Это вам не «механика»
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ
Ставить ли АКП при короткой остановке на нейтраль?
На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- В этом нет необходимости. У водителей, знающих устройство автоматической коробки передач, такой вопрос не возникает. Но мне приходилось видеть, как при остановке под красным светом светофора водитель подъехавшего рядом автомобиля дергал ручку «автомата».
Возможно, этого человека не научили, как управлять такой машиной. Или он пересел с «механики» и переключает коробку в нейтральное положение по привычке. Тем более, если его когда-то инструктор при обучении управлению автомобилем старой конструкции убеждал, что при кратковременной остановке не надо удерживать машину с включенной скоростью нажатием на педаль сцепления. Такая практика приводит к износу выжимного подшипника, появлению проскальзывания сцепления и в конечном счете к преждевременному выходу сцепления из строя. Водителю в таких случаях рекомендовали обязательно выключать скорость.
Может быть и другой вариант. Кто-то ошибочно думает, что, если во время коротких остановок под светофором, в пробках или высадке-посадке пассажиров дать возможность АКП «отдохнуть», тем самым ей можно продлить ресурс. Или хотя бы уберечь от преждевременной поломки.
Автоматическая коробка передач гидротрансформаторной конструкции работает по иной схеме, чем «механика». В ней нет жесткой связи при передаче крутящего момента от двигателя к механизмам трансмиссии, которая свойственна механической коробке. При кратковременной остановке автомобиля с «автоматом» после нажатия на педаль тормоза срабатывают не только тормоза. В это же время через клапаны происходит перепуск масла АКП, и крутящий момент двигателя перестает передаваться колесам. Так что движение ручкой в этот момент становится лишним.
А вот тросовое управление, которое идет от ручки до коробки, от частых переключений действительно изнашивается. Одно дело, когда вы едете из одного конца города в другой и всего два раза приводите в движение этот механизм (нейтраль - драйв - нейтраль), и другое - когда дергаете ручку на каждом перекрестке.
Примерно такая же ситуация возникает и в автоматизированных механических коробках. При нажатии на педаль тормоза в автомобиле с роботизированной КП в коробке передач в это время расходится множество дисков сцепления, поэтому перевод ручки в нейтральное положение при кратковременных остановках тоже ничего не дает.
Некоторые специалисты утверждают, что ставить на нейтраль имеет смысл при длительных остановках в уличных пробках в жаркую погоду - для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла коробки. Но эта рекомендация, скорее, подходит для больших городов, где пробки не сравнимы с костанайскими.
Вообще, «автомат» конструкторы придумали для того, чтобы облегчить управление автомобилем. С АКП водителю нет необходимости отвлекаться от дороги на переключение передач. Если ручку коробки дергать там, где в этом нет необходимости, тогда зачем покупать такую машину?
Материалы номера