Предприниматели готовы выкупить железнодорожные подъездные пути у АО «ЦТС». Но кто ж их продаст

Галина ПЕТРЕНКО

Тариф - ничто, применение методики - все? 

Представители АО «ЦТС» утверждали, что все в их расцен-ках законно и утверждено КРЕМиЗК 

Предложение прозвучало 17 марта в областной Палате предпринимателей. Туда на встречу с костанайским бизнесом приехали представители частной компании, которая с середины 2015 года владеет подъездными путями к предприятиям, осуществляющим вагонные отгрузки. На излете прошлого года АО «ЦТС» поставило их перед фактом резкого подъема цен на свои услуги. Что называется, на порядок. Костанайцы заявляют, что для них это разорительно, и утверждают, что монополист действует незаконно. 

Партнеры? Сотрудничество?

Недовольных много. На встрече присутствовали в основном зернотрейдеры и мукомолы, но услугой предоставления подъездных путей для подъездного состава пользуются и те, кто транспортирует строительные материалы, сжиженный газ. 

Ситуация выглядит парадоксальной - спорят те, кто должен быть очень заинтересован в партнерстве. Подъездные пути приносят хорошие деньги одним, когда по ним бесперебойно двигаются вагоны с товаром, приносящим деньги другим. Есть и третья заинтересованная сторона - собственно железная дорога, для которой грузооборот имеет значение. При этом у всех сегодня есть недовольство сложившимся положением вещей, что и проявилось на встрече.

Директор департамента АО «ЦТС» Нурлан НУРМУРАТОВ сразу сказал, что он с коллегой приехал в Костанай из-за многочисленных жалоб предпринимателей. Жалобы, повторюсь, на резкое подорожание услуг. Например, стоимость вагона, направляемого в адрес крупного мукомольного предприятия ТОО «Атамекен Дос» по подъездному пути АО «ЦТС» выросла в 6 раз. Если раньше плата не превышала 9 тыс. тенге за вагон, то сейчас это почти 54 тыс. тенге. Еще пример - рост оплаты с 913 тенге до 33 тыс. тенге.

- Цены за пользование подъездными путями поднимаются не первый раз. До 2012 года мы платили 6 тыс. тенге, потом до ноября 2016 года - более 8 тыс. Но в декабре 2016 года нам предъявили новый договор. Условия неприемлемые для нас, - сказал директор ТОО «Казторгтранс» Халиулла ГРАН АКА. - Я в бизнесе здесь 18 лет. У нас мельничный комплекс. Грузим 120 вагонов в месяц. У мукомолов сейчас сложная ситуация, у нас остался узкий рынок в Афганистане, работаем себе в убыток. Мы делали миллиардные инвестиции в свой бизнес. А вы что сделали? Когда-то центр транспортного сервиса был дочерней компанией КТЖ, потом продали ее в частные руки. И что, рельсы стали золотыми? Вы для нашего предприятия монополисты. Понимаете же, что мы не можем пользоваться другими путями, хотя их владельцы цены не поднимают. Приведу пример: компания «Вадиса-М», 3 км подъездных путей в Костанае, есть свои локомотивы, берут 5 тыс. тенге за вагон с 2000 года. Компания «Ак жайык» - то же самое. Антимонопольный комитет им повышения не дает. А вам почему дает? 

«Купили акции и проблемы»

Во встрече также участвовал советник президента АО «ЦТС» Есенжан ХАНБАЙ. Обосновывая рост цен со своей стороны, и он, и Нурмуратов ссылались на то, что новый тариф утвержден антимонопольным ведомством. А обоснованием для его повышения стало финансовое состояние приобретенной компании и техническое состояние доставшегося имущества.

- В мае 2015 года частная компания приобрела 100% акций Центра транспортного сервиса у АО «КТЖ». Подчеркну, мы купили не пути, а акции - вместе с ними все проблемы. Хозяйство досталось от КТЖ в плачевном состоянии, - сказал Ханбай. - Мы пока только вкладываем, отдачи нет.

Во владении АО сегодня находится 25 км подъездных путей по Казахстану, износ их составляет 89%, есть пути, которые изношены полностью. По Костанаю износ - 94,1%. За 2016 год по РК было зафиксировано 16 сходов вагонов с подъездных путей, по предписаниям инспекции транспортного контроля Центру транспортного сервиса было предъявлено штрафов на 1,7 млн тенге.

При этом, оценивая обоснованность заявки на повышение тарифа, Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции значительно снизил объемы затрат, предъявленные предприятием. Затрат, в том числе и на ремонты дорожного хозяйства.

- Давайте так. На вашей ветке в Костанае у вас «сидит» 40 клиентов. Ну если все так сложно и затратно, вы работаете в минус, не тянете ремонты, мы, предприниматели, которые постоянно пользуются подъездными путями, могли бы выкупить их у вас. Создали бы ТОО, обслуживали их и пользовались. Тем более, если износ 94%, то они практически ничего не стоят. Мы бы построили свой путь, но сложившаяся инфраструктура города не позволяет. Только поэтому мы в такой зависимости от вас, - сказал директор ТОО «Атамекен Дос» Аскар ЖАБАЕВ, у которого ежемесячно грузится 200 вагонов.

