Второй заход на наши позиции
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz
В «НГ» за 27 декабря 2007 года был опубликован материал Алии Джаманкуловой «Пока в наличии борьба с реальным бизнесом». В нем речь шла о новом законопроекте, с помощью которого власти собираются бороться с терроризмом, «просвечивая» денежные операции физических и юридических лиц.
Вот уж, действительно, беда не ходит одна. Предприниматели еще не пришли в себя от смерти подобных инициатив «Атамекена», а тут - второй заход.
С точностью до наоброт
Проект закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» был инициирован два года назад. Тогда его пытались провести через Парламент вообще без обсуждения. Не вышло. В 2006 году прошли публичные обсуждения проекта, сопровождавшиеся его резкой критикой. Тогда пришли к единодушному мнению: есть попытка взять под контроль легальный бизнес, но нет и намека на борьбу с терроризмом. То есть все с точностью до наоборот. И если законопроект пройдет в инициированном виде, то терроризм как раз получит подпитку - информацией о денежных потоках и конкретных людях, с ними связанных. Старая добрая Англия - тому подтверждение. Там только за декабрь 2007 года по разным, причем невыясненным причинам, были «утеряны» данные на миллионы граждан - и по линии автоинспекции, и по налогам. Даже королевская полиция умудрилась «выбросить» на помойку точные данные о своих сотрудниках на электронных носителях. Вот такая у нас перспектива.
Презумпция виновности?
С первого раза проект не прошел, но получить контроль над финансовыми потоками, да еще обязать всех по закону «сливать» информацию на самого себя, очень заманчиво. Поэтому, чуть подправив, его выдали на-гора под Новый год. Знакомство с документом вызывает массу вопросов. Например, с какой стати нам, дуракам, внушается, что «левые» деньги идут террористам и никуда больше? А разве взятки и откаты, о которых всем известно, не идут на строительство личных замков, поездки на суперкурорты, престижные авто для чиновников даже средней руки? Как увязывается объявление по невнятным критериям денежных операций «подозрительными» с презумпцией невиновности, гарантированной Конституцией РК? Всех ли коснется этот «рентген», или «пациентов» будут сортировать, чтобы никого из «уважаемых» и их родственников не зацепить? И что будут делать КНБ, МВД, служба охраны президента, Минобороны? Ведь именно они ст. 4 п. 2 Закона РК «О борьбе с терроризмом» наделены такими полномочиями, людскими и техническими ресурсами. Кто те люди, которые могут стать обладателями информации о движении денежных потоков? Куда при этом деть массу технических работников, через которых вся эта информация будет проходить?
«Стукни» первым
В ст. 4 законопроекта расписаны операции с деньгами, которые должны стать достоянием уполномоченного органа. Это выигрыши в лотерее, покупка инвалюты, обмен старых банкнот на новые, движение денег на банковском счете, переводы денег за границу, в пенсионные фонды, страховые платы, ломбардные операции... И это не все. Причем, эту и иную информацию о вас, граждане демократической и свободной страны, субъекты финансового мониторинга будут обязаны слить в течение суток в уполномоченный орган. Законом на этот счет повязаны нотариусы, банки, пенсионные фонды, владельцы обменников, субъекты лизинговой деятельности, брокеры, игорные заведения, аудиторы, страховые компании, кредитные товарищества. Все, кроме госоргана, по п. 2 ст. 3 проекта! А если кто-то не сообщит куда следует, то штрафные санкции могут достигать 2000 МРП.
Предполагается, что если кому-то из «уполномоченных» денежная операция покажется подозрительной, то он ее может приостановить на срок до 5 суток и не несет при этом никакой ответственности за срыв ваших обязательных платежей, сделок, за убытки.
Более того, найдутся «уполномоченные», которые специально все могут и устроить в чью-то пользу.
Все проще и проще
Предполагается изменить п. 4 ст. 156 ГК РК «Биржевые сделки». Там есть пока понятие коммерческой тайны. Теперь разработчик предполагает это понятие отменить, дополнив статью словами: «Кроме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган финансового мониторинга...» В общем, чисто формально для всех есть тайна, но только не для органа финансового мониторинга. На этот счет еще шеф гестапо Мюллер сказал: «Что знают двое, знает и свинья». А уж если трое... Да какие трое! В крупных российских городах подобной информацией торгуют в переходах. А учитывая казахстанский менталитет, у нас лавочку откроют в людном месте и будут процветать. А что? Уже сейчас ЦПН официально, за плату любому предоставит информацию о недвижимости.
Подкорректировали и ст. 830 ГК РК «Тайна страхования». Там пока определенные конфиденциальные сведения могут быть сообщены прокурору: «...в пределах его компетенции по находящимся у него на рассмотрении материалам». Предлагается упрощение: «... в целях и порядке, предусмотренных законодательством РК о противодействии...» То есть, было хотя бы на основании имеющихся материалов, надо полагать, возбужденного уголовного дела, теперь же практически превентивно.
И еще инициаторы предлагают изменить п. 3 ст. 57 Закона «О прокуратуре». Там сейчас записано, что соответствующие счета в банковских учреждениях РК и прочие атрибуты пишутся на казахском и русском языках. Это соответствует п. 2 ст. 7 Конституции РК. Сейчас же предлагается слова «на казахском и русском» заменить на «государственном языке». Что было антиконституционного в прежней редакции? Вообще-то сфера финансового мониторинга - англоязычная, оперирует заимствованиями: биржа, франчайзинг, дилер, авизо... И как нововведение будет соответствовать взятому государством курсу на трехъязычие?
Бизнес - к центру
Что на все это можно сказать? Во-первых, согласиться с коллегами из Форума предпринимателей РК, которые заявили, что «... реализация данного законопроекта может... поставить немало новых преград на пути развития отечественного бизнеса».
Во-вторых. Если сопоставить все тенденции и инициативы в политической, экономической, культурной жизни страны за 2007 год, уже принятые и только рассматриваемые, то отчетливо прослеживается стремление государства к централизации. Имею в виду и однопартийность в руководстве страной, и стремление к управлению всем предпринимательством из единого центра, и предполагаемый контроль над интернетом, и административное регулирование цен при декларируемых рыночных отношениях, и административное создание неких централизованных, но почему-то неприкосновенных фондов, из которых что-то кому-то когда-то... Вот и о монополии государства на производство спиртного стали упорно поговаривать. То есть преобладают именно центростремительные тенденции, безусловно, специально направляемые. К чему они привели, например, при социализме, всем известно. Будем повторять?
Справка «НГ»
Если инициируемый законопроект будет принят в сегодняшнем виде, то около 50 поправок будут внесены в 23 закона и кодекса.
Карикатура Батырбека ДЖУЗБАЕВА
Материалы номера