Пять не превратятся в тринадцать?
Галина ПЕТРЕНКО
В Житикаринском районе частная компания закрыла для жителей областную трассу
В конце октября в социальных сетях появились ролики из этого района. В них - заляпанные белой грязью легковушки, машины в клубах асбестовой пыли, идущие по дороге рядом с большегрузами, перевозящими руду. Таким был венец разъяснительно-агитационной кампании, которую с середины прошлого года для житикаринцев вели дуэтом местная власть и ТОО «Комаровское горное предприятие». Жители района начали пользоваться объездной дорогой. Слова превратились в дела.
В день нашей командировки, 27 ноября, на объездной дороге засыпали ухабы
Откуда проблема
Коротко предыстория. ТОО решило расширять свой карьер, золотоносные руды залегают в том числе на участке, расположенном под дорогой областного значения Житикара - Камысты. В прошлом году вопрос встал ребром, отчасти в связи с тем, что рудная база обрела нового хозяина. Месторождение «Комаровское» купила российская компания «Полиметалл», приобрела ради того, чтобы увеличить загрузку золотоизвлекательной фабрики на другом своем предприятии в области. Вопрос наращивания добычи более богатых «комаровских» руд и стал определяющим.
Скажем сразу, по документам территория, на которой расположен участок асфальтированной дороги, входит в горный отвод контракта на недропользование «Комаровского». Но сама трасса находится в государственной собственности, стоит на балансе областного управления автодорог. Поэтому, с одной стороны, исполнительная власть области и района не имеет права препятствовать бизнесу пользоваться контрактным участком, с другой - обязана защищать интересы населения. И весь вопрос был в том, какое компромиссное решение стороны сумеют найти.
Возможны варианты
Дорога Житикара - Камысты 3-й технической категории, асфальтированная. Предшественник «Комаровского», ТОО «Орион Минералс», кстати, также намеревалось расширять карьер в южном направлении и прорабатывало планы демонтажа 3-километрового участка этой трассы. Альтернатива - объездная дорога. Основные споры были о том, где она будет проходить и какого качества ее сделают.
Глобальная дорожная перестройка в районе задела жизненные интересы людей в нескольких поселках, прежде всего в тех, куда можно было добраться по асфальту, - Приречного, Степного, Аккарги. Не последними были и интересы тех, кто ездил в соседний район, а также жителей Камысты - больница в Житикаре всегда была лучше укомплектована специалистами.
Существовало несколько вариантов разрешения ситуации. Акимат района ответил, что их было четыре, нам детально известно о трех. Вариант «Комаровского» сводился к тому, что жители в ближайшие 5 лет будут пользоваться 32-километровой объездной дорогой 4-й категории с гравийным покрытием.
Самым щадящим для населения был «орионовский» вариант. Он предполагал строительство неподалеку от карьера 8-километрового участка новой асфальтированной дороги с примыканием к основной трассе, а на это время - обустройство короткой объездной грунтовки.
Вариант акимата - 9 км объезда, который стартует примерно от Львовки, идет напрямую и тоже примыкает к трассе Житикара - Камысты.
Оба варианта не прошли. Оба, заметим, требовали гораздо большего времени для того, чтобы предприятие приступило к демонтажу дороги и отработке карьера - около 2 лет.
План-победитель был реализован менее чем за полгода.
Гладко было на бумаге
Именно его в основном и обсуждали на сходах с населением, которые предшествовали подписанию меморандума между акиматом района и добывающей компанией. Жители Степного и Аккарги с условиями согласились. Излишне добавлять, что взамен неудобств с дорогой, «Комаровское» обещало помощь социальной сфере округов. Это обычная практика.
Но вот жители села Приречное были резко против, согласия на демонтаж дороги не давали. В августе 2016 года там на сходе был нештатный корреспондент «НГ».
- Мы и сейчас не согласны с тем, что нас лишили нормальной дороги. Считаем, что при подписании меморандума наше мнение проигнорировали незаконно. Дорогу до райцентра нам удлинили. Туда-обратно плюс километров 30 получается, а бензин дорожает, - говорил нам 27 ноября житель Приречного Вадим НЕВГОД. - Если раньше мне тонна угля в 10 тысяч тенге обходилась, то сейчас в полтора раза дороже. У нас из-за доставки продукты в магазинах подорожали. Это все невозможно всем жителям компенсировать. Вы к нам ехали, когда объездную подморозило. Ее же отсыпали безобразно - глина и асбестовая крошка, близко там гравия не было. Сначала пыль клубилась, а мокро стало - грязь липкая, машину не отмоешь. Я раньше в ГАИ работал - у меня профессиональный вопрос: как могли принять в эксплуатацию дорогу с необустроенными по правилам обочинами? Вот мы в районной газете «Авангард» читаем, что «Комаровское» уже ссылается: погода не позволила укрепить дорожное полотно. Это так они с самого начала выполняют обязательства?
