Где наш черный «пистолет»?
Алия ДЖАМАНКУЛОВА, ng@ng.kz
На внутреннем рынке ГСМ Казахстана складывается ситуация, сравнимая с той, что случилась после небывалого урожая зерна: цены на бензин и солярку неудержимо рванули вверх. В отдельно взятой Костанайской области литр бензина «на пистолете» АЗС в ноябре в среднем подорожал на 9-10 тенге, дизельного топлива - на 7. И это не предел.
От больших - подальше
По информации местных операторов, в течение месяца три отечественных нефтеперерабатывающих завода свою продукцию на внутренний рынок почти не отгружают. Полупустыми стоят даже терминалы, принадлежащие переработчикам. Куда уходят светлые нефтепродукты, остается только догадываться. По одной информации - в Китай. По другой - в Европу, где литр бензина из пистолета стоит 2,5 евро.
Но, вероятнее всего, - третье, о чем на днях сообщил Российский топливный союз. Три крупнейшие нефтегазодобывающие компании соседей - «ТНК», «Лукойл» и «Газпром», владеющие собственными заводами и розничной сетью, проводят политику вытеснения с внутреннего рынка независимых операторов. На сегодняшний день из 22 тысяч российских АЗС 7 тысяч уже принадлежат монополистам. На многочисленные жалобы независимых операторов отреагировала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она признала свою ошибку административного ограничения розничных цен на горючее, и одновременно обязала монополистов умерить свои аппетиты. За дискриминацию независимых операторов, за скупку розничной сети установлен штраф в 500 тысяч рублей и принудительное расторжение договора купли-продажи. Монополисты пообещали выполнить предписания государственного органа. Методом тыка наши северные соседи пришли к рыночному решению проблемы роста цен на горючее: обуздание монополистов, сохранение и развитие конкурентной среды. Наши госорганы привычно шерстят независимых операторов, сохраняя почтительную дистанцию с монополистами.
Пьем российское
На костанайских АЗС пистолеты не высыхают по той причине, что есть возможность завозить топливо с российских заводов. По более высоким отпускным ценам. Еще вчера литр солярки «на пистолете» АЗС стоил 70 тенге. Сегодня этот литр уже на 1 тенге дороже - заводская добавка.
Аналогичная ситуация на рынке сжиженного газа: в районах области его уже не купить. Костанайский оператор закупал его у «АктобеМунайГаз». В последнее время, по информации оператора, завод простаивал, а теперь установлен лимит поставок топлива на внутренний рынок. И взоры снова обратились к России. А это означает, что дефицитный сегодня 27-литровый баллон будет стоить не 800 тенге, а 1200. Если будет...
Итак, моторы отдельно взятой Костанайской области сегодня поят горючкой российские НПЗ, отпускные цены которых постоянно растут. Если в ноябре литр 92-го можно было закупить в перерасчете на нашу валюту по 73,3 тенге, то сегодня на 9 тенге дороже. Литр бензина А-80 подорожал с 66 тенге до 75. Летнее дизельное топливо с 58 подскочило до 71 тенге за литр. Но за окном уже зима: литр солярки для этого времени года заводы соседей стали отпускать на 18 тенге дороже последнего месяца осени.
Цены будут расти
В нашей области работают четыре крупных оператора, реализующих ГСМ и имеющих терминалы для их хранения. Эти терминалы стали своеобразным буфером, амортизирующим ценовые удары за счет переходящих запасов горючего, закупленного ранее по боле низким ценам. Поэтому рост стоимости топлива на АЗС сохраняет плавность. Но сути дела это не меняет: цены будут расти, поскольку с началом календарной зимы россияне увеличили таможенные пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. Возникает вопрос: почему мы вдруг оказались в полной зависимости от рыночных умонастроений соседей? Впрочем, оказались не все. Один из четырех операторов - корпоративный партнер Павлодарского завода, реализующий его продукцию. Но даже в пору стабильных цен на ГСМ, на АЗС «Гелиоса» литр топлива стоил дороже, чем у остальных. Сегодня остальные просто догоняют лидера.
А теперь информация к размышлению, появившаяся в республиканских СМИ: национальная компания «КазМунайГаз» обзавелась в Европе 600 АЗС и 2 нефтеперегонными заводами. А литр высокооктанового бензина в той же Турции уже в августе стоил 2,9 доллара. Сегодня - еще дороже. В Казахстане эта компания владеет НПЗ в Атырау, контролирует завод в Шымкенте и имеет солидную долю акций в Павлодаре. Ну и куда выгоднее поставлять нефть на переработку и где наваристей продавать светлые нефтепродукты? Но и это еще цветочки. Есть информация, что только в нашей области «КМГ» построит 50 своих АЗС. И строительство это уже ведется. Что будут делать независимые операторы, когда созреют ягодки? Развитием конкурентной среды здесь совсем не пахнет. Скорее наоборот. Ситуация зеркальная той, с которой ведет борьбу российская ФАС. У нас сказать «Фас!» вряд ли кто отважится: слишком серьезные ферзи стоят за пешками в этой азартной игре.
И еще одна информация к размышлению: в Санкт-Петербурге начинает торги первая российская биржа нефтепродуктов. Такие биржи северные соседи планируют создать еще в 2-3 регионах. Другого способа сделать этот рынок прозрачным и свободным от прилипал-перекупщиков цивилизованный мир не знает. Нужны нам такие биржи? Вопрос риторический.
Материалы номера