У коррупции чиновничье лицо

Евгений ШИБАРШИН

Поэтому сами госслужащие победить ее не смогут

За 11 месяцев 2007 года в Костанайской области за совершение коррупционных правонарушений к дисциплинарной ответственности  привлечено 285 государственных служащих. 15 из  них занимают должности, относящиеся к категории политических. За этот же период 12 чиновников были уличены в получении взятки, а в конце декабря в совершении аналогичного преступления обвинили акима Федоровского района. И это в условиях, когда в Казахстане уже не первый год идет борьба с коррупцией, и ею специально занимаются несколько правоохранительных структур.

Дырявые сети

Глядя на статистику официальных проверок по соблюдению антикоррупционного законодательства, проводимых сегодня соответствующими органами, диву даешься, как коррупционеры  могут уйти через эти «сети» от правового возмездия. Достаточно сказать, что только органами прокуратуры Костанайской области в 2005 году выявили 282 нарушения такого рода, в 2006 году - 483, к концу прошлого года - 418. А в нашей области есть еще департамент по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями (финансовая полиция), органы МВД и КНБ, а также дисциплинарный совет Агентства по делам государственной службы и налоговый комитет, каждый из которых имеет в этой сфере свой участок борьбы. Однако общественное мнение однозначно считает, что все они в должной мере со своими обязанностями не справляются. По причине того, что отдельные сотрудники этих органов сами не прочь использовать те возможности для обогащения, которые они получают вместе с должностью.

А о масштабах коррупции я лично сужу по ответу знакомого предпринимателя. Я спросил, приходится ли сейчас давать взятки чиновникам, и услышал в ответ:

- Еще больше, чем раньше. Я могу в каждом департаменте назвать 4-5 фамилий, которые берут. Не знаю, для кого: себе или передают выше, но без взятки сейчас дело не сделаешь. Даже установлены определенные расценки. Например, чтобы получить земельный участок для строительства на улице Карбышева в Костанае, то за выгодно расположенный надо отдать $4500, а за тот, что похуже - около $2000. Чтобы приобрести землю в центре города, разницу между рыночной стоимостью участка в этом месте и официальной ценой тоже нужно отдать.

Насколько прав мой собеседник, судить не берусь. Ведь  за эти дела пока ни один госслужащий к уголовной ответственности не привлечен. Нарушения помельче были. Но за них карают лишь дисциплинарными взысканиями. За последние 2 года по актам прокурорского надзора такого рода наказаниям подвергнуты начальник управления земельных отношений и его подчиненные в аналогичных структурах некоторых районов, руководитель государственного архитектурного контроля, главные архитекторы Костаная и Сарыкольского района и другие. Но их проступки не связаны с получением взяток, и потому не попадают под статьи Уголовного кодекса РК.

Неуловимость взяточников

А коррупционных преступлений за 11 месяцев прошлого года в области зафиксировано 100. Расклад такой: присвоение или растрата вверенного чужого имущества лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций - 13, злоупотребление должностными полномочиями - 21, превышение власти в целях извлечения выгод - 3, служебный подлог - 36.

А вот собственно взяток зарегистрировано не так много. Например, 13 февраля департаментом по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями Костанайской области возбуждено уголовное дело в отношении начальника противопожарной службы филиала государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ по Костанайской области» Тлеубаева. Он получил взятку в размере 37 000 тенге за продление сроков устранения недостатков, выявленных в ходе проверки противопожарной безопасности в кафе «Салем» и за дальнейшее покровительство в ходе проверок. Суд лишил его свободы на 3 года и права в течение 5 лет занимать должности на государственной службе.

Заместитель начальника финансовой полиции Костанайской области Куандык ЕГИЗБАЕВ отметил в разговоре, что люди, у которых чиновники вымогают взятки, к ним обращаются не так часто. Это усложняет борьбу с этим явлением. Сейчас взятку очень редко просят напрямую. Чаще создаются такие условия, что лицо, чье дело зависит от решения чиновника, сам догадывается, чего от него хотят. Способствуют этому и сложности бюрократического механизма. Особенно, если надо начать новое дело в бизнесе. Чтобы идти правовым путем, потратишь много времени, а через взятку все можно решить в считанные дни.

