Чем запомнится 2007-й?
Антон СОПРАНИН, www.pozit.kz
Какой в итоге получился продукт? Как видим, ОБСЕ вполне способно такое переварить. Ну, а мы, те, которые варятся в одном котле с этим блюдом? Для нас оставили «кухни», так давайте обсуждать!
1 место - реформа Конституции
Этот мистический процесс, названный «конституционными реформами» и даже «смелым прорывом Казахстана к демократии», самым сверхъестественным способом связан с числом 18. Итак, 18 мая Парламент во втором чтении (за 18 минут) принял поправки к Конституции, в числе которых оказалась и та, которая дает право первому президенту неограниченное количество раз выставлять свою кандидатуру на выборах. 18 августа состоялись выборы, поставившие жирную точку в окончании «конституционных реформ». Получается, Казахстан совершил тот самый пресловутый «смелый прорыв»?
Итог. Начатые в 2006-м году конституционные реформы, изначально декларируемые как «наша попытка честно получить пост председателя в ОБСЕ», привели к созданию прецедента пожизненного президентства (который обязательно захотят повторить последователи); к возникновению однопартийного Парламента, к которому в срочном порядке пришлось «подверстывать» Общественную палату, изображающую плюрализм; к получению поста председателя ОБСЕ. Последнее несколько выбивается из общего негативного ряда, однако вполне вписывается в канву традиционной политики ОБСЕ, кроме того, не будем забывать и о давлении России на организацию.
Последствия. В настоящий момент, по всем признакам, мы находимся в аналоге брежневской эпохи, вот только застой уже сменился коллапсом в экономике, а в 2008 году экономисты предрекают некие туманные апокалипсисы. Следовательно, если мы повторяем траекторию заката советской империи, то продолжение способен представить себе любой из бывших советских граждан.
2 место - Рахатгейт
Развитие событий Рахатгейта удивительным образом совпало с развитием процесса «Конституционные реформы», что к случайности не отнесешь. 2 февраля общество обсуждало подробности «бандитского нападения на Нурбанк», а 21 февраля уже были возбуждены первые уголовные дела этого процесса - и оба на А. Гилимова («Злоупотребление полномочиями» и «Подстрекательство к злоупотреблению полномочиями»). Накануне, 20 февраля, состоялось первое заседание рабочей группы под руководством Н. Назарбаева, которая принялась готовить пакет изменений в Конституцию, а 23 февраля Ромин Мадинов в эфире телеканала «Хабар» озвучил идею о том, что «первому президенту надо дать возможность править, сколько он пожелает».
Итог. Рахатгейт вскрыл довольно болезненные нарывы на теле нашего общества: вначале скальпель прошелся по опухоли «экономики зятьев-племянников», над которой, кстати, лезвию хирурга еще работать и работать, потом, двигаясь обратно, он обнажил скрытые язвы государственного управления - систему серых и черных кардиналов, сращивание власти, крупного бизнеса и организованной преступности и т. д.
Последствия. Ими можно считать резко возросшую «политическую образованность» общества, которая может стать залогом роста гражданского самосознания, толчком к переоценке ценностей и, соответственно, крушением ряда иллюзий (например, о зыбкости любой «крыши» в нашем государстве, если даже такая «крыша», как у Рахата Алиева, его подвела). Кроме того, не будем исключать и возможности совершенно неожиданного исхода дела, которое далеко не закончено. Даже в судебном исполнении.
3 место - Имангалигейт
Главный «пшик» года, иначе и не охарактеризуешь. Начавшись как естественное продолжение Рахатгейта (естественное - в канве традиционной практики президента в случае внутриэлитного конфликта раздавать всем «сестрам по серьгам»), он очень быстро скатился к фарсу, который, даже не добравшись до финала, благополучно издох где-то под стенами Министерства по ЧС. Акция по спасению природоохранной зоны алматинского горного массива, в которую президент включил и премьер-министра с группой ответственных чиновников, завершилась... ничем. Развитие событий диктовало иную концовку: посольский пост в далекой Америке нынешнему градоначальнику Алматы, или уход его, в случае отказа от почетной дипссылки, в оппозиционные нестройные ряды, которые разминались, готовые потесниться. Указ сменился выговором, а кресло потерял бывший аким южной столицы Виктор Храпунов. Вы можете себе представить, что для такого достижения мог потребоваться целый правительственный десант? Значит ,промашка вышла.
Итог. Пока что главный фигурант этого процесса на коне, точнее, в своем прежнем кресле, подножие которого омывается бессильными выступлениями шаныракцев, однако не в силах его пошатнуть. Но, возможно, как в хороших триллерах, первая концовка процесса была ложной и нас ждут какие-то сюрпризы?
Последствия. Собственно, в этом и вопрос: произойдут ли какие-то последствия в ближайшей перспективе? Если та сцена с объявлением выговора является финалом всего процесса, то вряд ли произойдут какие-то активные действия сторон в ближайшее время. Если же это была хитрость, ложная уступка или маневр, то в будущем году наверняка наступит развязка. И политическое лицо страны вновь поменяется.
4 место - СМИ против Ертысбаева
Самая яркая попытка журналистского сообщества отправить в отставку министра информации и культуры Ертысбаева пришлась на март. 5 марта появилось заявление Союза журналистов Казахстана, фонда «Адил Соз» и Национальной ассоциации телерадиовещателей. Журналисты потребовали отставки министра информации. Причиной послужил неприятный инцидент с изгнанием журналистов телеканала «Эра» Ертысбаевым, не желавшим появляться в телеэфире именно этой компании. В основном схватка представляла собой информационный мусор из взаимных обвинений и упреков. Премьер-министр посоветовал Ертысбаеву извиниться перед журналисткой «Эры», министр этот совет принял к действию, после чего конфликт постепенно затух.
Итог. Ермухамет Ертысбаев продемонстрировал свою нужность на нынешнем этапе развития государства, а, следовательно - и непотопляемость. Мартовская вылазка журналистов только подтвердила эти неочевидные истины. В результате министр информации с громадным запасом прочности смог осенью как следует надавить на редакторов независимых и даже оппозиционных СМИ, запретив публиковать хоть что-то из коллекции Рахата Алиева: будь то прослушки или же его собственные интервью.
Последствия. Проблема казахстанской журналистики не в министре Ертысбаеве, следовательно, и серьезных последствий не будет. Кроме того, демократические информационные порывы министра теперь будут сдерживаться уздечкой ОБСЕ, так что, видимо, его недавние заявления о законодательной регуляции интернета так громкими словами и останутся.
Фото из архива «НГ»
Материалы номера