Нет в мире сельхозсектора без дотаций

Галина КАТКОВА

Специальный налоговый режим для тех, кто работает на земле, в РК сохраняется

В последнее время все чаще стало озвучиваться мнение, что налоговые льготы для тех, кто делает бизнес в растениеводстве, изжили себя. Об этом говорят чиновники разных уровней. Этот момент охотно используется, когда на предпринимателей, например, перекладываются заботы о финансировании социальной сферы на селе. Дескать, в бюджет платите меньше, чем остальные, возмещайте прямыми вложениями. Последний большой урожай только обострил в этом смысле ситуацию. Ее для «НГ» комментирует сенатор Парламента РК Евгений АМАН.

Привлечь инвестиции

- Евгений Иосифович, есть проблема или это просто досужие разговоры?

- Есть. Как раз в нынешних моих поездках по области узункольские, денисовские предприниматели спрашивали, действительно ли для них будет прекращено действие специального налогового режима. Я думаю, у тех, кто считает, что его пора отменить, просто отсутствует реальная оценка ситуации в этой сфере экономики. Давайте вспомним, как и для чего все начиналось. В 2001 году шла работа по формированию налоговой политики в стране, разрабатывался Налоговый кодекс. Мы, депутаты, доказывали, что надо выстроить налогообложение таким образом, чтобы обеспечить инвестиционную привлекательность сельского хозяйства, хотя бы одной его отрасли - растениеводства. Вы вспомните, что тогда творилось на селе: полная разруха, масса обанкротившихся предприятий, у которых ни денег, ни техники.

Мы искали разные варианты. Исходили из того, что нигде в мире сельское хозяйство не развивается в обычном налоговом режиме. Везде оно имеет соответствующее дополнительное финансирование. Осуществляется оно по-разному. Есть скрытое дотирование в виде льгот по налогообложению. Есть прямое - в виде соответствующих дотаций. В тот момент средств в нашем бюджете для прямого дотирования не было и близко. И тогда принято было решение, согласованное на всех уровнях, вплоть до президента, что мы пойдем по пути льготного налогообложения сельского хозяйства. Безусловно, бюджет лишался определенных доходов, но эти средства оставались внутри сельскохозяйственного бизнеса.

- Что понимается под специальным налоговым режимом?

- Юридические лица в виде ТОО, для которых основным средством производства является земля, пять видов налогов - земельный, имущественный, корпоративный, налог на добавленную стоимость и социальный - платят в размере всего 20%. Существуют еще крестьянские хозяйства, которые имеют статус физических лиц без образования юридического лица. Они платят один налог, так называемый единый земельный.

Введение специального налогового режима шло очень тяжело. На первом этапе сопротивлялась местная власть. Не давали предпринимателям возможности переходить на льготное налогообложение. Эти моменты были. И они были естественны, так как бюджет местный терял несомненно. Но в масштабах страны это было оправданно. И сейчас мы видим, что идея сделать хотя бы часть сельского хозяйства инвестиционно привлекательной, сработала. С 2001 года началось достаточно бурно развиваться растениеводство. Туда пошли деньги, земля стала востребованной. Потихоньку мы приближаемся к той посевной площади, которую когда-то имели. Область сеяла в рамках существующих границ около 5 млн. га. Сейчас - около 3,6 млн. А ведь сеяли и 2,5 млн. га, и 3 млн. Бизнес на земле стал выгодным - это главное.

Ломать стереотипы

- Евгений Иосифович, так, может, осознание этого и дает повод считать, что хватит селу льгот?

- Надо ломать стереотипы о том, что пшеничные поля - это золотое дно. Не следует закрывать глаза на то, что до сих пор мы эксплуатируем советское прошлое в виде материальной базы, технологий, специалистов, которые остались в зернопроизводстве. Все хранилища, элеваторы, тока достались нам в наследство, и никто пока к этому практически ничего не добавил. То есть, с точки зрения бизнеса, все это работает с минимальными затратами на себестоимость. Единственное, что начали делать, - обновлять машинно-тракторный парк. Но эта мера вынужденная, тут уж больше терпеть нельзя. И то - это делает тот, кто более-менее силен. Буквально на днях был у меня крестьянин. Посевных площадей - за 10 000 га. При тех условиях по материальной базе, которые я уже называл, и при том, что, слава богу, уже 15 лет у нас не было серьезной засухи, он может позволить себе впервые (!) приобрести 3 комбайна, трактор и посевной комплекс. Но не купить их одномоментно, а взять в лизинг на 5 лет. А что с ним может случиться за эти пять лет, никто не знает. То есть он здорово рискует.

- Однако есть мнение, что не в том дело, что крестьяне не могут себе позволить модернизировать производство, а в том, что не хотят. Что сознательно, не вкладывая в технику, агротехнику, семена, гербициды и минеральные удобрения, снижают себестоимость зерна. Цель одна: максимально сделать деньги на земле сейчас.

- Благоприятные условия последних лет позволяют некоторым действительно халявски работать. Естественно, этот человек или эта компания не думают о будущем. Но опять же, чтобы реально строить планы на завтра, то есть чтобы иметь расширенное воспроизводство, нужно 15-20% основных средств обновлять каждый год. Это пока очень немногим по силам. А их еще и льгот хотели бы лишить.

Не класть все в одну «корзину»

- Важна в этой ситуации и еще одна деталь. Мы предполагаем стать членами Всемирной торговой организации, которая имеет свои условия и порядок вступления. Этот порядок предусматривает определенные договоренности между участниками ВТО. Нам, например, необходимо было более чем с 40 странами определить свои договоренности по части поддержки сельского хозяйства. Основной спорный момент как раз дотирование. Все виды поддержки сельского хозяйства разделены на две так называемые корзины. Зеленая - все то, что не касается дотирования непосредственно производства. Сюда входят строительство дорог, содержание школ, больниц... Тут нас никто не ограничивает. Это не влияет непосредственно на производство. Конкурентность сельскохозяйственного производства определяет желтая корзина. Это конкретная поддержка отраслей. И нам здесь согласовали 5% от валового продукта сельского хозяйства.

- Насколько это мало или много?

- Вы знаете, почему окорочок, из Америки прилетевший, на нашей границе стоит $1? Потому что там до 300% процентов дотирования этой отрасли. В Германии объем дотаций на производство сельхозпродукции - около 60%. А мы при своих 5% сейчас хотим льготное налогообложение сельского хозяйства прекратить. До 2008 года величина эта дошла у нас до 2,5 %. Вроде как есть еще темп прироста дотаций, но он мизерный. И это все пока на гектар посевной площади, даже не пашни. Конечно, мы будем увеличивать внутренний валовый продукт сельского хозяйства и прирастать таким образом, имея в виду прямые дотации. Но это все ограничиваемая величина.

Другое дело - скрытое дотирование, на которое извне влиять невозможно. Это реальное завоевание, с которым мы пришли на переговорный процесс. Это платформа, с которой мы можем подниматься вверх. И если мы эту платформу собственными руками порушим, то большего идиотизма представить нельзя. Хорошо, что это сегодня понимают и мои коллеги, и Кабинет министров. На днях я имел беседу с заместителем министра сельского хозяйства и могу сообщить, что в рамках обеспечения продовольственной безопасности страны будет очень серьезно увеличено финансирование сельского хозяйства. В пределах 100 млрд. тенге предполагается выделить. По этому поводу в ближайшее время будет скорректирован бюджет. Скорее всего, речь идет о периоде 2008-2010 годы. Средства пойдут как на прямое дотирование, так и на реализацию инвестпроектов по созданию перерабатывающей отрасли. В сельском хозяйстве еще очень многое нужно сделать. Пока обновлено всего 10% техники, ощущается нехватка элеваторных мощностей. Если мы достигнем советских посевных площадей, да у нас валовка будет, как в прошедшем году, а погода подведет - сгноим хлеб.

Причем, мы ведь с вами говорим сейчас только о растениеводстве, а есть еще животноводство, которое должно развиваться в комплексе с ним и где по части инвестиционной привлекательности еще конь не валялся. Так что не надо эйфории по части наших достижений в зернопроизводстве. И не надо злопыхательства и желания отнять у того, кто заработал.

- А есть такое желание?

- Имеет место быть. Я не так давно смотрел среднесрочную программу работы фискальных органов и натолкнулся на строчку - «к 2009 году уйти от льготного налогообложения крупных сельхозтоваропроизводителей». Взялся выяснять авторство. Ведь фомулировка никакая. Неясно даже, а кого считать крупными производителями. Концов так и не нашел, хотя выясняли вплоть до канцелярии премьер-министра, как такой документ мог попасть в Парламент. Потом я выступил на пленарном заседании в присутствии премьера, министра сельского хозяйства. Задал прямо вопрос: «Мы что, уже все сделали в сельском хозяйстве? Можно успокаиваться?» Министр меня поддержал и сообщил, что документ у себя они не визировали, вроде бы инцидент исчерпан. Но ведь такие вещи подрывают веру предпринимателей в стабильность фискальной политики, налогообложения, а следовательно, в стабильности бизнеса. Человек думает: а может, лучше деньги на депозит, деткам на будущее, а я завтра обанкрочусь, да и - ну его, это производство. Мы этого хотим? Нет. Значит, надо дать предпринимателю, гражданину возможность планировать свое завтра, а не жить одним днем.