Нужна гласность

Декан юридического факультета Костанайского госуниверситета профессор Михаил ДАУЕНОВ считает, что несовершенство нормативно-правовых актов является одним из существенных факторов, питающих коррупцию. Однако этим причинность коррупционных проявлений не исчерпывается. Он видит большую проблему в кадровом составе госслужащих.

- Ведь некоторые чиновники сегодня не чураются никакими взятками: берут и по $100, и по 100 миллионов, - говорит Дауенов. - Для них важнее деньги, а не чистое имя. Эти же люди принимают законы и нормативные акты, направленные против коррупции. Но разве можно побороть явление, находясь внутри него?

Юрист Дауенов видит выход в привлечении к этой работе неправительственных организаций и политических партий. Особую роль он отводит средствам массовой информации:

- Коррупция не открывает саму себя для общества, она скрывается, как будто это государственный секрет. Ее вскрытие и есть главное оружие в борьбе с коррупцией, и лучше, чем пресса, это никто не сделает.

Михаил Дауенов сейчас возглавляет общественный совет по профилактике коррупционных правонарушений, созданный недавно при дисциплинарном совете управления Агентства РК по делам государственной службы в Костанайской области. Заведующий секретариатом дисциплинарного совета Юрий ХАРЬЯКОВ считает, что общественный орган, который он представляет, позволит более глубоко изучить сферу  услуг, которые госорганы оказывают населению. Ведь именно там сложились благоприятные условия для коррупционых проявлений.

- Из 118 обращений, поступивших в дисциплинарный совет в 2007 году, примерно половина получена от граждан, - говорит Харьяков. - Причем в каждом третьем письме сообщается о злоупотреблениях служебным положением, нарушениях норм этики и негативных действиях или бездействии руководителей государственных органов.

Наказание должно быть неотвратимым

По мнению Харьякова, потенциал правоохранительных органов используется пока слабо. Хотя они имеют все необходимые полномочия и средства. Получается, что за общей, внешне благополучной, статистикой скрывается недостаточность мер против реальных коррупционеров. Сегодня в Казахстане смешали в одну кучу правонарушения, которые создают условия для коррупции (их рассматривают в дисциплинарном совете) и сами коррупционные проявления. Например, дисциплинарным советом рассматривались дела в отношении 44 директоров общеобразовательных  школ и государственных коммунальных казенных предприятий, которые не предоставили декларации о доходах и имуществе при заступлении в должность. По рекомендации этого органа, все они были освобождены от занимаемых должностей. Но в то же время у всех на глазах многие госслужащие, переписав свой бизнес на ближайших родственников (отразив это надлежашим образом в декларации), фактически продолжают им управлять, получая от него соответствующий доход. И мало того, что делают все в свое рабочее время, так еще и не чураются использовать силу полученной от государства власти для извлечения материальной выгоды. Однако к ответственности такая категория привлекается очень редко.

Так же, как и за создание предпочтений во время проведения тендера по госзакупкам. Заместитель начальника ДБЭКП Куандык Егизбаев этот вид преступлений считает одним из самых распространенных в сфере коррупции. Схема простая: в тендере участвуют несколько фирм-пустышек, аффилированных с реальным подрядчиком. Он и получает госзаказ. Что от этого имеет сам заказчик? Официально выяснить это не удалось даже тогда, когда официально зафиксировали нарушения.

Например, в дисциплинарном совете рассматривалось дело в отношении одного из руководителей департамента здравоохранения Костанайской области, который, будучи председателем комиссии по госзакупкам, «незаконно дал указание членам комиссии подписать протокол об итогах пяти конкурсов без фактического проведения заседания и принятия коллегиального решения по каждому из них». Судя по тому, что виновник  отделался строгим выговором,  узнать, имел ли кто-то материальную выгоду от такого «конкурса», так и не удалось.

А пытались ли узнать? Вот в чем главный вопрос. Давно известно, что главное средство против преступности - неминуемость наказания. Однако в условиях, когда бизнес и власть находятся в таких отношениях, что каждый из них в коррупции находит свою выгоду (в том числе и политическую), бороться с этим явлением бессмысленно. Они «крышуют» друг друга. Одни - данной им властью, другие - своим капиталом.

Как уйти от сращивания бизнеса с властью? Это отдельная тема. Опасная, поскольку попытка прорвать эту порочную связь может для кого-то кончиться трагически. Во всяком случае, об этом свидетельствует недавнее покушение на жизнь начальника департамента по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями Костанайской области Самата Ашимбаева.