Остатки монументальной роскоши

Ольга ЛИХОГРАЙ

Нужны ли Костанаю и костанайцам красочные панно из советского прошлого?

Смотришь на некоторые здания Костаная и словно вертишь перед глазами калейдоскоп - маленькую оптическую игрушку, которую так любили советские дети. К одним торцам здания приклеены осколки стекол всех цветов радуги, с других на нынешних горожан с монументальной строгостью смотрят огромные фигуры космонавтов или передовиков производства. Сейчас в городе такие строения, напоминающие о модном искусстве советского прошлого, можно пересчитать по пальцам. Но когда-то оформление фасадов в таком стиле причислялось чуть ли не к элитным заказам, которые доставались исключительно мэтрам художественного дела. Откуда к нам завозили разноцветную смальту, зачем стены здания превращали в «слоеный пирог» и что ждет остатки мозаичного и сграффитового искусства советского прошлого?

Мозаичное панно со сталеварами, космонавтами и ткачихами - на здании гуманитарного колледжа

Хрупкая смальта

Пик «выцарапывания» рисунков и наклеивания разноцветной смальты на зданиях пришелся на 70-80-е годы, когда по всему Союзу прокатился монументальный бум. Сейчас специалисты сравнивают его с бумом наружной рекламы, которой, по сути, и были масштабные советские изображения космических прорывов, военных достижений и счастливой рабоче-крестьянской жизни.

Сразу две смальтовые картины, свидетельствующие о хлебосольной жизни простого рабочего класса, еще сохранились в Костанае на здании бывшей обувной фабрики по пр. Аль-Фараби. Правда, советское счастье явно истрепалось за время пребывания панно в казахстанской действительности - мозаичное изображение внизу почти разрушено, да и верхняя часть вот-вот вдребезги разобьется, рухнув с восьмиметровой высоты на тротуар.

Мозаичные панно на здании обувной фабрики могут вот-вот обвалиться

- Это мозаичное панно местного художника Плюхина, - рассказал «НГ» костанайский художник Сергей ЛУГОВОЙ. - Когда он вышел на пенсию, уехал на ПМЖ в Россию. Как видите, на панно советские мужчины и женщины, счастливые. Во всех подобных панно присутствовала тема либо индустриальных побед советских людей, либо бесконечного счастья. Кстати, его сверху следует закрепить, а то, не дай бог, на кого-нибудь упадет...

Панно сделано из смальты - осколков разноцветного стекла, которое к нам завозили из разных уголков Советского Союза: Подольска, Подмосковья и даже Прибалтики. Централизованные поставки шли во все художественные мастерские, в том числе и в мастерскую по ул. Введенской, недалеко от 11-й школы. В ней раскалывали яркие модули до нужных размеров. Важно было аккуратно дробить куски смальты на разномасштабные кубики и сортировать по цветам. Старое здание мастерской существует до сих пор, но уже давно используется не по назначению. 

Березы на доме по ул. Волынова, 12 сделаны из стекла, которое, предположительно, кололи на КЖБИ

Как объяснил Сергей Луговой, создать мозаичное панно было делом сложным и трудоемким.

- Сначала утверждался эскиз, затем брали кусок картона в натуральную величину. На картоне делали рисунок, который раскрашивали красками в соответствии с цветами в эскизе. Потом картон разбивали на фрагменты размером примерно 50 см на 50 см или 1 м на 50 см и укладывали их на большой железный стол, - вспоминает художник. - Сверху, в соответствии с цветом рисунка, раскладывали куски смальты и сплошь заливали бетоном. Еще встраивали каркас из арматуры. Как только цемент застывал, каркас поднимали. По свежим следам подчищали щеткой от прилипших остатков бетона, делая рисунок чище и ярче... И - любовались обратной стороной красочного панно. 

Рисунок матери с ребенком на здании бывшего «Дормаша» сделан из более мелкой смальты

Сохранившиеся панно и сейчас удивляют разнообразием цветовой гаммы и яркостью. На здании бывшей обувной фабрики - мягкий желто-фиолетовый и приглушенный кирпичный цвет мозаики с хлебосольными рабочими. На торце дома по пр. Абая, 155, возле ЦУМа, - огненно-рыжий и ярко-изумрудный цвет панно с национальным рисунком.