Асбестовая крошка - не лучшая часть дорожного покрытия
Приреченцев на разговор с нами пришло человек 10. Все сходились в одном: пластиковые окна в школе и бесплатный автобус до райцентра нормальной дороги не заменяют. А еще добавили, что со страхом ждут зиму и весну. На объездной дороге, большая часть которой как технологическая существовала давно, есть места, которые традиционно переметает и заливает талыми водами. Не верят люди, что «Комаровское» с этим справится.
Недовольны не только сельчане.
- У меня дом - в Камысты, а сейчас живу в Житикаре. Сестра болеет, приходится постоянно мотаться между двумя райцентрами, - сказала дозвонившаяся в «НГ» пенсионерка Светлана ПРОЙДИСВЕТ, - 14 км объездной дороги осенью были ужасны. Почему люди должны бить там свои машины? Мы ездили рядом с карьерными грузовиками. Это же опасно. Представляете, каково это - постоянно пользоваться такой дорогой? А больных возить? В Камыстинской ЦРБ хирурга нет, люди ездят в Житикару. Мы вообще не поняли: летом отремонтировали нормальную дорогу, асфальтовую, разметку сделали, все обрадовались. А ее раз - и закрыли. Чего хочу? Чтобы не перекрывали дорогу. Либо сделали короткий объезд, построив равноценную дорогу.
Временно - это сколько?
Когда мы были в командировке, несмотря на знак «Тупик», движение по асфальту продолжалось, объезжали закрытый участок по дорогам между клетками. Нам навстречу даже попалась машина, которая везла по полю охрану в колонию «Черный беркут». Но ясно, что это были последние дни эксплуатации старой дороги.
Приреченцы заявляют: их мнение при подписании меморандума проигнорировали незаконно
Сейчас ее участок демонтирован. И люди вынуждены пользоваться объездом. Теперь основной вопрос - сколько. Те же приреченцы были взбудоражены уже упомянутой публикацией в «Авангарде», где говорилось: «Необходимость в перенаправлении движения на объездную дорогу связана с тем, что основная дорога проходит по южному участку месторождения, где ТОО будет добывать руду. Горные работы предполагается вести здесь в течение 13 лет». Кстати, на сходе в Приречном автор научных публикаций о потенциале Джетыгаринского рудного района, куда входит «Комаровское», известный житикаринский геолог Низами ДЖАФАРОВ выражал сомнение по поводу заявленных сроков отработки карьера. И тогда звучало это число - лет 13 по меньшей мере.
По меморандуму же компания брала обязательства через 5 лет восстановить разрушенный участок областной дороги. Где правда?
Мы направили запросы в ТОО «Комаровское горное предприятие» и акимат района.
- Согласно заключенному 18.08.2016 г. меморандуму, время пользования объездной дорогой и отработки южной части карьера составит ориентировочно пять лет. Итоги произведенной доразведки запасов и планы развития предприятия не противоречат принятым ранее обязательствам. По истечении указанного времени дорога будет восстанавливаться или будет построен новый участок асфальтированной дороги, - заверила пресс-служба предприятия.
По сути, такой же ответ пришел из акимата.
Глава района сообщил также, что объездную дорогу в эксплуатацию принимали комиссионно. И на момент приемки, то есть 2 октября, она была в хорошем техническом состоянии. А потом пошли дожди - состояние стало очень плохим.
Помилуйте, ну не может сразу даже ливень размыть гравийное или щебеночное покрытие до такой степени, что «появились колейность и просадки дорожного полотна». Дорога-то на тот момент даже полмесяца в эксплуатации не была.
Словно в ответ на этот вопрос акимат извещает, что будет вести мониторинг состояния объездной дороги и направлять предприятию соответствующие письма.
5 декабря в Житикаре должна была состояться встреча местного сообщества с руководством «Комаровского». Прошла она вяло. Говорят, кворума не собрали. Встречу перенесли на январь. Те, у кого есть жгучие вопросы по дорогам, могут задать их представителям предприятия в присутствии местной власти. Тем более что к тому времени дороги в полную силу начнет проверять на прочность зима.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера