Приезжали не умничать, а питаться

Ольга ЛИХОГРАЙ,
Евгений ШИБАРШИН,
Галина ПЕТРЕНКО,

Члены правительства говорили в Костанае о социальном 

В понедельник, 15 мая, в Костанайскую область с рабочим визитом прибыл премьер-министр РК Бакытжан САГИНТАЕВ.  Вместе с главой правительства в регион приезжала целая команда министров, а также представители министерств и ведомств. Гости побывали на некоторых предприятиях, встречались с общественностью. Говорили о важном. 

«Дороговато будет»

О первых нуждах Костаная чиновники узнали, не выходя из здания аэровокзала. Прямо здесь премьеру показали план реконструкции здания и взлетно-посадочной полосы стоимостью более 15 млрд тенге. 

- Нужно удлинить полосу, - пояснил директор аэропорта Костанай Юрий КИМ. - Сейчас она 2 514 м, в ширину 48 м, нужно удлинить до 2 814 м. Качество полосы не очень хорошее. За счет реконструкции хотим увеличить количество рейсов.

Сагинтаева интересовало: когда и кто это будет делать? Ему отвечали, что уже в этом году хотят начать работы, но добавили: вся документация на реконструкцию будет готова только в сентябре.

- Тогда зачем говорить, что в этом году начнете работы? - поинтересовался премьер-министр. - В сентябре будет готова документация, а там уже снег ляжет. Работы в этом году точно не начнете!

Премьер-министру рассказали, что сейчас в аэропорту выполняется до 25 рейсов в неделю. В год обслуживаются более 125 000 пассажиров. Пропускная способность составляет 200 пассажиров в час. Аэровокзал площадью 5 000 кв. м введен в эксплуатацию в 1974 году.

На специальном стенде разместили информацию о том, что на реконструкцию взлетно-посадочной полосы из республиканского бюджета нужно выделить 10,6 млрд тенге, на реконструкцию аэровокзала - 5 млрд тенге.

- Слишком дорого просите! - отреагировал на эти расчеты Сагинтаев. - Реконструкцию можно сделать в 2-3 раза дешевле.

...Впервые о реконструкции костанайского аэропорта было заявлено в ноябре 2016 года - во время визита в регион заместителя премьер-министра Аскара Мамина. Тогда же говорилось, что при условии выделения средств из республиканского бюджета наш аэропорт уже в 2017 году сможет принимать все типы воздушных судов без ограничений, включая «Боинги» (737-800, 757, 767) и «Айрбасы» (320, 321). Заявлялось, что появится новое освещение взлетно-посадочной полосы и перрона. Планировалось строительство основной аварийно-спасательной станции и других объектов.

Что планируют изменить в костанайском аэропорту за 15,6 млрд тенге? 

Что планируют изменить в костанайском аэропорту за 15,6 млрд тенге? Инфографика Алексея МАЦАРИНА.

Проектом реконструкции также предусматривается увеличение площади аэровокзала с 5 000 кв. м до 10 000 кв. м. В два раза увеличится и его пропускная способность.

Тогда запрашиваемую из республиканского бюджета сумму свыше 15 млрд тенге Аскар Мамин тоже назвал «слишком большими инвестициями». Похоже, что спустя полгода вопрос снова повис в воздухе.

О том, что о работах по восстановлению аэропорта не говорится даже в утвержденном плане мероприятий по реализации государственной программы развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы РК до 2020 года, на сайте ng.kz сообщил наш постоянный пользователь ГИП.
- Реконструкция ВПП аэродрома и аэровокзального комплекса аэропорта Костанай в новой редакции именуется в п. 107 как «Внесение предложений по реконструкции аэровокзального комплекса аэропорта г. Костаная» и в п. 117 как «Внесение предложений по реконструкции ВПП аэродрома аэропорта г. Костаная», - отметил наш пользователь. О самих работах речи нет. Зачем такой спектакль у премьер-министра?

Официальный ответ на вопрос, дадут ли области деньги и в каком объеме, в костанайском аэропорту нам обещали дать на следующей неделе. 

Учиться «на опережение»

Такой совет дал молодым костанайцам премьер-министр РК во время посещения Костанайского колледжа автомобильного транспорта. Выбор учебного заведения не случаен. Ранее глава правительства посетил ТОО «СарыаркаАвтоПром», где ему сообщили, что сейчас на заводе работают 83 выпускника ККАТ.

Как сообщил директор колледжа Аскар ЖАРКЕНОВ, в последнее время количество работающих на этом заводе выпускников уменьшилось. Причину он объяснил кризисом. Сагинтаев выразил недоумение: в ТОО «СарыаркаАвтоПром» ему рассказывали об открытии новых линий, освоении передовых технологий, поэтому завод должен нуждаться в пополнении квалифицированными кадрами.

