Травмированная техника производственной безопасности

Ольга ЛИХОГРАЙ

Почему даже за самые страшные трагедии на предприятиях Костанайской области в реальности отвечать некому? 

В управлении по инспекции труда региона бьют тревогу: с начала 2017 года на различных предприятиях Костанайской области погибли 10 человек, производственных травм стало больше. В 2015-м и 2016 году произошло по 18 несчастных случаев. Такую неутешительную статистику недавно озвучил на брифинге руководитель управления по инспекции труда акимата Костанайской области Максим МОРГУНОВ. И добавил, что в связи с этим «инспекция усиливает работу с предприятиями». «НГ» вспомнила самые громкие несчастные случаи, произошедшие в области за последние несколько лет. И выяснила, во всех ли поставлена точка и какие выводы были сделаны? 

19 дней между трагедиями 

27 ноября 2014 года в Костанае на пересечении улиц Фролова - Алтынсарина, где монтировали участок нового коллектора, в траншее, обвалился грунт. Под слоем земли оказались трое рабочих подрядного ТОО «Балхаш Трубмонтаж». Двоих спасти не удалось.

Всего в траншее во время обвала работало четверо слесарей-наладчиков: одному посчастливилось не попасть под завал, второй оказался в трубе коллектора, что и спасло ему жизнь. Через 2,5 часа его вытащили. Затем - реанимация, лечение в травматологическом отделении Костанайской областной больницы.

 

 Неоднократные трагедии с обвалом земли в траншеях при ремонте теплосетей не научили сотрудников местных фирм надевать каски и делать опалубку

Обвал грунта произошел через 50 минут после посещения объекта акимом региона Нуралы Садуакасовым. Не успели акима дежурно заверить о полном соблюдении техники безопасности и о том, что все под контролем, как рухнула земля...

Пока в Балхаше 1 декабря 2014 года тихо хоронили двух сотрудников, в Костанае прозвучало много громких слов из уст чиновников, подрядчиков, субподрядчиков. Естественно, о полной непричастности к случившемуся. Заказчик работ - акимат Костаная - предсказуемо заявил, что спрашивать нужно с генподрядчика ТОО «Аяз». Генподрядчик сослался на проектировщиков, которые «сделали ПСД не выходя из дома». По проекту в траншее предусматривались откосы, которые возможно сделать при ширине улицы не менее 15 м. В реальности ширина улицы не превышала  8-10 м.

- Мы просили согласовать изменения с заказчиком и проектировщиком, чтобы делать не откосы, а защитные щиты для исключения осыпания. Заказчик дал согласие. Но в суде представитель акимата заявил, связаться с проектировщиком они не смогли, поскольку тот умер, - рассказывала в феврале 2015 года юрист ТОО «Аяз» Юлия ГОЛЬСКАЯ.

Позже выяснилось, что проектировщик жив-здоров, но к нему никто не обратился...

До суда дело дошло спустя почти год после аварии - в начале октября 2015 года. 20 октября суд № 2 Костаная признал виновным в несоблюдении техники безопасности, повлекшим за собой смерть человека, - бывшего начальника участка ТОО «Балхаш Трубмонтаж» Кунанбая Жакипова. Его свободу ограничили на один год и еще на один год лишили права занимать должности, связанные с соблюдением техники безопасности в сфере строительства. На этом была поставлена точка. Генеральному подрядчику, проектировщикам, заказчику по факту трагедии даже не было сделано замечания или вынесено предписания.

Точно так же было и в случае с начальником смены Сергеем Ковалевым и газосварщиком Валерием Васильевым из ТОО «Рудненский водоканал», которых 8 ноября 2014 года засыпало землей в канаве, где шли ремонтные работы водопровода. «Уважаемый аким! Вы хоть одну раскопанную яму под трубы видели с освещением, с монтажными поясами на работниках? Чтобы техника стояла до завершения работы, а не неслась на очередную аварию? Я - нет!» - написала тогда на блог акима Садуакасова мать погибшего Сергея Ковалева Лариса ВАСКЕЕВА. Садуакасов сообщил, что взял расследование гибели рудненских рабочих под личный контроль. Это было ровно за 19 дней до костанайской трагедии.

Прокладка труб, коллекторов и обычный ремонт в области и сейчас сплошь и рядом продолжаются без соблюдения элементарной техники безопасности. 

Установлены, но не наказаны

Еще меньше выводов, судя по всему, сделано после аварии на рудненской ТЭЦ АО «ССГПО», когда при разрыве паропровода погибли люди. ЧП произошло 6 декабря 2016 года. Пар температурой около 500 градусов заполнил галерею, соединяющую котельную с административно-бытовым корпусом, и ворвался в корпус. Две женщины, работающие уборщицами, сразу погибли, сотрудник Карагандинского турбомеханического завода  оказался в больнице с тяжелыми ожогами, еще двоим оказали амбулаторную помощь. Более 30 человек пришлось срочно эвакуировать по пожарным лестницам. 

