И опять «солидарная ответственность»

Евгений ШИБАРШИН

Что предлагают авторы проекта Концепции модернизации социального обслуживания

Главная цель очередных новаций - сделать качественными и более доступными услуги, которые государство предоставляет гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Причем сделать через переход к солидарной ответственности государства, институтов гражданского общества, бизнеса и получателей социальных услуг. Но не случится ли так, что государство сбросит с себя эту «обузу», и получатели окажутся наедине со своими проблемами?

 

Проект Концепции предусматривает улучшение качества обслуживания в основном инвалидов и одиноких стариков

«И третий этап пройдет мимо»

Такое опасение возникло не случайно. Систему здравоохранения тоже начали реформировать из желания перейти к «солидарной ответственности». В результате люди, которые не заботятся о здоровом образе жизни, от своих вредных привычек так и не отказались. В то же время возможность своевременного получения гарантированной бесплатной медицинской помощи резко сократилась. Нередки случаи, когда на прием к врачу невозможно записаться неделями, поэтому пациенты вынуждены пользоваться платными услугами. К тому же медицинские препараты постоянно дорожают. В итоге для части населения доступность качественного медицинского обслуживания уменьшилась.

В противовес этому примеру в областном управлении координации занятости и социальных программ ссылаются на успех государственно-частного партнерства (ГЧП) в создании детских садов. В их содержании участвуют и местный бюджет, и бизнес. Правда, пользователи услуг в этой сфере еще молоды и, работая, имеют возможность часть расходов взять на себя. В Концепции модернизации социального обслуживания речь идет совсем о другой категории населения - согласно Закону РК «О специальных социальных услугах», это люди, которые оказались «в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно».

Модернизация соцуслуг предполагает создание небольших домов-интернатов, в которой будет создана обстановка, близкая к домашней

Называются 10 оснований, по которым ситуация определяется, как «жизненно трудная»: сиротство, инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, бездомность и другие, из которых человеку выйти одному действительно сложно.

По информации управления, в Костанайской области специальные социальные услуги к концу 2016 года получили 7 685 человек. В 2014 году таких было 7 201. Большинство - одинокие пожилые люди и инвалиды.

В их числе - жительница Костаная Людмила СУХАНОВА. В инвалидном кресле она оказалась 20 лет назад. О проблемах, с которыми ей приходится сталкиваться, рассказала в интервью «НГ» в декабре 2016 года («Дело не только и не столько в пандусах»). Сейчас, прочитав проект Концепции, с удивлением узнала, что после 2009 года в Казахстане прошли уже два этапа модернизации и теперь начинается третий, рассчитанный на 2018-2021 годы.

- Все, что там написано про два этапа, я на себе почему-то не почувствовала, - отмечает Суханова. - Мне даже стало обидно. Боюсь, и третий этап пройдет мимо меня. Мне кажется, там строят призрачные планы. Ссылаются на опыт Финляндии, Германии, но там система социальной защиты выстраивалась не один десяток лет. Сложилось впечатление, что у нас отовсюду навыдергивали передовое и теперь скопом хотят запустить за три года.

Людмила Ивановна в обсуждаемом документе хочет найти, прежде всего, себя. Ведь не только для чиновников составлен проект Концепции. Однако свое личное будущее в проекте она увидела в мрачных тонах.

- Я вроде бы по всем данным подхожу для того, чтобы за мной закрепили социального работника, - говорит Суханова. - Но в проекте указано, что он выделяется только для тех, за кем некому ухаживать. Но вот моя дочь выйдет на работу после декретного отпуска. Она преподает в школе, поэтому будет постоянно занята. У нее своя семья, ей нужно деньги зарабатывать и трудовой стаж, а как мне быть? Ответ на этот вопрос в проекте я не нашла.

Некоторые граждане "солидарную ответственность" понимают таким образом

Об этой проблеме говорит и председатель общественного объединения матерей детей-инвалидов Костаная «Радуга» Наталья КОЛОСКОВА. Она знает много семей, в которых мамы, вынужденные ухаживать за ребенком-инвалидом, не работают уже более 20 лет. Мало того, что у них все эти годы были минимальные средства для существования, так еще и на будущую пенсию нет надежд.

