Тот, кто знает красоту металла и камня
Татьяна НАЗАРУК
Костанае открылась выставка художника-прикладника Леонида Игошина
5 февраля члену Союза художников РК и известному ювелиру Леониду ИГОШИНУ исполнилось 85 лет. По этому поводу в картинной галерее 9 февраля прошел вернисаж выставки его работ под названием «Филигранный рисунок жизни». В нее включили хранящиеся в фонде музея и работы из личной коллекции художника. В этом году Леонид Александрович Игошин отметил также 61 год с начала своей творческой деятельности.
Леонид Игошин в этом году отметил 85-летие и 61 год творческого пути
Ювелирные украшения, вазы, подносы, шкатулки, панно - работы старого мастера выставлены в стеклянных витринах на первом этаже галереи. Они вполне гармонично сочетаются с персоналкой коллеги - художника Георгия Сокова.
Леонид Игошин учился в Красносельском художественном училище в Костромской области, что совершенно очевидно при его любви к технике, известной как филигрань.
Изделия из металла, выполненные в этом стиле, получаются похожими на тонкое воздушное кружево. Мастера при помощи горелки накаляют и растягивают проволоку, собирая из нее причудливые узоры. Работа это тонкая, никакой механизации не подвластна - только вручную и покоряется исключительно мастеру.
Ваза из металла, украшенная камнями яшмы
Леонид Александрович достиг в филиграни определенных высот, даже создал свой неповторимый стиль - филигрань из 8-10 слоев. Это отличало его работы особым объемом и четким рельефом. Даже понятие такое появилось - игошинский стиль.
Художник одной из своих исторически значимых работ считает ларец под названием «Утро в джайляу». Его Игошин изготовил в 1970 году. Два года спустя эта работа прокатилась по всем штатам Америки в рамках первой и единственной выставки изобразительного искусства СССР в США.
Ларец «Утро в джайляу» выставлялся в США еще в семидесятых
Сегодня работы Игошина хранят фонды не только костанайского, но и музея изобразительного искусства им. А. Кастеева и Государственного исторического музея Казахстана (Алматы), музея народного творчества в Москве и других.
Поздравить коллегу пришли художники и любители искусства. Женщины, кому когда-то посчастливилось приобрести или получить в подарок украшения Игошина, сегодня надели их и с удовольствием демонстрировали автору.
- У меня вообще полный комплект - ожерелье и кольцо, но сегодня я надела только кольцо, - показала корреспонденту «НГ» авторское украшение Галина Михайловна РУСИНА. - Этот комплект приобрел для меня мой муж, обменял украшения на книгу, в которой был материал про Игошина. Кольцо я ношу часто. Надеваю его на каждое крупное мероприятие.
Заказал для своей жены украшения ручной работы от Игошина и художник Вадим Быков. Алла Быкова призналась, что комплект с янтарем, она надела впервые.
- Я не находила места, куда бы могла такую красоту надеть, - рассказала она «НГ». - Очень красивый и праздничный комплект.
Алла Быкова пришла на выставку в украшениях, сделанных Леонидом Игошиным
Забавную историю о том, как женщины любят украшения ручной работы, во время своей поздравительной речи рассказала директор костанайского филиала Ассоциации деловых женщин Римма БЕКТУРГАНОВА.
- Не забуду ярмарку «Окрыленная женщина», которая проходила в 2000 году в Алматы, - вспоминала Бектурганова. - Там можно было не только посмотреть на украшения, но и приобрести их. Я помню, как на сделанные Леонидом Александровичем украшения налетели женщины, стали их скупать. Мы тогда с ужасом думали, что нам нечего будет показать на выставке. С тех пор каждая женщина в нашей ассоциации имеет ваше ювелирное украшение.
Сам Леонид Игошин рассказал «НГ», что последние три года уже не занимается творчеством. Мешают возраст, здоровье и, главное, плохое зрение.
- Уже и руки не те, и глаза уже не видят, - легко разводит руками Леонид Александрович. - Мастерскую дома потихоньку разбираю. Последователи у меня есть, я обучал ребят на дому. Но преподавать в художественной школе, куда меня звали, я не смог. Туда нужно было оборудование, на пальцах все это не объяснишь. Но средств на приобретение станков школа не нашла.
Изысканных шкатулок у Игошина много - одна краше другой
В последние годы Леонид Игошин не брал заказы и, как говорит он сам, работал для души. В основном делал ювелирные украшения - оттачивал мастерство и давал волю фантазии.
А когда-то Леонид Александрович специализировался только на создании проектов. Его делом было придумать и изобразить на бумаге ювелирное изделие, а мастера воплощали эти проекты в жизнь.
- Со мной на Красносельском ювелирном заводе (Костромская область - «НГ») работали лучшие мастера и по филиграни, и по обработке камня, - вспоминает Леонид Игошин. - Это были самые уникальные мастера. Стоит мне только нарисовать, вычертить, разверстку сделать, они все это делали. И когда меня вызвали в Алмату, там таких мастеров не было. Пришлось учиться всему этому самому.
Леонид Александрович проработал в Алматы два года: был главным художником ювелирной фабрики «Сувенир», по заказу киностудии «Казахфильм» создавал украшения и воинские доспехи для фильма «Кыз-Жибек», изготавливал Алматинскому дому моделей серию украшений для показа во Франции. Игошин говорит, что, когда он приехал в Казахстан, их группу художников радушно встретили и два месяца показывали здешние места и рассказывали о казахской культуре. Это и помогло проникнуться местной культурой.
Больше всего мастер любит работать с серебром
В 1973 году ювелир приехал в Костанай, чтобы выполнить государственный заказ, и по воле судьбы остался здесь навсегда.
- Мы с женой ездили отдыхать, потом вернулись в Алматы, ее как прихватила аллергия, - рассказывает Игошин. - Врачи сказали, что нужно менять климат. А здесь, в Рудном, как раз делали рельеф из металла. Скульптор попросил помочь управиться с этим материалом. Ну, я приехал, жену пригласил, она говорит: «А мне нравится здесь». Так и переехали. С тех пор об этом ни разу не пожалел. Обстановка здесь приятнее и теплее.
Свою тягу к искусству и даже некоторые умения Леонид Александрович передал одной из своих внучек - Анастасии Игошиной, которая по настоянию дедушки пошла учиться в художественную школу и сейчас занимается дизайном интерьеров. Девушка тоже пробовала работать в технике филигрань.
- Я однажды втянулась в это, и все, - смеется Анастасия. - Я постоянно в детстве приходила в дедушкину мастерскую. С сестрами играли с камнями, довольные по дому в его украшениях ходили. Я дипломную работу делала как раз по технике филигрань. Дедушка мне помогал: показывал, как нужно эскизы делать, тянуть металл, потом собирать эти проволочки, спаивать. На комплект украшений (серьги и ожерелье с кулоном) у меня ушло больше полугода. Меня упрекали в том, что это не я сделала. А дед обижался и говорил: «Я бы за тебя никогда не делал!»
Декоративное блюдо «Эдельвейс» сделано из посеребренной меди
Посмотреть на уникальные работы ювелира Леонида Игошина можно будет в течение месяца.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера