Правила торгов или правила сговоров?
Галина ПЕТРЕНКО
Продажа дорогих авто госучреждениям довела частные компании до судебных разбирательств
Антимонопольная служба обвинила два ТОО - карагандинское «Ишим моторс» и костанайское «Тобол моторс» - в том, что, участвуя в государственных закупках, они друг для друга выполняли роль «альтернативного поставщика». Когда торги в Костанае, максимальную цену предлагают карагандинцы, наши ее снижают и выигрывают поставку. В Караганде - наоборот.
«Рынок - открытый...»
Информацию об этом 29 декабря 2017 года распространило информационное агентство КазТАГ со ссылкой на Специализированный межрайонный административный суд Караганды. 25 декабря там было вынесено постановление по административному делу в отношении «Ишим моторс», которое привлечено к административной ответственности по ст. 159 КоАП «Монополистическая деятельность» с назначением штрафа и конфискацией монопольного дохода. Решение суда в силу еще не вступило.
Что бы там ни говорил президент, а любимые машины костанайских акимов - эти
«НГ» сразу после появления информации обратилась в ТОО «Тобол моторс» за комментариями. Руководство компании сообщило, что в Костанае аналогичное судебное разбирательство только началось, на нем как раз позиция товарищества будет представлена аргументированно и полно.
Сейчас позади два заседания в административном суде Костаная, на которых судья Азамат Айткужинов выслушал и доводы ТОО, и представителя департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Костанайской области. Именно расследование департамента дало основания обвинить два названных ТОО в антиконкурентном соглашении.
Костанайское товарищество твердо стоит на том, что никаких антиконкурентных действий себе не позволяло, участником картельного соглашения не является.
Один из основных аргументов - «Тобол моторс» не имеет отношения к организации торгов, к формированию технических спецификаций, все это делает заказчик. Таким образом, ТОО никак не может препятствовать участию в торгах других участников и этим ограничивать конкуренцию.
- Рынок продаж автомобилей у нас является открытым и доступным. Только официальных дилеров автомобилей марки «Тойота» в Казахстане 13, не говоря уже о тех, кто дилерами не является, а тем более о поставщиках машин других марок, которые подходили бы под требования, заявляемые заказчиками в техспецификациях, - сказала представитель в суде ТОО «Тобол моторс» Наталья КУЛЕШОВА. - В ходе расследования, проведенного департаментом, не был установлен ни один факт в действиях товарищества, который бы свидетельствовал о том, что ТОО способствовало ограничению возможности для заказчиков приобрести автомобили у других поставщиков.
Второй краеугольный аргумент - нет объекта правонарушения, нет пострадавшего от противоправных действий, вменяемых ТОО.
- Отсутствует лицо, которому нанесен имущественный ущерб, также не причинен общественный вред отношениям, охраняемым нормами права. В материалах дела нет заявлений от заказчиков-госучреждений о причиненном вреде, - подчеркнула Кулешова.
Про лицо, которое и которому
Антимонопольное ведомство, в свою очередь, настаивает на том, что «Ишим» и «Тобол», предоставляя друг другу возможность побеждать, целенаправленно отказывались от конкурентной борьбы, а значит, и цены на дорогостоящий товар снижались в ходе конкурсов минимально.
В пику утверждениям ТОО о том, что эти две компании являются реальными конкурентами между собой - каждому надо продавать машины и извлекать доход, департамент КРЕМЗК считает, что ТОО являются аффилированными. Именно у этих двух среди прочих дилеров «Тойоты» одни и те же учредители. Следовательно, есть прямая выгода в схеме «альтернативного поставщика», разыгрываемой на двоих.
Однако еще один представитель ТОО «Тобол моторс» заявила в суде, что в учредителях этих двух ТОО - разные люди, «лишь один из наших учредителей имеет в «Ишим моторс» незначительную долю, около 25%».
Давая пояснения суду в качестве свидетеля, специалист отдела расследований департамента КРЕМЗК Султан НУРГАЛИЕВ рассказал о том, с чего вообще началась история. С расследования, направленного на проверку факта антиконкурентного соглашения между государственным органом и частной компанией - между аппаратом акима Денисовского района и ТОО «Тобол моторс».
В феврале 2017 года бывший аким этого района Ерлан Жаманов получил в качестве служебного автомобиля Toyota Land Cruiser 200 комплектации «престиж» за 25,9 млн тенге. Стоимость указана уже с НДС. Купил машину аппарат акима, как положено, на условиях конкурса.
Антимонопольщики по итогам своего расследования выявили, что техспецификация, подготовленная организатором конкурса, была «подогнана» именно под такой автомобиль. Они изъяли, например, в акимате техническую спецификацию в черновом варианте с приписками от руки, которые подтверждают их позицию.
7 февраля 2017 года ТОО «Тобол моторс» подало заявку на участие с ценой 23 160 000 тенге (без НДС). 9 февраля поступила заявка от ТОО «Ишим моторс» - с ценой 23 169 642 тенге. Победили костанайцы. Еще две закупки с участием обеих компаний прошли в Карагандинской области. Три факта на двоих и стали предметами судебных разбирательств в двух областях.
Какой сестре какие серьги
Кстати, в ноябре прошлого года ТОО «Тобол моторс» пыталось через экономический суд признать незаконным и отменить приказ и предписание антимонопольного ведомства касательно денисовской закупки. Но проиграло.
А вот аппарат акима Денисовского района - автор техспецификации, которая отсекала от участия в конкурсе всех, кто продает не «Тойоты» - эти акты и не обжаловал. И 13 октября отчитался, что предписание исполнил и принял меры «по недопущению впредь нарушений законодательства РК в области защиты конкуренции». Для него история завершена.
Сейчас административным судом рассматривается вопрос, доказана ли игра в поддавки у двух участников конкурса, и если да, то как за это костанайское ТОО наказать.
- Считаем, что в действиях товарищества отсутствует состав административного правонарушения... Прошу производство по делу прекратить, - сказала 10 января на суде Наталья Кулешова.
Судья все-таки решил еще опросить руководителя отдела продаж компании. Антимонопольщики заявляют, что на видео снято, как он подтверждал - были просьбы к другим дилерам, кроме карагандинцев, в тендере не участвовать. Юридический представитель ТОО это категорически отрицает.
Суду, впрочем, предоставлено не только заключение департамента, но также в качестве доказательства - видео и сканированные копии электронных писем, которыми обменивались Караганда и Костанай.
Что пока в сухом остатке этого довольно долгого разбирательства в нашей области? Только обещания денисовских чиновников не поступать нехорошо впредь.
Когда представитель ТОО «Тобол моторс» говорила, что по этому делу никому урон не нанесен, сотрудник антимонопольного ведомства с ней не согласился.
- Считаем, что он нанесен государству, - сказал Нургалиев. - Цену в результате конкурса снизили незначительно, а заплатили бюджетными деньгами.
При этом Ерлан Жаманов благополучно рулит Алтынсаринским районом. «Крузак» за 26 млн тенге исправно возит в Денисовском районе другого бастыка. Мы уточнили в департаменте, не пропустила ли «НГ» какие-нибудь санкции в отношении денисовских должностных лиц. Но антимонопольщики пояснили, что в их ведении - только защита конкуренции. Остальное, по идее, должно интересовать финполицию. Но ведь даже нецелевого использования бюджетных денег не пришьешь - огромные деньги на машину для акима были в казне предусмотрены и депутатами одобрены.
Фото из архива «НГ»
Материалы номера