- Мы пробовали детей устроить в интернаты, но там большая очередь, - говорит Колоскова. - В нашей организации есть условия для дневного пребывания таких детей, но нам для этого нужно устойчивое финансирование. Его нет.

Госсоцзаказ несовершенен

Факт нехватки мест в стационарных медико-социальных учреждениях признается и в проекте Концепции. Выход разработчики видят не в создании новых больших интернатов, а в развитии сети малых интернатов и социального обслуживания на дому. Государство рассчитывает на участие предпринимателей и родственников получателей социальных услуг в решении проблемы.

Людмила Суханова: "Модернизация системы соцуслуг может пройти мимо меня"

- Государство могло бы заключать меморандумы с предпринимателями, НПО, получателями услуг или их родственниками на открытие небольших домов, где бы оказывался определенный набор услуг, - поясняет руководитель департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции Мурат МУРАТБЕКОВ. - Проект Концепции направлен на развитие такой формы. В таких домах люди будут ближе к домашней обстановке и, что особенно важно, эта форма очень подходит для сельской местности. Именно там, из-за удаленности от городов, многие социальные услуги оказываются труднодоступными.

Муратбеков отмечает, что существующее законодательство уже позволяет использовать такую форму солидарной ответственности. Ее начали широко использовать структуры системы образования. Что касается специальных социальных услуг, то в Костанайской области такой пример пока единичен - малый дом-интернат создан одним из предпринимателей в Федоровском районе.

По словам Натальи Колосковой, в Костанае тоже есть частник, выразивший желание взять на себя часть расходов по содержанию такого учреждения. При условии, что городские власти предоставят помещение. Акимат за эту инициативу пока не зацепился.

НПО уже начали активнее участвовать в социальном обслуживании после появления правового механизма бюджетного финансирования социально значимых проектов у местных органов исполнительной власти.

- В текущем году на эти цели выделено 66,5 млн тенге, - сообщила «НГ» заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ Нурзия АБИШЕВА. - В рамках госзаказа в неправительственном секторе специальными социальными услугами в 2016 году было охвачено 160 человек, в текущем году - 204.

Однако Наталья Колоскова считает, что участие НПО в оказании социальных услуг сдерживает несовершенство механизма государственного соцзаказа.

- Это все-таки не коммерческое дело, для социальной сферы нужен отдельный закон о госзакупках, - предлагает руководитель ОО «Радуга». - Сейчас, если у общественной организации нет своего предприятия или она не предоставляет платные услуги, в рамках условий, на которых предоставляется госзаказ, работать невозможно.

В управлении координации занятости и соцпрограмм отмечают, что законодательство в этой сфере позволяет работать общественникам.

- Дело в том, что им удобнее работать по разовым проектам, а тут нужно работать круглый год, - объяснила Абишева. - Кстати, в детских домах-интернатах свободные места были всегда.

Продекларированы в проекте Концепции и меры по материальной мотивации родственников, которые захотят помогать близким, оказавшимся в трудной ситуации. Но как это будет на практике, пока не примут необходимые законодательные акты, никто сказать не может. Учитывая, что такого рода меры связаны с финансовыми расходами государства, особых подвижек ждать не приходится.

Как вовлечь бизнес?

С одной стороны, государство не считает возможным значительно увеличить бюджетное финансирование социальной сферы, с другой - проблем накопилось много, и раз уж решили войти в лучшую мировую «тридцатку», их все равно придется решать. Так почему бы не подключить денежные источники от частных лиц и компаний?

О том, что у Казахстана нет другого пути, говорит и экс-депутат мажилиса Ольга КИКОЛЕНКО, которая много лет работала в сфере социальной защиты.

Бывает, что социальные услуги оказывают и таким образом

- Без привлечения средств предпринимателей тут не обойтись, - считает она. - Но для бизнеса это должно быть экономически выгодно. Сегодняшние тарифы по социальным услугам бизнесу прибыль не дадут. Тарифы нужно пересматривать.

В проекте предусмотрены и изменение стандартов социальных услуг, и перерасчет тарифов. Но будет ли решена названная проблема, никто пока сказать не может. Есть тут и другая опасность.

