перевозчикам надо строить свою работу таким образом, чтобы потребностей в дотациях не возникало.