- А вы часть своего бизнеса нам продадите? - вопросом на вопрос ответил Ханбай.

Кстати, предприниматель из Житикаринского района тут же рассказал, что вынужден был на свои деньги ремонтировать участок подъездных путей, чтобы пользоваться им. 

Тариф вырос незначительно

Как сообщил участникам встречи Нурлан Нурмуратов, 24 июня 2016 года КРЕМиЗК утвердил для АО «ЦТС» на 5 лет предельный уровень тарифа на основную услугу «Предоставление подъездного пути для прохода передвижного состава» в размере 2 250 тенге. Прежний тариф был 2 004 тенге. Номинальная разница невелика, и сама по себе она не могла бы вызвать увеличения конечной цены за услугу в разы. Однако расчет оплаты здесь - это не простое арифметическое действие: взял и умножил тариф на число вагонов. Все гораздо мудренее. Определяется методикой применения этого тарифа. И первая ее тонкость - если раньше деньги брали за движение вагонов в одну сторону, то теперь и за обратный путь. Это согласно методике.

Как заявляли представители АО «ЦТС», формат туда-обратно Центру транспортного сервиса надо было применять еще с апреля 2014 года, когда методика была утверждена. Но... не применяли. Может, потому что в то время «дочка» еще не была куплена.  

В расчет стоимости услуги входит еще оплата локомотивной тяги (локомотив переводится в универсальный вагон посредством применения коэффициента), а также протяженность пути.

Нурмуратов привел формулу расчета стоимости - смотрите наш инфобокс. А также данные о том, как незначительно влияют цены АО «ЦТС» на конечную стоимость перевозимого товара. В пику предпринимателям, которые заявляют, что новые платежи в пользу Центра транспортного сервиса вгоняют их в убытки. Специалисты АО сделали анализ и выдали такие цифры: по углю прибавка в цене составляет 1,29%, по зерну 0,09% и 0,16%, по щебню - 8%, по цементу - 0,52%. 

Консенсус не настал

Предприниматели на встрече не получили ответов на все свои вопросы. Костанайцы заявляли, что они хотели большей конкретики и примеров с расчетом стоимости услуг конкретно по Костанаю, а не в среднем по стране. Их интересовало, почему им при расчете услуги «вменяют всю протяженность подъездных путей, а не тех отрезков, которыми конкретно пользуется каждое предприятие». Есть предприятие, которое пользуется всего 70 метрами подъездных путей, а платить должно за 2 с лишним километра. Протяженность подъездных путей АО «ЦТС» в Костанае - 2 км 186 м. Еще вопрос: почему, если локомотив доставляет вагоны 10 заказчикам, каждый платит за него.

И наконец, главное. Тариф, даже подросший, в общем всех устраивает. Не устраивает, как выразился директор ТОО «Казторгтранс», трактовка методики. Есть информация, что сама она не была утверждена должным образом.

Стоит отметить, что на протяжении всей встречи представители АО «ЦТС» кивали на антимонопольщиков - мол, все утвердили, все законно, КРЕМиЗК не даст соврать.

- Вы на нас все время здесь ссылаетесь, - сказал руководитель департамента КРЕМиЗК по Костанайской области Малик МАДИЯРОВ, - но проверка у вас нашего комитета прошла, недавно завершилась. Насколько я знаю, два протокола имеются. Может, там все оценки уже даны. Не видя материалов проверки, я не готов информировать о результатах. Поэтому пока выскажу свое мнение о применении утвержденного тарифа - он должен применяться на прохождение одного вагона, поэтому тариф рассчитывается в вагоно-километрах. То есть применяется на конкретное расстояние, пройденное вагоном. 

Костанайские предприниматели заявляют, что услуги АО «ЦТС» обходятся им чересчур дорого

Тогда у нас было бы 386 тарифов по Казахстану, не согласился представитель АО «ЦТС».

Консенсус достигнут не был, хотя директор областной Палаты предпринимателей Мурат АБЕНОВ, завершая встречу, сказал, что к нему прийти необходимо, это в интересах обеих сторон, которые пока несут убытки.

В ближайшем номере «НГ» постарается сообщить, чем закончилась проверка антимонопольного ведомства. 

Как считает АО «ЦТС»

Согласно пункту 19 методики... стоимость оказанной услуги (S1) определяется как произведение объема услуги (О1) на тарифную ставку (Т1).

Расчет на 10 вагонов

S1=2250,3 х [(10 (количество вагонов)+1,5 (локомотив, переведенный в универсальный вагон)] х 2 (движение туда-обратно) х 1,5 (протяженность пути)=77 635,35 тнг.