- А если предприниматель разорится или решит сменить вид деятельности, куда мы, инвалиды, которых он будет обслуживать, денемся? - спрашивает Людмила Суханова. - Нужно, чтобы все, что записано в проекте Концепции, вначале отрабатывалось на предоставлении услуг государством, а потом передавалось бизнесу.

Мурат Муратбеков тоже считает, что созданная сейчас система услуг, предоставляемых государством, не должна быть упразднена.

- Реализация Концепции не означает, что бизнес силком будут вовлекать в эту сферу, чтобы государство передало им оказание специальных социальных услуг, - уточнил Муратбеков. - Предприниматели должны сами, по собственной воле, входить в этот сектор. Услугополучатели при таком подходе не пострадают.

Обсуждаемый документ - это все-таки проект. К тому же мы имеем дело лишь с Концепцией, а не правовыми актами, которые решают конкретные вопросы. Поэтому еще есть время его обсуждать. Но вот что интересно: несмотря на то, что предстоящие изменения лично затрагивают болезненные интересы многих граждан, проект Концепции читали единицы. При таком подходе велика вероятность, что запланированная «солидарная ответственность» обернется коллективной безответственностью.


Поможет ли солидарная ответственность улучшить качество социальных услуг?

Дуйсенгали ОСПАНОВ, председатель ОО «Умит-Надежда»:

- Во всех странах главную роль в социальной защите играет государство. Надежды на помощь бизнеса мало. В Казахстане он сейчас сам испытывает большие проблемы. Если государству не хватает денег на эти цели, почему бы штрафы, которые сейчас взимаются в большем количестве, не направить на помощь этой категории людей? Сейчас они распыляются неизвестно куда. Для улучшения качества услуг не обязательно увеличивать прямое финансирование. Можно действовать через систему льгот. При этом оценку качества должны делать не работники госструктур, а эксперты из числа тех, кто получает услуги. Причем по каждому виду услуг. Так будет объективнее.

Владимир СОВА, председатель ОО «Костанайское городское добровольное общество инвалидов», депутат маслихата Костаная:

- Один из способов повышения качества услуг и солидарного участия, который предлагается в проекте Концепции, - монетизация услуг. Государство планирует вместо покупки, например, инвалидных колясок выдавать деньги. Хочет человек купить более качественную коляску - добавляет свои деньги или ищет спонсоров. Мы уже это проходили. Когда-то такую же монетизацию провели по всем льготам, в результате качество социальной поддержки только ухудшилось. Нет надежды и на бизнес. Они умеют считать свои деньги и сегодня нам помогают только единицы. Остальные говорят: «Мы платим государству налоги, пусть оно и помогает». Общественные организации тоже способны только распоряжаться деньгами по госзаказу. Что касается финансовых возможностей самих инвалидов, то доходы у них самих и у родственников - ниже средних.

Кенжебек УКИН, председатель Костанайского областного филиала РОО «Организация ветеранов РК»:

- У нас в области уже была практика, когда глава региона пригласил предпринимателей и попросил их принимать участие в решении социальных вопросов. Они тогда к этой просьбе подошли с пониманием. Многие сельские ТОО уже взяли на себя расходы по содержанию социальной сферы. В государственных органах к этому уже привыкли и воспринимают как должное. Хотя затраты там идут немалые. Есть такие предприниматели и в городах. Они зачастую оказывают помощь людям, не афишируя себя. Не получится ли так, что их еще больше будут загружать этими заботами? Тут нужно хорошо разобраться, изучить, какие социальные расходы бизнес уже несет. Сейчас в сельских округах появились свои бюджеты, свои источники их пополнения, поэтому для улучшения качества социальных услуг нужно использовать и эти возможности.

Юрий КАЛЮЖНЫЙ, исполнительный директор общественного фонда «Помощь»:

- Я в такую возможность не верю. Дело в том, в последнее время в сфере социальной поддержки населения даже в экономически развитых странах наблюдается откат. Когда-то под воздействием социалистических примеров в этих странах сформировался большой социальный пакет. С некоторых пор эти блага начали сворачиваться. О причинах - разговор отдельный. Я говорю только об общей тенденции. В проекте Концепции, хотя и ссылаются на мировой опыт, но это все дела прошлых лет. Если уже даже в развитых странах идет сокращение социальных благ, то что ждать от стран третьего мира.