 

В автодорожном колледже премьер спросил, почему учат на старых авто, а не на костанайских

Своеобразным ответом на этот вопрос стала демонстрация производственной лаборатории колледжа, где сплошь - устаревшие модели «Форд» и «Фольксваген».

- Почему «СарыаркаАвтоПром» не привезло вам машину? - удивился премьер. - Студенты бы с ней работали и шли на завод.

Не удовлетворили главу правительства и подходы, которые применяются в профессиональной переподготовке безработных службами трудоустройства. Руководителю управления координации занятости и социальных программ Гульнаре АБЕНОВОЙ он предложил лучше изучать потребности рынка труда, так как многие выпускники курсов так и остаются без работы.

- Три месяца прошли, стипендию получили, а потом опять придут к вам, - констатировал Сагинтаев.

На встрече со студентами и недавними выпускниками учебных заведений премьер-министр отметил, что необходимо лучше информировать молодых людей об особенностях экономических реалий. На крупных предприятиях, добавил он, новые технологии приводят к высвобождению работников, поэтому для их трудоустройства нужно заниматься развитием сервисной экономики. 

Обошлись без движения

На обязательной  для всех высоких гостей площадке - ТОО «СарыаркаАвтоПром» - Бакытжану Сагинтаеву показали автобусы, которые будут обслуживать EXPO 2017.

Такие автобусы, произведенные в Костанае, будут обслуживать международную выставку EXPO 2017

Первые 30 машин IVECO Crossway уже поставлены в столицу. Всего у костанайцев заказано 423 автобуса, в их числе 20 - гибридных, в которых альтернативой дизельному топливу может быть электричество.

Премьер-министр поинтересовался у председателя совета директоров АО «ГК «Аллюр» Андрея ЛАВРЕНТЬЕВА, который проводил экскурсию по предприятию, не подведет ли завод с поставками. Тот заверил, что до 10 июня успеют.

Сагинтаев поднялся в салон большого пассажирского автобуса, потом осмотрел школьный 19-местный - оба марки IVECO. Предполагалось, что демонстрационная техника проедет перед главой правительства, но премьеру хватило 10 минут пребывания у работников местного автопрома.

Премьер-министру рассказали о перспективах жилищного строительства в областном центре

Почти так же быстро прошел его визит в микрорайон Северный села Заречного. Там Сагинтаеву показали образцы коттеджной застройки для очередников, которых в этом населенном пункте около 3 000. 71 дом из запроектированных 279 будет сдан до начала отопительного сезона. Рассказали о перспективах жилищного строительства в области. Премьер-министр осмотрел двухэтажный дом в черновой отделке и отправился на встречу с общественностью. 

Придумали - отвечайте

Встреча в затобольском ДК «Золотой колос» была посвящена разъяснению Послания президента о третьей модернизации Казахстана. Открывая ее, глава правительства сказал  несколько концептуальных вещей, которые следуют из Послания. Начал с усиления ответственности регионов.

- Как раньше было? Мы придумываем идеи, согласовываем с президентом. А потом, если что-то не срабатывает, отходим в сторону. А глава государства вытаскивает страну из сложнейших ситуаций. Модернизация сознания связана с перераспределением ответственности, - акцентировал Сагинтаев. - Поэтому сегодня подход такой: идея ваша, значит, полностью отвечаете за реализацию. И отсюда вытекает второе: если придумываете программы, обсуждаете их с общественностью. Следующий момент - модернизация экономики. Мы должны расти быстрее, чем сегодня растем.

Премьер имел в виду, видимо, рост ВВП. Он напомнил, что кризис 2009 года почти ничему казахстанцев не научил. Был кратковременным, уже в 2010 году страна продолжила жить по-старому. Но впредь это невозможно.

- Чтобы попасть в тридцатку самых развитых стран мира, нам надо расти на 5-6% ежегодно. А у нас рост базовых отраслей составляет 2-3% в хорошие годы. Прошлый закончили с ростом в 1% - это вообще никуда, - оценил премьер, - итоги за четыре месяца этого года чуть лучше, но, надо честно признаться, нас все еще вытаскивает нефть. Необходима технологическая модернизация базовых отраслей.

А с этим связана модернизация подготовки кадров и роль государства в этом, ибо ответственности за людей оно с себя не снимает. Действует по-прежнему через госпрограммы, но сами программы новые. Под старый посыл обеспечения занятости через обучение безработных нужным рынку специальностям подложено свежее название - «Программа продуктивной занятости и массового предпринимательства».

