Несчастливое число для новоселов
Надежда КОВАЛЬСКАЯ
Жители новостроек, построенных по программе «Нурлы жер», жалуются на дефекты
Президент Нурсултан Назарбаев, прилетевший в Костанай 8 ноября, первым делом побывалв строящемся по программе «Нурлы жер» микрорайоне Аэропорт. Лидеру нации показали квартиру в доме № 36, в который не так давно заселились первые жильцы под звуки фанфар и пожелания акима области. В сотне метров - новостройки №№ 13, 13 «А», 13 «Б» и 13 «В», которые президент не посещал, а аким - не заселял. И понятно, почему. Вздыбленные полы, плесень на стенах, отваливающуюся кусками краску и подвалы, затопленные водой, показывать высоким гостям стыдно. Зато не стыдно заселять туда простых граждан, которые за все это будут платить еще много лет...
На сайте и в жизни
Анна МОИСЕЕВА к выбору жилья подошла ответственно: тщательно изучила все предложения на сайте АО «Жилстройсбербанк» и выбрала для себя оптимальное соотношение цены и качества - «трешка» в доме № 13 блок «В». На интернет-ресурсе была вся информация о квартире вплоть до материалов отделки. Однако, еще не зайдя в нее, женщина поняла, что у строителей явно что-то пошло не так...
С виду многоэтажки смотрятся прилично, но если зайти в квартиры... / Фото Николая СОЛОВЬЕВА
- Ключи мне отдала руководитель обслуживающей компании Куляш Кубжасарова в начале августа, - рассказала «НГ» Анна. - Сюрпризы начались с входной двери, которая оказалась повреждена - весь верх разбитый. В квартире на балконе кафельная плитка отходила вместе с ногой. Но больше всего меня поразил санузел. Кафеля, заявленного на сайте, не было. Краска со стен облетела и лежала кучками на полу. Раковина начала падать, как только я к ней прикоснулась. Она не была закреплена. В натяжных потолках (в местах, где проходят трубы) - огромные дыры. В комнатах ламинат весь вздыбился. Ни одна межкомнатная дверь не закрывалась...
Такую картину увидела в ванной своей квартиры Анна Моисеева / Фото из личного архива
Моисеева обратилась в ИП Кубжасарова. Там ей пообещали, что в скором времени придет мастер застройщика - ТОО «Агрофирма «Ирина и К», и все недоделки будут устранены. Прошло 3 месяца, время поджимало, новоселы принялись за ремонт сами. Сняли все двери, заново залили пол, так как в разных местах квартиры его уровень колебался с разницей в 5 см. Подняли весь ламинат, под которым обнаружили кучи мусора и окурков. Вычистили и положили заново. Уже после того как Моисеева выложила за ремонт круглую сумму, на которую планировала купить мебель, пришел мастер. Представился Вадимом, сказал, что при минусовой температуре заниматься плиткой на балконе никто не будет. Пообещал сделать это весной. Входную дверь придирчиво осмотрел и сказал, что повреждена она была уже после сдачи дома, а значит, это уже не проблема застройщика. Вот бы цемент в квартире был так тверд, как мастер, которого так и не удалось переубедить...
13 «А» - не лучше
У Индиры КАРАГОЗИНОЙ ситуация еще критичнее. В семье четверо детей, младшим - двойняшкам - по 5 месяцев. Из-за проблем с вентиляцией по стенам квартиры, куда они заселились 6 октября, ползет плесень. Пластиковые кона «потеют», воздух сырой. Двойняшки постоянно кашляют, им тяжело дышать.
В доме № 13 «А» до сих пор не работает лифт / Фото Николая СОЛОВЬЕВА
- Они сразу слабенькие родились, но после заселения в новую квартиру, которая находится в корпусе «А», постоянно болеют, - говорит Индира. - Я звонила Кубжасаровой. Она пришла, посмотрела и ушла. Нашей семье, между прочим, за эту квартиру 17 лет расплачиваться! Если в ближайшее время ничего не сделают, буду обращаться в суд. Я уже не говорю о том, что газа до сих пор нет и лифт не работает.
Семья Каната АЛЬСЕИТОВА живет без лифта и газа с июня. Ему обещали, что все подключат, когда заселятся 70% жильцов дома. Пустующих квартир почти не осталось, но газа так и нет. Лифт, хоть и присутствует, но лишь номинально.
- Писали мы и про дефекты - у нас не закрывались двери и окна, отходили обои, подоконник треснутый был, но нас кормили «завтраками», - вспоминает Канат. - Мы и сами это можем сделать, и уже сделали, но возмущает отношение к собственникам квартир.
Общая проблема всех квартир в доме № 13 - не закрываются межкомнатные двери / Фото Николая СОЛОВЬЕВА
В подъезде дома № 13 «А» - грязь. Со стен облетает штукатурка, пластиковые подоконники на некоторых этажах уже повреждены. У Ермека Ермухамбетова, который живет в том же подъезде, двое детей - 2 года и 9 месяцев. Молодая мама вынуждена сидеть с детьми взаперти до прихода мужа, потому что с двумя детьми и коляской без лифта выбраться из дома очень сложно.
Рычаги давления
В общем, проблем - вагон и маленькая тележка. Причем претензии у жильцов и к застройщику, и к обслуживающей организации.
«НГ» начала с ТОО «Агрофирма «Ирина и К».
- Это хорошие дома, качество у них хорошее, - считает директор ТОО Александр КОРЧИНСКИЙ. - Проблема - в отсутствии эксплуатации. Дома сдали в январе. Обслуживающая организация - ИП Кубжасарова - вовремя не подключила отопление. В квартирах было минус 3, минус 5 градусов. Верхние этажи до сих пор не отапливаются. Когда их подключают к отоплению, появляется конденсат, который и приводит к дефектам. Мы смонтировали дорогостоящее европейское оборудование в элеваторных узлах. Но в ИП Кубжасарова не оказалось специалистов. Пришлось запуск тепла проводить самим. Я держу там своих электриков и сантехников. Если так и будет продолжаться, мы потеряем эти дома. Такая же участь ждет 36-й дом, который недавно сдали. Все, о чем я сейчас говорю, я описал в письме заказчику строительства - АО «Байтерек девелопмент».
Вода после дождя стекает прямо по стене / Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Куляш КУБЖАСАРОВА была неприятно удивлена тем, что крайней выставляют ее.
- Может, они в январе эти дома и сдали, но я приняла их в марте, - сообщила она «НГ». - В подвалах стояла вода. И это претензии даже не к застройщикам, а к проектировщикам. Здесь же подземное озеро, фундамент подмывает.
По словам директора обслуживающей компании, 14 ноября в новостройки приезжали специалисты из ДЧС Костанайской области обследовать лифты. А это значит, что не сегодня-завтра подъемники заработают. 16 ноября планируется встреча специалистов филиала АО «КазТрансГаз Аймак» и застройщика. Будут решать проблему с газовой трассой.
Каждая сторона тянет одеяло на себя, а в итоге голыми остаются новоселы. Нужен третейский судья. В этом качестве мы попросили выступить заказчика - АО «Байтерек девелопмент». Тем более что именно акционерное общество заключило договор с астанинской фирмой ТОО «ФН Менеджмент», которая, в свою очередь, наняла ИП Кубжасарова для обслуживания новостроек.
- К нам обращались с письмом по этому поводу, мы изучили доводы всех сторон, - сообщил «НГ» главный менеджер дирекции реализации и обслуживания недвижимости АО «Байтерек девелопмент» Марат АБДРАХМАНОВ. - По договору инвестирования застройщик обязан в течение двух лет обслуживать дом по гарантии. При сдаче домов были выявлены дефекты, были порывы на инженерных сетях. Если застройщик в ближайшее время не устранит дефекты, мы будем вынуждены обратиться в суд.
Судебная машина довольно неповоротлива. Суд первой инстанции, сроки на обжалование, суд второй инстанции... Тяжбы могут тянуться месяцы. А людям как-то надо жить и желательно в комфортных условиях - без сырости, дыр в потолке и прочих строительных неожиданностей. Выход пока один - делать ремонт самим, сохранять все чеки и выставлять потом счет застройщику.
Но каково бы ни было решение суда, проблему затопленных подвалов оно не решит. Получается, что не зря в советское время не трогали этот участок земли. Да и на этапе строительства микрорайона Аэропорт об угрозе затопления не говорил только ленивый. Но это - тема для отдельной статьи.
Материалы номера