Яркая мозаика, посвященная дружбе народов, хорошо сохранилась на доме № 155 по пр. Абая

- Видите, не только советскую жизнь расписывали, но и дружбу народов, - объясняет Луговой. - Девушка-славянка и девушка-азиатка, обнявшись, ждут своих женихов. И все это в пылающем солнечном шаре, символизирующем жизнь и свет.

Панно сделано из более мелких кусочков смальты и сохранилось намного лучше, чем предыдущие, но тоже начинает разрушаться.

Бетонное сграффито

На фоне этих мелко-хрупких остатков мозаичной роскоши панно высотой и шириной во весь торец пятиэтажного дома по пр. Абая, 147 кажется несокрушимой глыбой. И не удивительно. Огромный рисунок с изображением достижений молодежи Советского Союза выполнен из бетона с помощью специальной техники сграффито. 

Сграфитто, украшающее торец дома № 147 по пр. Абая, выполняли супруги Шалуновы и Николай Торшин

- Исполнить рисунок техникой сграффито тоже считалось трудной работой, - рассказал Луговой. - Художникам приходилось практически сутками стоять на лесах и моментально прорисовывать фигуры и детали панно на свежем бетоне. Это панно с советским человеком в центре города делали супруги Шалуновы.

Костанайская художница Светлана ШАЛУНОВА рассказала, что идея создания монументального панно с изображением советского человека, космонавта, трудяг-шахтеров и комсомольцев принадлежала ей. Эскиз тоже разработала она, а вырезали героев в бетоне вместе с мужем и еще одним художником - Николаем Торшиным.

- Это, не считая штукатурщицы, которая наносила слоями разноцветный состав, как бы превращая стену дома в слоеный пирог, - смеется Шалунова. - А мы по свежим слоям процарапывали рисунки. Погода тогда была хорошая, жаркая, за месяц справились.

Такой срок, учитывая масштабность работ, можно считать почти мгновением. Сергей Луговой над своей скульптурной композицией, размещенной над входом в педагогический колледж по ул. Быковского (в советское время - педучилище), трудился в два с лишним раза дольше. Скульптура представляет собой дерево науки с аркой, через которую проходит ученик, выбирая одну из дорог. Композицию высотой 6 м и шириной 4 м ковали из алюминия, работая по 12-18 часов в сутки.

При создании чеканки из алюминия Сергей Луговой приобрел бесценный опыт

- Делали панно в помещении высотой 2,5 м. Голова скульптуры не входила, поэтому ковали ее частями. Работать приходилось тяжело, а после почти круглосуточной ковки алюминия я сразу стал «чемпионом» по армрестлингу среди художников - до того набил руки,  - смеется Луговой. - Сначала скульптуру вылепили из глины, сняли форму и уже по форме выколачивали детали из алюминия, а потом проваривали.

Всю эту кропотливую работу Луговой проделывал вместе с напарником - художником, немцем по национальности, Иваном Яуфманом. Истории о совместном творчестве до сих пор вспоминает со смехом.

- Когда проваривали арку, не хотелось особо возиться с обратной стороной, - говорит Луговой. - Я предлагаю: Иван Пьюсович, давайте так оставим, кто там с обратной стороны увидит? На что Пьюсович резонно замечает: «Вот вы, русские, всегда так - кто увидит, кто увидит? Мы-то с тобой знаем, что там будет плохо». Так что приходилось все делать с немецкой точностью.

В здании бывшего училища КСК сейчас расположен Казахско-турецкий лицей, а сграфитто из советского прошлого осталось

В том числе и наводить порядок, даже если работу заканчивали глубокой ночью, чтобы утром все силы отдавать только чеканке. Этот урок Ивана Яуфмана Луговой усвоил на всю жизнь, как и многие другие. Однажды коллега варил какую-то деталь, которую держал Луговой. И только успел заметить, как розовая капля упала на туфлю, в которой была дыра. Расплавленный металл угодил прямо в нее!

- Я подпрыгнул с криком «Фашист!» - смеется художник. - Мизинец мне тогда просто зажарили, но потом все зажило. Зато осторожность и внимательность во время работы остались на всю жизнь.