 Алексей Васильев чудом остался жив после разрыва паропровода на ТЭЦ АО «ССГПО». Этой зимой ТЭЦ продолжит работу с риском для жизни людей 

- Причиной разрыва трубопровода стало внесение изменений в проектную конструкцию растопочного коллектора, а именно демонтаж дроссельного клапана, - сообщала «НГ» 2 февраля 2017 года заместитель руководителя департамента Комитета индустриального развития и промышленной безопасности по Костанайской области Елена МАРТЫНЕНКО. - Отсутствие дроссельного клапана привело к срабатыванию всего перепада давления только на дроссельных решетках пароохладителя. Длительная работа паропровода без дроссельного клапана стала причиной усиленного износа всех внутренних элементов распределительно-редукционной охладительной установки (РРОУ), а также стало причиной эрозийного износа нижней части диска дроссельной решетки № 3 и упорного кольца ограничительной решетки.

Как уточнила Мартыненко, паропровод на ТЭЦ Рудного был установлен в 1961 году. Изначально, как того требует проект, он был с дроссельным клапаном. Время наработки паропровода по проекту с учетом наличия дроссельного клапана - 100 000 часов. Паропровод на Рудненской ТЭЦ отработал всего 19 000 часов. В каком году и по какой причине его демонтировали, не выяснили до сих пор.

В гибели людей стопроцентно признали виновным АО «ССГПО». Семьям погибших и пострадавших выплатили единовременную страховку, детям погибших уборщиц комбинат обещал помочь с оплатой учебы. На днях в инспекции по труду заявили, что круг виновных в аварии лиц определен, но какое им грозит наказание, до сих пор неизвестно.

- Список лиц, которые должны нести ответственность за произошедшее, определен. Члены комиссии его подписали. Он находится в органах внутренних дел Рудного. Следственные мероприятия еще не завершены, - так обрисовал ситуацию с трагедией восьмимесячной давности Максим Моргунов.

Пока следователи работают, приближается очередной отопительный сезон. К его началу руководству ТЭЦ АО «ССГПО» предписано восстановить дроссельный клапан и редукционно-охладительную установку согласно проекту.

- По предписанию для нормальной работы котельной нужно восстановить редукционно-охладительную установку, - сообщил «НГ» 21 августа руководитель департамента Комитета индустриального развития и промышленной безопасности по Костанайской области Даулет БАПЫ. - Сейчас ТЭЦ работает по временной схеме от 5-го резервного котла. Но такая схема работы подходит только для летнего периода. На зимний они переподключатся и вновь будут работать без дроссельного клапана, потому что переоборудовать паропровод согласно проекту не успевают.

По словам Бапы, сначала пришло уведомление от руководства ТЭЦ АО «ССГПО» о продлении работ по восстановлению паропровода до 1 декабря (изначально было предписано сделать его до 1 июля 2017 года). На днях в АО «ССГПО» заявили, что не успеют подготовить паропровод к предстоящему отопительному сезону. Единственное, что успели, - поставить заглушку в месте разрыва паропровода. Это означает, что уже в октябре этого года ТЭЦ продолжит работу в опасном режиме. 

Вина есть, акта нет

Как показывает практика, пострадавшим добиться справедливости еще сложнее. В этом смысле показателен пример Ивана ЗАХАРОВА, бывшего проходчика шахты все того же АО «ССГПО». 6 октября 2014 года он получил травму ноги из-за упавшего на него куска горной массы на шахте «Сарбайская», после чего стал инвалидом II группы.

 

Иван Захаров получил травму ноги в шахте АО «ССГПО» в октябре 2014 года, акт о своей невиновности, несмотря на решение суда, он не получил по сей день 

Комиссия, расследовавшая несчастный случай, выдала заключение о том, что полученная травма не связана с производством, потому что проходчик в момент ЧП был пьян. Захаров подал несколько исков и доказал в суде не только, что был трезв, но и что его вина в этой аварии нулевая. Это стоило Захарову нервов, денег и времени.

Спустя два года, в ноябре 2016-го, экономический суд Костаная постановил выдать Захарову акт, в котором прописана полная вина работодателя. Однако акта у него на руках нет по сей день.

- Все сроки истекли, - сообщил «НГ» 21 августа Иван Захаров. - Но акта нет, поэтому я не могу получить страховые выплаты. Мы обратились за разъяснением к судье, она сказала, что акт обязаны выдать. Как только он у меня появится, буду подавать о взыскании морального вреда с ССГПО, сотрудники которого, во-первых, уволили меня после травмы и получения инвалидности, а во-вторых, так долго отказывались признать свою вину, придумывая всякие небылицы.

Как видим, добиться реальной ответственности работодателя даже в случае его стопроцентной вины и гибели нескольких людей крайне сложно.

- Задача нашего департамента - провести расследование и обозначить степень вины работника и работодателя. Назначение наказания - в компетенции правоохранительных органов и судов, - отмечает заместитель руководителя управления по инспекции труда Бакытжан МАКЕЕВ. - За гибель рабочих в отношении работодателей существуют достаточно жесткие санкции по уголовным статьям, но по сложившейся практике суды применяют мягкие и щадящие наказания.