Или - театр, или - бизнес. Третьего не дано
После публикации в «НГ» №49 от 06.12.2007 статьи «От акимов уйдут к бизнесменам», в Русском театре драмы и кукол не смолкают телефоны. Новость о том, что объект культуры стал одним из тех в Костанае, за которые СПК «Тобол» предлагает взяться бизнесу, взбудоражила и горожан, и коллектив театра. Что именно тревожит, «НГ» объяснил его генеральный директор Николай МАЦАРИН.
- Николай Дмитриевич, а вы о возможных переменах в жизни театра именно из прессы узнали?
- И только из нее. Ни в департаменте культуры, вообще нигде тема не обсуждалась. Прошел сюжет по ТВ, потом материал в «НГ». Театр загудел, как улей растревоженный. И люди звонят, волнуются. Свежи ведь в памяти последние факты проникновения частного бизнеса в культуру, вернее, попытки построить бизнес на объектах культуры. Мебельный магазин в кинотеатре «40 лет Казахстана»; барахолка в выставочном зале; печальный остов сносимого кинотеатра «Костанай» - это далеко не полный перечень результатов такого «взаимодействия». А театр костанайцы любят, поэтому не равнодушны к его судьбе. Некоторые, наиболее радикально настроенные горожане в лоб спрашивают: «Это что, попытка уничтожить центр русской культуры, каковым является в городе театр?»
- Ну, все-таки не об уничтожении ставится вопрос. Напротив, о зарабатывании денег, которые должны пойти театру на пользу.
- Бросьте. Никогда ни один театр не был и быть не может коммерческим предприятием. Это мировой опыт. Менеджер театрального дела из Англии на семинаре в Астане, проводившемся в марте нынешнего года Министерством культуры ,так обобщил европейский опыт работы театров: «Театр - это плохой бизнес, это неправильный бизнес с точки зрения зарабатывания денег». Ценность театра в другом. Как сказал великий Станиславский: «Театр - это маяк, который освещает своим вековым опытом новые завоевания, кристаллизует их и вкладывает в храм вечного искусства». И так же, как каждая семья тратит свои средства на приобретение телевизора в дом, ибо это окно в мир, государство тратит средства на театры, филармонии, музеи, библиотеки и в целом на всю культуру, дабы дать своим гражданам то, что является отличительной чертой человечества - духовность. Что, бросим эти ценности под ноги коммерции?!
Да, в годы жесточайшей экономической депрессии уже звучал вопрос, можно ли театр перевести на коммерческие рельсы. Нет вопросов. Можно. Вот мой «бизнес-план»: большой зал - под варьете, в фойе первого этажа - дискотека, малый зал и фойе второго этажа - ресторан, банкетный зал, гримуборные - под «нумера». И давай, валяй, губерния! Но при чем здесь тогда театр? Его как такового и в помине не будет.
Театр выстоял в самые мрачные годы. Не скатился в мутную пучину коммерциализации. Сохранил свой потенциал, не сдал творческих позиций. Прирос талантливой молодежью, наращивает мастерство в обеих труппах.
- Но ведь живете вы в финансовом отношении по-прежнему трудно?
- Уверен, что с ростом экономической мощи государства мы выйдем из режима выживания, и не нужен будет предприниматель, который, как написала газета, «сможет в драмтеатре организовать платный кружок для детей состоятельных родителей». Кроме моей веры, есть еще закон о культуре, который запрещает приватизацию объектов культуры и памятников архитектуры, каковым является здание театра. Наконец, есть позиция акима области Сергея Кулагина, его слова, сказанные мне при личной встрече, что ни русский, ни казахский театры обижены не будут, а получат всякую поддержку со стороны областного руководства. Наконец, искренние заверения директора областного департамента культуры Сауле Бурбаевой в том, что сложившаяся система объектов культуры области урезаться не будет, а будет обогащаться новыми формами и методами работы... Дай -то бог! Может, хоть тогда сотрется из памяти костанайцев грустная картина руин в Сити-центре!
Материалы номера