На здании управления магистральных газопроводов в Костанае - чеканка из алюминия

Ждем инициативу

Кстати, на мозаике и сграффито можно было хорошо заработать, поэтому к таким заказам допускали в основном именитых художников. Стоимость 1 кв. м сграффито могла доходить до 150-200 советских рублей, а за чеканку на здании педколледжа Луговой и Яуфман получили 3 600 «деревянных». И это в 1983 году, когда средняя зарплата измерялась несколькими сотнями рублей! Еще больше оценили работу Лугового в рудненской школе-гимназии, где он целых 3 этажа оформил в едином стиле композиции под названием «Вавилонская крыша». Заработок в конце 80-х составил около 19 000 советских рублей. Через 2 года их хватило, чтобы купить кучку «Сникерсов», со смехом вспоминает художник.

Тогда рухнула эпоха, ушла страна, в которой для прославления ее достижений и существовало монументальное искусство. После развала Союза оно, как и советские рубли, стало стремительно обесцениваться. Сейчас его остатки тихо и незаметно сползают со стен костанайских зданий, закрашиваются или прячутся под слоем китайского алинекса. Одно из таких панно недавно чисто случайно обнаружили на первом этаже ЦУМа во время ремонта. Даже на фото странно наблюдать, как советское прошлое смотрит на современный холл...

Мозаичное панно на первом этаже ЦУМа обнаружили под обоями, когда готовили стены к ремонту

Ностальгия по Советскому Союзу еще оставляет у некоторых художников желание сохранить остатки монументальной роскоши. Но практически все в один голос твердят, что это невозможно, хотя с конкретной инициативой к властям никто не обращался.

- Советская символика никому не нужна, - считает костанайский художник Николай ТОРШИН. - Это мы жили той эпохой, той жизнью, а сейчас власти считают, что это прошлое, сохранять его не стоит. Хотя, думаю, рисунки никому не мешали. Все лучше, чем китайские материалы, которыми их закрашивают или закрывают.

- Конечно, было бы хорошо сохранить наши мозаики и сграффито, но кто же нас послушает? - говорит председатель правления ОО «Костанайская областная организация Союза художников РК» Вадим БЫКОВ. - Мы с инициативой не обращались, потому что и так знаем, что властям это не нужно.

В областном управлении культуры, напротив, считают, что сохранить советское костанайское монументальное искусство еще возможно, хотя сложно. Но инициатива должна идти из народа. Точнее, от балансодержателей зданий, на которых еще сохранились рисунки из бетона и мозаика.

- В реестр памятников архитектуры и истории данный вид искусства не входит, - пояснил «НГ» руководитель управления культуры Ерлан КАЛМАКОВ. - Тогда следовало бы заключать договоры с балансодержателями этих панно о сохранении исторического облика зданий. Инициатива о том, чтобы внести мозаику в реестр, должна быть гражданской и исходить либо от Союза художников, либо от населения.

Панно на здании КГУ в районе КЖБИ - одно из немногих, на котором сохранился советский лозунг

Но тут, отмечает Калмаков, тоже есть свои нюансы. Экспертную оценку о том, что мозаика и панно могут быть внесены в реестр, должны заказывать балансодержатели зданий - частники или ПКСК. Экспертиза - платная. После экспертного заключения собирается комиссия по охране памятников, которая окончательно решает, вносить ли советское наследие в реестр. А пока ответственных за наше чудом уцелевшее монументальное искусство нет.

Но даже если панно внесут в реестр памятников архитектуры и истории, вряд ли на их поддержание найдутся бюджетные деньги, раскошеливать снова придется заинтересованных частников. Судя по тому, что до сих пор добровольных любителей не нашлось, советское монументальное искусство так и останется для костанайцев исчезающей красотой...

 Справка «НГ»

Сграффито (итал. sgraffito или grafrito, буквально - «выцарапанный») - разновидность монументально-декоративной живописи, принцип которой основан на процарапывании верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету от верхнего. В древности принцип сграффито применялся в керамике (архаические вазы Греции и Этрурии). В 15-17 веках распространилось в Италии как способ украшения стен (в основном фасадов, благодаря особой прочности этой техники). Из Италии проникло в Германию, Чехию и другие страны. Широко использовалось в монументально-декоративном искусстве 20-го века.

 Фото Николая СОЛОВЬЕВА