Закон все равно будет
Алия ДЖАМАНКУЛОВА, ng@ng.kz
Как ни остра критика в адрес законопроекта, его обязательно будут дорабатывать. Казахстан вошел в Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов. Так что положение обязывает.
Очень коротко и очень конкретно изложим видение разработчика по самым спорным моментам. Кстати, основной автор - Генпрокуратура, при участии КНБ, Агентства финнадзора, экономических министерств и Министерства юстиции.
Каковы, по проекту, пороговые суммы, о которых надо сообщать финансовой разведке?
Если это выигрыши на тотализаторе, в казино или лотерею - то превышающие $3 тыс. Для сделок с валютой, обмена банкнот, снятия денег со счета, переводов из оффшоров, переводов за границу на анонимного получателя - $30. Эта сумма считается пороговой для открытия счетов на третьих лиц, платежей и переводов в пользу третьих лиц на безвозмездной основе, операций, совершаемых юридическими лицами, у которых с момента госрегистраци прошло менее 3 месяцев, для осуществления страховой выплаты или получения страховой премии, получения или предоставления имущества по договору финансового лизинга, приобретения драгоценностей и культурных ценностей. И, наконец, предельная сумма свыше $100 тыс. установлена для сделок с недвижимостью и ценными бумагами.
Самый полемический момент - какие операции считать подозрительными. В информационно-справочном материале, который приложен к проекту, перечислены некоторые признаки подозрительности операций: немедленное снятие денег после их зачисления на счет; внезапное оживление на бездействующем длительное время счете без видимых причин; большая сумма активов клиента, не соответствующая информации об этом клиенте или о его хозяйственной деятельности; клиент предоставляет ложную или искаженную информацию субъектам финансового мониторинга; схема сделки внушает подозрение в отношении ее незаконного назначения, является нелогичной с экономической точки зрения, не поддается идентификации; частое изъятие наличности без очевидной связи с хозяйственной деятельностью клиента; частый размен банкнот высокого достоинства или обмен на другую валюту; перевод в другие банки без указания конкретного получателя; закрытие счета с последующим открытием новых счетов на то же имя или на имя членов семьи клиента; нелогичная структура операций (многочисленные счета, частые переводы денег с одного счета на другой и т.п.).
Разработчиков законопроекта консультировали специалисты Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF), Международного валютного фонда, Всемирного банка. Консультировали - не значит одобрили результат. По их мнению, снизит эффективность закона исключение из субъектов финмониторинга госорганов, допущение анонимности одной из сторон при финансовых операциях, что не соответствует международным стандартам. Со своей стороны Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, которое тоже участвовало в процессе консультаций, считает, что создавать орган финмониторинга при прокуратуре нельзя.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера