Круг их узок, но влияние могущественно

Евгений ШИБАРШИН

Казахстан 25 лет борется с коррупцией, но особых успехов нет. Почему?

9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Он установлен после того, как Ассамблея ООН в 2003 году приняла к подписанию Конвенцию против коррупции. На сегодняшний день к этому документу присоединились более 170 стран. В том числе и Казахстан, который первый законодательный акт, направленный на борьбу с этим общественным злом, принял еще в 1993 году. Но с тех пор прошло уже 25 лет, а количество официально зарегистрированных коррупционных преступлений только за последние 5 лет увеличилось с 2 151 до 2 807.

В Костанайской области в 2017 году зарегистрировано 42 коррупционных преступления, а в 2016-м их было 38 / Фото Н. СОЛОВЬЕВА

 Противодействовать или бороться?

 Понятно, что статистика сама по себе не отражает динамику уровня коррупции. В ней заложена еще и степень активности государственных служб, призванных выявлять такого рода преступления. Есть еще один показатель, который используется в международной практике. Он носит сравнительный характер. Речь идет об индексе восприятия коррупции (ИВК) в разных странах. Он измеряется в баллах, выведенных после опроса экспертов. В 2016 году из 176 оцениваемых стран Казахстану отвели 131-е место. Даже среди стран Восточной Европы - Центральной Азии наша республика оказалась на 14-м месте, разделив эту позицию с Россией и Украиной (лидирует Грузия, которая в мировом рейтинге заняла 44-е место). Такой метод тоже далек от совершенства, но другого пока нет, поэтому нам приходится смотреть на себя в это «зеркало».

Рис. А. МАЦАРИНА

А картина там безрадостная: Казахстан оказался ближе к Сомали, занявшему последнее место, чем к лидирующим в рейтинге Дании и Новой Зеландии. Еще неприятнее становится, когда спускаешься с высоты абстрактных величин в болото чиновничьей практики. В СМИ чуть ли не каждый день появляются сообщения о фактах злоупотреблений государственных служащих, занимающих различные посты в президентской вертикали. И это при том, что в последние года за коррупционные преступления уже осуждены бывший премьер-министр, несколько членов правительства и областных акимов.

В этом плане показателен пример с начавшимся судебным разбирательством по делу заместителя акима Рудного Максута Дуспулова. Замакима обвиняется в получении 15 млн тенге за «покровительство» подрядчику в строительстве канализационного коллектора. Использовал ли этот чиновник свою должность в сугубо личных корыстных интересах или был посредником в передаче взятки «наверх», еще предстоит разобраться. Для нашего анализа важно другое. Поскольку сам факт противоправных действий в данном случае еще до окончания суда ни у кого не вызывает сомнений, можно публично задаться вопросом: почему на это пошли люди, наверняка знавшие все неприглядные обстоятельства в нашумевшем и еще не забытом деле бывшего акима Костаная, «погоревшего» в аналогичной ситуации? У них память коротка? Или тяга к денежным знакам сильнее инстинкта самосохранения?

То и другое возможно, но очень сомнительно. Скорее всего, есть какие-то другие, более глубокие, причины. Теоретики, занимающиеся изучением проблемы коррупции, среди таковых называют несколько. Однако все их рассуждения строятся на признании, что использование служебного положения в личных корыстных интересах - дело вечное. Проблема только в масштабности. Этот подход начал проявляться даже в названии антикоррупционных законодательных актов, принятых в Казахстане. Указ, имеющий силу закона, подписанный главой государства в 1992 году, назывался «О мерах по усилению борьбы с организованными формами преступности и коррупцией». В 1998 году принят закон «О борьбе с коррупцией». Но в 2015 году уже появляется закон «О противодействии коррупции». Надеюсь, нет необходимости растолковывать разницу в подходах государства, которые определяются смыслом понятий «борьба» и «противодействие».

С принципом «человеческая жизнь - одна, а коррупция - вечна» можно было бы согласиться, с оговоркой, что в среде государственных служащих есть люди, работающие за официально положенную заработную плату. Тем не менее экономическая составляющая, которая создает искушение для злоупотребления должностным статусом, действительно постоянно присутствует.

В Казахстане наличие этого фактора не отрицают, однако многие эксперты предпочитают больше говорить о влиянии несовершенства законов и ментальности, о неразвитости правовой культуры и тому подобных моментах, которые, безусловно, воздействуют на людей, но играют далеко не решающую роль. А если не разобраться, что в нашем обществе в первую очередь воспроизводит коррупцию, как тогда можно ей эффективно противодействовать? То есть среди множества причин, порождающих коррупционные правонарушения, нужно выделить главную.

 «Работать будет некому»

Этот вопрос, помнится, я задавал еще в начале 2000-х годов на круглом столе, который организовал костанайский филиал партии «Нур Отан». Тема коррупции обсуждалась с участием тогдашнего акима области Сергея КУЛАГИНА, а также руководителей городов, районов и различных областных госструктур. Меня пригласили в качестве представителя общественности.

Итоги выявления коррупционных рисков регулярно рассматриваются советом по этике / Фото Н. СОЛОВЬЕВА

Все тогда говорили правильные слова, но речь шла только о том, как бороться со следствием. Чтобы обратить внимание на важность понимания главных причин коррупции, я использовал образный пример. Мастер дает токарю металлическую болванку и просит выточить из нее на токарном станке нужную деталь. Если токарь начнет выполнять работу резцом для дерева, у него ничего не получится, только резец сломает. Так и с коррупцией. Можно сколь угодно кряхтеть с этой «болванкой», но, пока не подберем соответствующий резец, нужной «детали» не получится. После чего высказал свое понимание главной причины, мешающей борьбе с коррупцией. На мой взгляд, она лежит в «прихватизации», которая произошла в 90-х годах. В тот период люди, занимавшие государственные должности, имели возможность прибрать к рукам бывшую госсобственность, и теперь они используют государство для получения от приватизированного имущества необходимых доходов.

Аким области на мое выступление среагировал мгновенно:

- После обработки таким «резцом» у нас работать будет некому.

С тех пор прошло более десяти лет, появилось новое поколение управленцев, и, возможно, ситуация изменилась. Но привлечение к уголовной ответственности некоторых высокопоставленных лиц, которое активизировалось в последнее время, показывает, что эти люди в лихих 90-х еще только получали образование или занимали посты в низовых звеньях управления. Однако коррупционные повадки своих предшественников они усвоили быстро. Почему?

Рис. А. МАЦАРИНА

Этот вопрос я задал бывшему госслужащему. Он долгое время занимал немалые посты в системе госуправления, хорошо был осведомлен о ситуации в Костанае, но после перехода в частную структуру о том времени вспоминает с содроганием. На откровенный разговор со мной пошел лишь на условиях анонимности.

- Я могу назвать чиновников, которые в 90-е годы нахапали себе разных объектов, многие из них по-прежнему находятся у власти или имеют там влияние, - сказал собеседник. - Причем самые богатые - наверху. Наверняка на каждого из них есть компромат, который используется против тех, кто по какой-то причине становится неугодным. Разве это борьба с коррупцией? Ее нужно начинать с самого верха. Заменить всех чиновников, и через год мы о коррупции забудем.

В качестве примера он сослался на Грузию, где Михаил Саакашвили после избрания президентом провел радикальную чистку в госаппарате и правоохранительных органах.

На недавно состоявшемся в КГУ круглом столе, который провел департамент по делам госслужбы и противодействию коррупции по Костанайской области, опыт бывшего грузинского президента вспомнил кандидат юридических наук Андрей БРЫЛЕВСКИЙ. Правда, в другом ключе. Он подтвердил, что после «зачистки», проведенной Саакашвили, международный рейтинг Грузии по индексу восприятия коррупции действительно резко поднялся. Но затем опять пошел на снижение.

В беседе с корреспондентом «НГ» он такую динамику объяснил тем, что коррупция - явление по своей природе очень сложное, в противодействии ей более эффективны не революционные, не радикальные методы, а эволюционные. Но для этого должна проводиться системная широкоохватная профилактика, направленная на формирование правосознания. Причем, на его взгляд, речь должна идти не только о распространении правовых знаний, но главным образом о создании соответствующего социума, который окружает людей и оказывает решающее влияние на их поведение.

 Нужна прозрачность

Профилактика стала основным направлением в работе Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции. Предшествующая ему структура была создана еще в 1998 году, несколько раз преобразовывалась и в сентябре 2016 года приобрела сегодняшние функции.

- Мы занимаемся анализом коррупционных рисков, антикоррупционным мониторингом и просвещением, - сообщил «НГ» заместитель руководителя департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции по Костанайской области Асхат ИСКЕНДИРОВ. - За 9 месяцев 2017 года за совершение коррупционных преступлений в области осуждены 42 человека, за этот же период 2016-го - 38. В число наиболее подверженных коррупции входят служащие акимата и его структурных подразделений - 19, органов внутренних дел - 18.

Эта же тенденция просматривается и в целом по Казахстану. Та же картина и по видам коррупционных преступлений. Наиболее распространены взятки, хищения чужого имущества и злоупотребления служебным положением. То есть в них четко просматривается один и тот же мотив - прямое получение финансовой выгоды. Поэтому все наши разговоры о значении нравственности, правовой культуры и т. п. отражают, на мой взгляд, и составляют очень важную сторону в «противодействии» коррупции, но у многих людей все они меркнут при появлении возможности получить экономическую выгоду от своего служебного положения. Даже карательные меры в виде лишения свободы и миллионных штрафов не останавливают. Посмотрите таблицу объема штрафов, там лидируют сотрудники МВД, но эта же сфера остается наиболее подвержена коррупции.

