Вдохновленные природой и воспоминаниями

Татьяна НАЗАРУК

В Костанае в картинной галерее открылись сразу две художественные выставки

На первом этаже разместилась итоговая выставка художников Костанайской области «Союз души и творчества», где можно посмотреть около 100 графических, живописных и скульптурных работ местных авторов. Зал на втором этаже отдали под пленэрную живопись. Вот таким большим общим вернисажем картинная галерея решила завершить уходящий год.

Олег Кусков признался, что позировать непросто, но в целом интересно

Каждая работа - целый мир

«Союз души и творчества» у наших художников и скульпторов получился плодотворным. Насколько гармоничным и счастливым, самим авторам виднее, но зрителю посмотреть тут есть на что. Причем любителям традиционного искусства, которых, как и много лет назад, радует Николай Торшин. В этом году он, не изменяя себе, выставил несколько масштабных живописных пейзажей.

Опушка леса, пшеничное поле, мост через реку или покрытые зеленью холмы - все его пейзажи уютные, как-то по-особому домашние.

С представителем старой традиционной школы диссонирует и обращает на себя внимание рудненский художник Сергей ГЛАЗЫРИН. Его картины по духу и тематике получились для наших мест уж очень непривычными. Завидев на полотне длинноногую особу в красной юбке и такого же цвета головном уборе, мысленно переносишься в небольшое кафе где-нибудь в центре Парижа. Туда, где стиль и элегантность буквально пропитывают воздух насквозь. Увидев на работе надпись «Париж», удивляешься дважды: собственной прозорливости и интересам местных художников.

Картину «Тихий вечер» Сергей Глазырин оживил вставками Эйфелевой башни и винтажных фонарей

- Да, у меня немало таких работ, - не видит в этом ничего удивительного Сергей Глазырин. - Я работал за границей много лет, это сказалось на моем творчестве. Был и во Франции в том числе. Эти работы одни из моих последних. Честно сказать, природу изображать я не люблю. Ее никто лучше не напишет, чем она есть на самом деле. На нее смотреть интереснее. Работаю обычно в графике и в смешанной технике.

В той же смешанной технике работает и известный костанайский художник Сергей ЛУГОВОЙ. На выставке он представил работу под названием «Пейзаж из прошлого». Это многоплановая композиция, рассказывающая о прошлом, космосе и Боге. Такого эффекта удалось добиться, закрепив в ногах у ангела-хранителя дорогой сердцу пейзаж, родившийся в один из летних дней 1996 года.

Космос, Бог и прошлое - основные мотивы работы Сергея Лугового «Портрет из прошлого»

- Я часто пишу ангелов, у меня много таких работ, - поделился с «НГ» художник. - Я как-то нашел небольшую деревянную дощечку. Потом смотрю, узоры на ней чем-то похожи на лицо. Я ее расписал. Позже сделал круг фиолетового цвета и закрепил его над головой у ангела. Это космический круг, символизирующий прошлое, настоящее и будущее. Работа, конечно, постепенно собиралась. 2-3 месяца назад нарисовал ангела, потом нашел свой старый этюд. Там изображен пруд, раннее туманное утро, склонившиеся над водой деревья. Начал я вспоминать это время, 90-е, грустно как-то стало. Так и название родилось «Пейзаж из прошлого».

«Не люблю сразу писать, сначала надо переосмыслить», - так считает автор этой картины Сергей Луговой

Грусть навевает и графика Александра ЗАХАРЧЕНКОВА. Художник работает в разных техниках, но соус и сепия - его конек. Эти черные и коричневые мелки дают особенно интересный эффект, если работать с ними в мокрой технике. От капель воды они дают разные оттенки.

Эта картина Александра Захарченкова создана материалом сепия в мокрой технике

- Методом проб и ошибок я пришел к этой технике, - поделился Александр Захарченков с «НГ». - Она мне близка. В цвете можно нарисовать что угодно и как угодно. А вы попробуйте все эмоции и палитру настроения передать всего двумя цветами - белым, черным или коричневым. Это гораздо труднее.

