«Я предатель среди взрослых»
www.72.ru, gazeta.ru
Еще он автор книг, сразу ставших детскими бестселлерами в середине 80-х, - «Бабушка удава» и «Легенды и мифы Лаврового переулка». Автор сценариев более 80 мультфильмов, среди которых любимейшие «38 попугаев», «Зарядка для хвоста». Еще он написал серию веселеньких учебников, рекомендованных в качестве дополнительного материала к школьной программе: «Ненаглядные пособия», «Воспитание взрослых», «Квартироведение», «Конфетоедение», «Задачничек про дружбу и драку», «Задачничек про любовь и поцелуи».
«Да пошел ты!»
- Как вы считаете, детская литература должна прежде всего воспитывать, развивать или развлекать?
- Детская литература должна давать и эти три вещи, и еще тысячу других разных вещей. А в принципе она, как и всякая литература, абсолютно никому ничего не должна.
- В свое время детские писатели сталкивались с проблемой идеологического контроля. Проработке подвергался даже Чуковский. А вас пытались контролировать?
- Конечно, с утра до вечера.
- И как вы с этим справлялись?
- По-всякому. Боролся. С государством бессмысленно было сражаться, но можно было сражаться с конкретным человеком, отделив его от государства. Государственное давление ведь всегда выражается конкретно: его проводниками становятся конкретные люди. Никогда не бывает так, чтобы собирался, скажем, Верховный Совет и принимал решение: давайте будем давить на таких-то писателей. Это всегда делают определенные чиновники. А чиновник - он ведь борется за что? За то, чтобы усидеть на своем месте. Его больше ничего не интересует. Все идеологические наезды базируются на том, что чиновник думает: «А вдруг меня накажут за то, что появится это произведение? Лучше я это а никуда не допущу». Но если на чиновника напасть сразу, и он почувствует, что будет скандал прямо сегодня, то он отступает. Что скажет начальство, еще неизвестно, а тут прямо сейчас сумасшедший автор начинает ругаться, писать жалобы. И чиновник думает: «Да пошел ты!»
- То есть, те мультфильмы по вашим сценариям, на которых мы выросли, - это результат серьезной борьбы?
- Мультфильмы - не всегда. Вроде бы считалось, что из всех искусств для нас важнейшим является кино, но у меня конфликтов с комитетом по кинематографии почти не было. Только один раз, когда я делал фильм «Куда идет слоненок». Там мартышка бегала и возмущенно кричала: «Куда идем? Куда идем?» Потому что попугай ходил туда-сюда и размышлял, и получалось, что он идет то в одну сторону, то в другую. На худсовете все очень смеялись, а в комитете по кинематографии сказали: «Да вы что, разве можно так издеваться над нашей родиной?» Тогда я попытался узнать, у кого же возникли такие ассоциации, кто понял это как намек на то, что страна идет не туда. Такой человек не нашелся, и фильм выпустили. А в комитете по печати шла борьба за каждое слово.
Кто хочет читать, тот будет читать
- Вы, Григорий, себя чувствуете защитником детей или состоите с ними в некоем заговоре против взрослых?
- Мое положение, конечно, крайне странное. С одной стороны, я чувствую себя предателем среди взрослых, потому что лью воду на детскую мельницу. А с другой стороны, я, собственно говоря, живу за счет детей. Больше того: мои дети живут за счет остальных детей. Если другим детям их родители перестанут покупать мои книги, то я не смогу покупать своим пирожки. В силу второго обстоятельства я всегда стараюсь быть честным перед всеми детьми - и своими, и остальными.
- Сейчас некоторые говорят о том, что литература вытесняется из детского кругозора компьютерами, фильмами и многим другим. Видите ли вы такую проблему?
- Это и так, и не так. Конечно, если в прежние времена ребенку хотелось чем-то интересным развлечься, он брал в руки книгу, а теперь он может сесть за компьютер. Но с другой стороны, и в прежние времена не столь уж многим детям хотелось взяться за книгу - детям больше хотелось побежать во двор и повеселиться. Как когда-то некоторые вместо чтения подстерегали кого-нибудь в переулке, чтобы отлупить, так и сейчас многие читать не будут, а будут нападать на старушек, пусть даже и в каком-нибудь виртуальном городе. А кто хочет почитать книгу, тот ее и почитает.
- О вкусах не спорят, но все-таки... Не стоит ли защитить наших детей от Гарри Поттера, фактически вытеснившего и с рынка, и из детского сознания всю остальную литературу?
- Гарри Поттер не только никуда не вытеснил нашу литературу, но это как раз тот самый случай, когда ребенок, раньше не открывавший книгу, как бы его родители ни заставляли, втягивается в чтение. Я лично знаю множество детей, которые до Гарри Поттера практически не читали ничего, а теперь читают все подряд. Когда-то я сказал в одном интервью, что взрослые писатели должны отстегивать нам, детским, со своих гонораров за то, что мы фактически готовим им читателей. Так вот, сегодня, считаю, все наши писатели должны отстегивать мисс Роулинг за ее книжки про Гарри Поттера, которые заставляют миллионы российских детей учиться читательскому труду. А то, что в этих книжках не наши российские ценности, - так это неправда. Ценности всегда и у всех одинаковые.
- В Москве, напротив Дома на набережной, есть скульптурная группа Михаила Шемякина. Там мальчика и девочку обступили взрослые пороки - нищета, насилие, наркомания... А один постамент свободен, и каждый волен вообразить на нем какой-то ему лично ненавистный порок. Что бы вы на него водрузили?
- Не знаю, как это должно выглядеть... Если ребенка с детства приучают говорить не то, что он думает, если сковывают его свободомыслие, этим разрушают и его душу, и основы государства. Лицемерие - первый враг ребенка.
Материалы номера