- «Дорожная карта занятости» на перспективу акиматы думать не мотивировала, - разъяснял Сагинтаев. - Задача была - получить денег побольше, освоить. На следующий год снова. Такого больше не будет. Программа продуктивной занятости другая. На примере покажу.

До 2025 года мы должны завершить технологическую модернизацию. Когда базовые предприятия скажут, что они технологически модернизировались, поэтому им нет нужды иметь 10 000 работников, а достаточно 3 000, оставшиеся 7 000 становятся заботой государства. И к этому надо сегодня готовиться. 

«Остается охватить»

Как именно, рассказывала министр труда и занятости Тамара ДУЙСЕНОВА.

- Красная нить Послания - конкурентоспособность. Это касается и трудовых ресурсов. Что у нас сейчас, приведу данные: 22% всех наемных работников, 29% всех зарегистрированных безработных, 51% самозанятых - это люди, имеющие только школьное образование. При этом 26 000 рабочих мест, предложенных работодателями, остались вакантными. Мы, имея почти 450 000 безработных, около 320 000 непродуктивно самозанятых, не закрыли эти вакансии. У людей нет соответствующей квалификации, образования. 26% молодежи, на которую мы сегодня ориентируемся, не смогли даже подать документы на эти места - у них в руках нет соответствующей профессии. Такой дисбаланс. Уже в этом году мы с акиматами областей выяснили, что будет предоставлено больше 634 000 рабочих мест. Кого сегодня принимать на них, если трудовые ресурсы настолько неконкурентоспособны? Программа продуктивной занятости предлагает беспрецедентные меры: в первую очередь бесплатное обучение востребованным специальностям - для граждан в возрасте до 24 лет первой профессии, после 24 лет - бесплатно можно приобрести вторую специальность. Куда людей трудоустраивать? В Костанайской области в этом году будет 24 000 свободных рабочих мест. Из них 5 500 откроется в рамках реализации государственных отраслевых программ, 7 700 мест откроются по инициативе предпринимателей вне госпрограмм и 11 000 мест освобождаются за счет пенсионеров и ушедших в декретные отпуска женщин. Вот ваш резерв.

Дуйсенова также сказала, что на реализацию программы для области выделено 5,8 млрд тенге. При этом 300 000 человек в регионе не имели определенного статуса. Вместе с министерством поработали и выяснили, что в области около 58 000 безработных.

- То есть мы акимам дали не только деньги, дали поименно, с кем нужно работать. Остается охватить безработных, - завершила Дуйсенова. 

«Только с согласия родителей»

Вторым номером на встрече шло выступление министра образования и науки Ерлана САГАДИЕВА, автора множества неоднозначно воспринимаемых новаций. Его и премьер пригласил на трибуну словами: «Много реформ. Много критики. Но делать надо».

Сагадиев напомнил, что с обновлением содержания образования Казахстан отстал от Европы чуть не на четверть века. Как хороший педагог, заинтересовал слушателей информацией о том, что количество знаний в мире каждые два года удваивается, что за два месяца сегодня человек узнает столько, сколько за год в 17-м веке, что каждые четыре года исчезает какая-нибудь устаревшая профессия... Короче, способы и содержание обучения обязательно надо менять.

Что ждет нас в ближайшее время?

- Будет изменена методика преподавания казахского языка, - сказал министр, - смысл новой -   заставить ребенка говорить. Впервые был создан частотный словарь казахского языка. Сделано все по науке. В этом году мы начинаем... Два часа географии и два часа истории школьник будет проводить в музеях и библиотеках. Часы выделим, программы напишем.

Сагадиев встречался с учителями и директорами школ. Заявил, что с ЕНТ проблем нет. Коснулся вопросов, связанных с заявленным ранее переходом преподавания физики, химии, биологии, IT-грамотности на английском языке. Вводиться это должно с 2019 года.

- Всего нужно 16 000 предметников для 10-11 классов. В этом году начали подготовку преподавателей, - рассказал министр, - хотели обучить 5 000, записалось 12 500 человек. Нам дали дополнительное финансирование... Хотим, чтобы уже в 2017 году в пилотном режиме школы попробовали преподавание на английском в одном-двух классах, хотя бы по одному-двум предметам. Вводиться это должно только с добровольного согласия и разрешения родителей. Учебники готовы. Этот год для перехода принципиально важен. Хотим все изучить. И окончательный график обучения на английском принять в конце следующего года. 

«Меняем ставки»

Министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ проинформировал о новациях в надвигающемся обязательном социальном медицинском страховании. Минздрав предлагает расширить обязанности государства и снизить нагрузку на бизнес, прописав это в новом законопроекте.