В этом году, помимо графических пейзажей, у художника появилась целая серия работ под общим названием «Тосты». А также зарисовка «Гадалка».

- Это все ассоциативные работы, - объясняет художник. - На «Гадалку» меня навела одна телепередача. Захотелось сделать что-то окутанное мраком и добавить к этому гротескные образы. На серию «Тосты» меня тоже натолкнул житейский случай. После посиделок с друзьями в одном очень атмосферном заведении мне захотелось отобразить эту тему. Обстановка такая интересная была: все вокруг сделано из дерева, товарищи произносят тост… Всего я написал около 10 картин. Там все образы такие фигурные.

Свою Вавилонскую башню Александр Воткал назвал «Цивилизацией земли»

Воздушный горный пейзаж и пшеничные костанайские поля показались на картинах у рудненского художника Андрея Арискина.

Помимо картин, на выставке были работы из войлока на национальную тематику Светланы Шалуновой и скульптуры творческого тандема Егора Кислицина и Владислава Галбена. В частности, бюст художника Олега Кускова, живописные картины которого тоже представлены на выставке.

Пришел, увидел, написал

Большую часть пленэрной экспозиции составили работы, которые появились в результате совместной поездки художников в Карабалыкский район в августе этого года. В течение недели они наблюдали за местной природой и переносили ее на бумагу.

Мост через реку Аят, неспешное течение реки Тогузак, Веренский борок, окрестности села Надеждинка - только малая часть того, что можно увидеть на выставке.

Идею для картины «Мост через Аят» Светлана Шалунова привезла с пленэра в Карабалыкском районе

- Этот этюд написала Светлана Шалунова, - указала на одну из работ заведующая картинной галереей Сая КАЛИНОВА. - Все пошли купаться, а художница успела изобразить утреннюю тихую речушку. Это берег реки Тогузак.

Этот летний этюд был написан Светланой Шалуновой в один из жарких августовских дней на реке Тогузак

Среди пейзажей есть этюды турецкого и Крымского побережий, горные вершины Алматы. Эти работы тоже решили включить в пленэрную выставку, поскольку они были созданы в этом году. 

На пленэр в Алматы в ноябре этого года съездили члены союза художников РК из Рудного. Одной из них была Галина НАДЕИНА. Как рассказала художница, в горах она побывала впервые.

- Эмоции зашкаливали, там очень красиво! - поделилась Галина Надеина с «НГ». - От такого величия дух захватывает. Непривычно, что там нет сосен, одни елки. Мы рисовали прямо в  горах. С утра уходили, потом на обед и снова в горы. Плохо то, что в 4 часа уже темнело. Освещение не то, не те контрасты, не та цветовая гамма. Красоту приходилось ловить во время светового дня. К тому же сидеть там было холодно, мы немного походим и опять рисовать.

В эту же экспозицию вошла работа шестилетней давности Сергея Лугового. Осенний этюд художник когда-то назвал «Встреча с цветами». Картина получилась даже не то чтобы яркой, а прямо огненной. И темно-синее небо пришлось ярким и глубоким оттенкам под стать.

- Вообще, я не люблю сразу писать с натуры, - рассказал Сергей Луговой. - Я сначала созерцаю, потом переосмысливаю, ловлю ощущения и лишь спустя время пишу. И это получается не копия действительности, а уже часть твоей фантазии. Если делать это сразу, то, мне кажется, получается как-то суетливо.

Зато рассматривать такие работы - одно удовольствие. Пленэрная живопись, мне кажется, самая что ни на есть успокаивающая и умиротворяющая. Стресс, перегруженность, усталость? А вы попробуйте хотя бы на полчасика окунуться взглядом в еле заметные речные волны, различить все оттенки осеннего леса, пересчитать листочки на качаемой ветром березе. Любителям природы как нельзя подойдет пленэрная тематика.

Выставки будут работать в картинной галерее еще в течение месяца.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА