Следите за жидкостью

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

Какие неисправности бывают в системе охлаждения 

С наступлением лета тепловые нагрузки на двигатель автомобиля увеличиваются, а с ними возрастает и вероятность сбоев в работе системы охлаждения. Где в этой системе наиболее слабые места? Как заранее определить неисправность, чтобы не допустить перегрев двигателя? На эти вопросы отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Неисправностей, которые могут возникнуть в системе охлаждения, много. Например, не включается вентилятор. Причина может быть в датчике или в реле, через которое на вентилятор подается электропитание. Другая проблема - нарушение циркуляции в системе охлаждения. Она возможна по причине выхода из строя помпы, что можно определить по возникшему шуму. Бывает, что помпа исправна, но ее ременный привод износился или вообще оборвался. Нарушают нормальную циркуляцию охлаждающей жидкости и отложения, которые образуются на внутренней поверхности патрубков и радиаторов.

Эти неисправности свойственны автомобилям, имеющим относительно большой срок эксплуатации. Но я бы хотел обратить внимание на некоторые моменты, которые могут возникать и на новых машинах. Речь идет об охлаждающей жидкости. Даже если все агрегаты в системе охлаждения будут исправны, но охлаждающая жидкость в ходе длительной эксплуатации утратила свои свойства, или ее уровень оказался ниже минимального, это может привести к перегреву двигателя. Или в автомобиле постоянно будет включаться вентилятор, что приведет к досрочной выработке его ресурса и в конечном счете - к поломке.

Охлаждающие жидкости сейчас выпускают с разными сроками службы, есть даже такие, у которых он «вечен». Поэтому нужно четко знать, какая жидкость залита в вашем автомобиле, чтобы ее вовремя менять. Если вы купили подержанную машину, то жидкость лучше сразу заменить. Причем на ту, которая имеет хорошие характеристики не только по охлаждению, но и по антикоррозийным свойствам.

Информация об отклонениях уровня жидкости от установленного техническими требованиями на современных автомобилях обычно выдается световым сигналом, а иногда и звуком. Помимо этого, на расширительном бачке есть отметки max и min, ориентируясь на которые, можно поддерживать уровень на рекомендуемой величине.

Есть еще один момент. Система охлаждения предусматривает избыточное давление и, как правило, в пробке горловины, расположенной на расширительном бачке или на радиаторе, предусмотрены два клапана. Один - для сдерживания давления в системе охлаждения выше атмосферного, другой служит для пропускания атмосферного воздуха внутрь системы при остывании жидкости. Неисправность этих клапанов может привести к перегреву или аварийной потери части жидкости. Чаще всего это случается с клапаном избыточного давления. Этим грешат автомобили российского производства. Автолюбители обычно покупают новую пробку, но гарантии, что она будет кондиционной, нет. Поэтому ее лучше проверить на специальном тестере. Они обычно бывают у хороших механиков.