Рис. А. МАЦАРИНА

В таком случае невольно приходишь к мысли, что главный корень зла - в частной собственности (да простят меня ее активные пропагандисты). Именно она всей природой своего существования и приумножения создает благоприятную среду.

Это не означает, что нужно вернуться во времена тотального запрещения частников. Речь идет о создании механизма прозрачности их функционирования, что поможет радикально изменить ситуацию с коррупцией. Пока же самые крупные куски, хищнически поделенные в 90-х (включая нефтегазовый сектор), находятся «в тени», круг их собственников узок и непрозрачен, поэтому именно эти люди будут постоянно призывать к «противодействию» коррупции. Однако самим фактом такого своего существования постоянно ее воспроизводить. Даже если Казахстан по индексу восприятия коррупции в ближайшей перспективе поднимется к серединным ступеням международной рейтинговой лестницы.

Что в первую очередь мешает борьбе с коррупцией в Казахстане?

 Айкын КОНУРОВ, депутат мажилиса Парламента РК, секретарь КНПК:

- Обозначить одну причину тяжело. Там целый комплекс проблем, которые решать непросто, особенно с учетом того, что они сформировали у казахстанцев еще и определенную ментальность. Суть ее в том, что многие люди считают: любые вопросы можно решать с помощью денег. И не важно, как ты их получил. Главное, чтобы у тебя была хорошая машина, большой дом, чтобы ты имел возможность поехать за границу. Такой человек считается успешным. Деньги любой ценой - этот принцип нам навязывался в 90-е годы, теперь многие считают, что так должно быть всегда. Во-вторых, дикий рынок и англо-саксонская идеология, которые у нас сформировались, подразумевают жизнь по принципу «каждый сам за себя». С такой идеологией выстраивать системную борьбу с коррупцией очень сложно. Государство вроде бы начинает это осознавать, объявив о необходимости духовной модернизации. Будет ли она успешна, время покажет.

 Сымбат УКИН, заведующий кафедрой теории государства и права КГУ, кандидат юридических наук:

- У нас до сих пор не отработаны методики анализа причин коррупции и эффективные инструменты противодействия. Нет даже достаточно четкого определения самого понятия «коррупция». Мы стремимся опираться на практику других стран и не учитываем наши национальные особенности. То, что для Западной Европы коррупция, в Казахстане может оказаться традицией  или обычаем, уходящим в далекое прошлое. Тем не менее некоторых чиновников за следование этим традициям могут привлечь к уголовной ответственности. По таким признакам к коррупционерам можно отнести все население страны. К тому же надо различать низовую коррупцию и злоупотребления в верхних эшелонах власти. Уровень коррупции в транснациональных компаниях гораздо выше, чем среди учителей и врачей, значит, и подходы должны быть разными. Очень сильно влияет и сложившаяся раньше кадровая политика в госслужбе. Чиновник знал, что на руководящей должности он будет работать 2-3 года, а дальше - неизвестно. Поэтому за отведенное ему время нужно было свою семью обеспечить максимально. Сейчас этот порядок меняется, но все равно руководители меняются слишком быстро.

 Петр СВОИК, аналитик (Алматы):

- Казахстану мешает феодальное устройство системы государственного управления. Такое сравнение возникает прежде всего потому, что в Средние века сверху над всеми общественными институтами находился монарх, и у нас картина аналогичная. Во-вторых, там и сейчас происходит совмещение политической и экономической власти. Разница только в том, что тогда главным ресурсом была земля, поэтому короли были главными земельными собственниками, в регионах землями владели феодалы. Совмещение означает контроль за всеми экономическими потоками. При этом король и феодалы ничего не воруют. Они лишь присваивают по своему статусу. Воруют только чиновники, которые, используя свою должность, пытаются присвоить себе часть экономического потока феодала. За что и бывают строго наказаны. То есть при феодализме коррумпированной на самом деле была только челядь, а у самих феодалов и в мыслях не было, что они присваивают чужую экономическую долю. Сейчас то же самое. Все сегодняшние либеральные монархии потому и достигли успеха, что все феодальные нормы отменили и перешли к демократии.

 Андрей ЧЕБОТАРЕВ, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», кандидат политических наук (Алматы):

- Главная причина - в закрытой политической системе, которая сложилась в Казахстане. От нее и высокий уровень теневой экономики, и клиентопатронажные отношения. В открытых демократических системах тоже есть коррупция, но там ее уровень меньше и ментальность людей другая. А это имеет большое значение. Ведь коррупция идет не только сверху, но и снизу. Если чиновник сам не просит взятку, ее ему приносят. Такое наблюдается не только у госслужащих, но и среди педагогов и врачей. То, что в анонимных опросах люди отмечают уменьшение фактов коррупции, говорит, скорее, об активизации работы правоохранительных структур и усилении воздействия предпринимательского сообщества на власть. В реальности коррупция меняет формы, придумываются новые схемы, что говорит о ее прежней живучести.