Тонкой нитью через всю жизнь

Лика НОВИКОВА

Костанайская мастерица - о своих работах, культпросветучилище и Китае

Войдя в дом основателя общественного объединения «Вдохновение» Веры БАСОВОЙ, сразу сталкиваешься с ее творчеством. Расшитые крестиком картины, бисерные натюрморты... 30 сентября Вера Георгиевна отметит 80-летие. 21 год она проработала заместителем директора Кустанайского культпросветучилища.

Вера Басова: «В культпросветучилище очень насыщенная была жизнь»

На вопрос, откуда такая любовь к рукоделию, отвечает мгновенно:

- У меня это от мамы.

Детство в Китае

Вера Басова родилась в Китае, в поселке Драгоценовка Манчьжурской области. Там научилась домашнему хозяйству и рукоделию. В семье было пять дочерей, все они вечерами наблюдали, как мама творит чудеса.

- Мы очень радовались, когда появлялась новая вещь, сделанная мамиными руками, - вспоминает Вера Георгиевна. - Я и сама с 8 лет чулки ажурные вязала. Сначала не очень получалось. Но постепенно и шить, и вязать научилась. У нас в поселке было несколько русских улиц, так что китайского я не знаю, да мы китайцев и не видели почти. Они, если русских встречали, кричали всегда: «Ламоза, ламоза (русский, значит)». А вот японцев помню. Их врачи нам прививки ставили от оспы. Помню, как выгонять их стали в 1945 году.

Картина из бисера «Рыцарский замок»

В школу Вера пошла, когда ей исполнилось 8 лет. В те годы на эти земли пришел атаман Семенов с остатками своей армии, эмигранты-белогвардейцы построили в поселке собор.

- У нас таких соборов нет, как в Китае был. Огромный, красивый, мы все ходили в церковь, перед школой обязательно служили молебен, - рассказывает Вера Георгиевна. - В школе висела большая икона, все по очереди заходили и пели молитву. А когда японцев выгнали, то иконы сняли и повесили портреты Сталина. У нас лавка стояла в классе, на ней пороли мальчишек-хулиганов. На всю школу было два хулигана, а все потому, что они бегали за школу курить. А когда приехала в Казахстан, мне было не по себе. Такой бедлам, шумно было в классе, сплошные хулиганы. А мы-то сидели по струнке, смирно.

В Казахстане Вера поступила в 10-й класс, школу закончила в Кызылординской области. В наши края приехала в 1967 году к родителям, которые осели в совхозе «Баканский» Карасуского района. Девушку приняли хорошо - она, не имея пока высшего образования, стала директором Дома культуры.

Неброские натюрморты из бисера украшают кухню

- Я сомневалась, вдруг не справлюсь, но настояли, - вспоминает Вера Георгиевна. - А потом меня на курсы отправили 10-месячные.

После курсов как лучшую слушательницу направили в Ленинградскую высшую школу культуры. И в Ленинграде Вера по-прежнему вязала.

- У нас студенты были, которые на последних рядах во время лекций вязали. Но я нет, - рассказывает она. - Мы менялись часто: я вязала жилетку, а мне за это - пластинку. Вот так и жили.

Учи других, учись сама!

Вернулась из Ленинграда организатором-методистом культурно-просветительской работы и сразу устроилась заместителем директора по культмассовой работе во Дворец профсоюзов Кустаная, где отработала 8 лет.

«Березовая роща» - одна из любимых бисерных работ Веры Басовой

- Какой у нас был клуб, - с сожалением говорит Вера Георгиевна. - Столько кружков... Вы представьте: в штате 120 работников с высшем и средним специальным образованием. Хор был, духовой и симфонический оркестры, театральная и цирковая студии. Мы проводили концерты, чтения и кинолектории. Очень насыщенная была жизнь.

С 1976 года в ДК профсоюзов на занятия начали приходить студенты.

- Мы с ними концерты ставили, я в то время стала подрабатывать: в Кустанайском культпросветучилище вела «Клубоведение», а на следующий год и вовсе ушла работать в училище, - рассказывает Басова. - В год в среднем выпускали около 120 выпускников.

Обереги занимают почетное место на кухне

Ее студентами были актер и продюсер, лауреат Каннского кинофестиваля Толепберген Байсакалов, артистки Русского театра драмы Юлия Кудряшова, Анна Удесиани, Наталья Дедюх, Ольга Подольянова, Юлия Бессонова. Окончил училище и сын - Михаил Басов. Вспоминая культпросветучилище, Вера Георгиевна вздыхает, говорит, что сейчас городу не хватает таких учебных заведений.

- Как же поднять уровень культуры и массовой работы, когда специалистов больше не воспитываем? - спрашивает она. - У нас здания не было и сначала соединили училище с педагогическим колледжем. А потом и вовсе закрыли, я попала под сокращение.

Открылось «Вдохновение»

Приехав в гости на Украину в 1980 году, Вера Басова увидела необычную мебель, украшенную соломкой. И ей очень захотелось освоить этот вид творчества. В любимом училище как раз открыли новое направление. Как завуч, построила расписание своих занятий так, чтобы успевать ходить на уроки по прикладному творчеству - учиться самой. Первая работа из соломки в коллекции Веры Георгиевны - «Девочка».

Символы наступившего года изготавливали из соломки и других материалов

- Она так понравилась внучке, что теперь это «Внучка», а не «Девочка», - говорит мастерица. - Вообще, много у меня работ из соломки: разные картины и цветы, и портреты есть. Делали выставку, где представили портреты акынов из соломки. Материал покупала, где-то из деревни передавали. У меня до сих пор лежит солома, дочь говорит: «Выбрось!», а я не могу. Хотя точно знаю, что делать ничего уже не буду, а рука не поднимается.

Выйдя на пенсию, открыла ОО «Вдохновение», куда приходили такие же увлеченные мастерицы. В 1999 году руководитель татаро-башкирского объединения «Дуслык» предоставила объединению комнату, где женщины творили. Позже переехали в Дом Дружбы.

На «Подсолнухи» у Веры Георгиевны ушло две недели

- Мы встречались раз в неделю, потом мастерицы с заданием уходили домой, ведь нужно время на выполнение работы, - рассказала Вера Георгиевна. - А на следующей неделе все приходили уже с готовой работой. Так что материала для выставок у нас было много. У меня было столько собственных работ из соломки, что весь коридор в квартире был увешан картинами, как в музее.

Дома у Басовой картины из бисера и натюрморты гармонично дополняют интерьер комнаты. На кухне на полке сидят хозяева дома - домовята. На стене - скромный в цветовой гамме, но красивый натюрморт.

- Я сейчас уже не могу там много заниматься прикладным делом, руки работают, а вот сидеть долго уже не могу, - сетует Вера Георгиевна. - А бисер - дело кропотливое. Вот висит картина «Подсолнухи». Думала, что за зиму спокойно сделаю, торопиться не буду. А как сяду за работу, не остановить. В итоге за две недели сделала.

До 2010 года вместе с подругами устраивала выставки работ из соломки, картин из бисера, мягких игрушек, вышивок гладью и крестом. На пенсии иногда вышивает картины и подушки. В шкафу лежит картина, которую нужно вышить блестками.

- Я когда из «Вдохновения» ушла, ко мне мои ученицы первое время домой приходили, мы здесь работали. Внучке говорю: «Ника, давай вышьем, попробуем!», а она просит убрать. Там очень мелкие блестки, работа сложная, - улыбается пенсионерка.

В спальне на стене - иконостас, который хозяйка вышила сама.

Иконы Вера Басова расшила для всей своей семьи

- Потом еще и освятить в церкви надо, чтобы молиться можно было, - показывает она свои работы. - 20 икон я вышила и подарила всем своим родственникам. Работа аккуратности требует и времени. Каждую бисеринку пинцетом взять, пришить.

Сейчас Вера Басова с нетерпением ждет юбилейной даты, чтобы собрать свою семью, друзей по училищу и любимых рукодельниц.

- Мы встречаемся, поем песни, у нас даже песенник есть у каждого. Интересно, не забудут ли они взять песенник, или размножить надо, - показала свой песенник корреспондентам «НГ» перед нашим уходом Вера Басова.

фото Николая СОЛОВЬЕВА