- Для предпринимателей мы ставку взносов в фонд медстрахования предлагаем снизить с 2% до 1% процента от заработной платы работника. Кроме того, установили ставку для индивидуальных предпринимателей. Им предлагается платить по ставке 5% от 2 минимальных заработных плат.

Предприниматели должны начать свои платежи с 1 июля 2017 года. С 1 января 2018 года начинает свои отчисления государство. Оно взяло на себя выплаты за все социально незащищенные слои населения и военнослужащих.

- Мы предлагаем добавить еще несколько групп населения: лиц, ухаживающих за детьми-инвалидами до достижения ими 18 лет, а также оралманов, которые не могут сразу трудоустроиться, поэтому в течение года государство будет за них платить, - информировал министр здравоохранения. - Еще одна категория - дети, инвалиды и пенсионеры из числа иностранцев, которые постоянно проживают в нашей стране. Кроме того, мы постарались учесть в своем законопроекте еще одну проблему - в стране около 2 млн человек, которые нигде не числятся. Они официально не работают, доходов не получают. Чтобы люди не остались за бортом медстрахования, закон дает им возможность самим делать взносы через банки второго уровня в размере 5% от минимальной зарплаты. Оплачивая с 1 января 2018 года ежемесячно по 1 414 тенге, то есть чуть более 16 000 тенге в год, человек получает доступ ко всему страховому медицинскому пакету средней стоимостью около 85 000 тенге.  

Законопроект уже прошел первое чтение в мажилисе, на этой неделе должно завершиться второе.

От себя премьер-министр добавил к медицинской тематике еще информации по ценам на лекарства.

- Мы все зарегулировали. А в итоге самое важное отпустили - цены на лекарства, - сказал Сагинтаев. - По поручению президента меняем весь механизм. Изучаем опыт турецких коллег. У них цены на препараты в Анкаре, Стамбуле и в самом дальнем поселении одни и те же. Надо с дистрибуцией навести порядок. 

Зачем через Астану деньги пропускать?

На встрече общественность тоже задавала вопросы. Ответы на несколько, которые исходили от предпринимателей, мы публикуем на 8-й странице номера. А одним из самых интересных и «закругляющих» тему ответственности регионов, с которой встреча началась, был вопрос о жилищном строительстве в Костанае.

- У нас проблема с земельными участками, переданными в 2013 году АО «Казахстанская ипотечная компания» под строительство многоквартирных домов, - сказал депутат городского маслихата Марат ЖУРКАБАЕВ. - В 2015-2016 годах по данным объектам объявлялись конкурсы. Но в связи с низкой стоимостью квадратного метра интереса у строительных компаний они не вызвали. Возможно ли передать земельные участки и проектно-сметную документацию местным исполнительным органам для корректировки и реализации проектов уже в рамках госпрограммы «Нурлы жер».

Выяснилось, что две 9-этажки - в микрорайоне Аэропорт и на углу улиц Герцена (ныне Кобланды батыра) - Киевской все-таки берет на себя компания «Байтерек девелопмент». А

участки, на которых планировалось поставить 5-этажный дом (вдоль Герцена, между Киевской и Кубеева) и 4 одноподъездные 9-этажки (Герцена - Урожайной) по единому проекту, город вернет для освоения с другими партнерами.  

Вернуть невозможно только три потерянных для строительства года, за которые множество людей могло бы получить жилье.

- Вообще много проблем с тем, что внутри холдинга создано несколько компаний, - оценил деятельность АО «НУХ «Байтерек» премьер-министр. - В акимат сами зайти не могут, как строить, не представляют, но деньги на строительство забрали. Сейчас есть поручение такие компании ликвидировать. Взятые деньги пусть освоят, и все. Зачем, сидя в Астане, создавать маленькую компанию, которая вообще ни в чем не разбирается, закачать туда деньги и теперь все области за ней бегают. За свой регион аким отвечает головой. Ему надо деньги дать, его дело - обеспечить население жильем.

На старте визита цель прибытия премьер-министра в область не обозначалась. Не принято у нас это - рассказывать загодя населению, зачем в регион прибывает высокий чиновник с немалым сопровождением из министерств и ведомств. Оказалось, все просто.

- Наша задача не в том, чтобы приехать, поумничать и уехать, - признался Сагинтаев на встрече. - Нам нужно подпитаться от вас. Понять, что хорошо, что плохо.

Костанайская область была пятым регионом, который посетил премьер. Подпитка более, чем солидная. И в понимании хорошего и плохого должна наступить полная ясность.