Кто сказал «горбатый»? Нет такого
Галина ПЕТРЕНКО
Круглосуточное движение по мосту в районе станции Тобол открыто, работы продолжаются
По поводу этого открытия многие жители области, которые часто ездят в южном направлении, выдохнут дружное «наконец». Движение, в связи с глобальным ремонтом аварийного моста, было перекрыто в сентябре прошлого года. Тогда же назывался срок завершения работ - июнь 2017-го. Потом время сдвинулось на середину октября. Аким области на недавнем совещании упомянул уже дату 1 декабря, но заявил, что круглосуточное движение по путепроводу нужно открыть раньше. Люди устали пользоваться объездной дорогой.
В кратчайшие сроки
Не просто устали. Пара октябрьских цитат из сообщений на сайт ng.kz: «Поляжем мы тут все на этой объездной», «Люди, пока мост откроют, мы тут все умрем». За год пользования объездной дорогой ее изрядно разбили, а осенние осадки еще и размочили.
Вид на путепровод в районе поселка Тобол 30 октября. Через два дня здесь пообещали открыть проезд днем и ночью для любого транспорта / Фото Николая СОЛОВЬЕВА
С середины октября по новому путепроводу поэтому открыли движение для легковых автомобилей. Но избирательное - только днем, потому что еще не было ограждения и освещения. Прерывистое, потому что периодически проезд закрывали из-за производства работ. Большегрузный транспорт оставался вообще сиротой. Фуры не могли проходить под низко висящими над подходом к мосту проводами высоковольтной ЛЭП.
Все эти проблемы подрядчик должен был ликвидировать в кратчайшие сроки - к первым числам ноября. Корреспонденты «НГ» побывали на большой стройке 30 октября.
Большой проект
Не только по деньгам, хотя он стоит миллиард с лишним. Затеяли практически новое строительство не только моста, но и подходов к нему, и транспортной развязки, предназначенной в первую очередь для машин, идущих в Тобол и из него. А в поселке располагаются узловая железнодорожная станция, крупный элеватор.
Путепровод теперь имеет длину около 2 км, а раньше был 600-метровым. Въезд и спуск с моста были такими крутыми, что в гололед машины норовили сползти обратно. Теперь они пологие. Кстати, именно это осложнило ситуацию для прохода крупногабаритного транспорта. Там, где провода нависают над подходом к мосту со стороны Лисаковска, из-за земляных и дорожных работ уровень поднялся на 8 метров от прежнего. В итоге от асфальта до проводов - менее 4,5 м, а по строительным правилам нужно 7 метров.
В день, когда мы были на путепроводе, туда прибыли специалисты ТОО «Геолайн» - делать прокол в насыпи, заводить туда трубу, убирать кабель.
Параллельно на мосту и около активно шли другие работы, почти все выполняло дорожное подразделение подрядной организации ТОО «Мостоотряд № 25 имени Рязанова».
- Мы, мостовики, практически все свое закончили, - сказал «НГ» прораб мостового участка ТОО Анатолий ХАРЧЕНКО, - нам нужно деформационные швы на мосту сделать, но это возможно только после укладки последнего слоя асфальта. А это уже к дорожникам вопросы.
И мы пошли их задавать дорожникам, наблюдая, что происходит на путепроводе и вокруг. Шел монтаж ограждения, «колесоотбоя», как здесь говорят, который с одной стороны путепровода был почти завершен. Затягивали болты, монтировали ночные отражатели. По другой стороне тянули траншею под кабель для обустройства освещения.
На подходе со стороны Лисаковска трактор с щетками чистил асфальт - готовил покрытие для укладки следующего слоя. День был ветреным и солнечным, температура плюсовая. Местные дорожники рассчитывали, что основа под следующий слой успеет хорошо высохнуть.
- Подход со стороны Костаная полностью готов к открытию движения, - сказал начальник дорожного участка ТОО «Мостоотряд № 25» Бахытжан ТУРЛЫБАЕВ, - три слоя асфальта там уложили. На противоположном сделаем второй слой, сровняем трамплин на стыке путепровода с трассой и так пустим движение.
Бахытжан Турлыбаев: «С 1 ноября проблем с проездом фур не будет» / Фото Николая СОЛОВЬЕВА
1 ноября, в 12.30, по словам того же Турлыбаева, укладка асфальта завершалась. ТОО «Геолайн» тоже заканчивало работу.
- После 15 часов открываем движение, - сказал начальник участка.
После открытия
7-сантиметровый слой свежего асфальта на 400 метрах - скорее всего, последний в этом году на объекте. Третий положить не успеют.
- Может, конечно, и сумеем, - говорил инженер по дорожному строительству ТОО, куратор дорожной части проекта Григорий ТАВЛУЙ. - Но вряд ли погода позволит. По СНиП укладка асфальтового покрытия при температуре ниже плюс 10 запрещена. Как будет дальше? Раз мы не сдаем объект в эксплуатацию на 100 процентов, будем зимой сами обслуживать эти 2 километра - подсыпать, чистить. Покрытие выдержит зимний сезон. Поставим ограничение скорости до 40 км. Весной по теплу все закончим - уложим верхний слой мелкозернистого асфальта.
Без последнего слоя и без деформационных швов, скорее всего, уйдет в зиму и мост. Это тоже доделают на следующий год. Ограждение и освещение закончат в этом, говорят, часть фонарей для путепровода уже пришла.
Идет монтаж колесоотбойного бруса - ограждения по обеим сторонам путепровода / Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Не завершат обустройство развязки - той части, что располагается слева от путепровода, если ехать из Костаная. Дорога справа, где въезд в поселок Тобол со стороны Костаная, готова.
Турлыбаев пояснил, что с развязкой задержались из-за того, что несколько раз пересогласовывали проект в части переноса водовода, идущего к поселку.
- Заканчиваем работы на водоводе, - говорил он 30 октября, - вычерпали переувлажненный грунт, засыпаем сухим. У жителей поселка не будет проблем из-за переноса. По развязке хотим завершить земляные работы. Асфальт положим в следующем сезоне... Какие еще работы по путепроводу? Видите, экскаватором мы подготовили откосы, осталось укрепить георешетку. Это можно и зимой делать.
Еще предстоит обустроить площадку отдыха для дальнобойщиков. Георешетку планируется засыпать плодородным грунтом, посеять траву.
Освоили половину
Еще один жгучий вопрос: что будет дальше с «дорогой жизни», то бишь объездной. Ясно, что часть ее станет просто не нужна. Но есть участок, по которому люди едут в Новоильиновку. И он сейчас в плачевном состоянии.
Развязка рядом с путепроводом будет сдана лишь в следующем году / Фото Николая СОЛОВЬЕВА
- Весной подрядная организация приведет ее в порядок, - ответил «НГ» директор Костанайского областного филиала «КазАвтоЖол» Андрей ГОРВАТ, - там запланирован выравнивающий ямочный ремонт.
«КазАвтоЖол» - организация-заказчик большого строительства. Руководителю филиала мы и адресовали вопрос о сроках и качестве подрядных работ.
- Скажем окончательно, что на мосту «стало хорошо», когда они полностью сдадут объект, - ответил Горват. - По поводу того, что не все успевают в срок и какие для этого причины, - претензии только к самому подрядчику, к тому, как он организует работу. С нашей стороны никаких задержек с финансированием не было. Но мы авансов не даем, платим по факту, за сделанное.
На сегодня ТОО из суммы чуть более миллиарда тенге еще не освоило 527 млн тенге.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера