Больше … тыс. га в одни руки не давать

Галина ПЕТРЕНКО

Что наработала комиссия по земельной реформе, созданная на волне прошлогодних протестов в РК 

Наработала изменения в земельное законодательство страны. Недавно правительство одобрило проект закона, которым они должны быть внесены в том числе в Земельный кодекс. Тот самый, поправки в который, принятые в ноябре 2015 года, спровоцировали в апреле прошлого года бурные протесты казахстанцев. Одно из предлагаемых изменений - ограничить количество земель сельхозназначения, которые в Казахстане можно будет отдать одному арендатору. 

Итог нелогичных бунтов

Напомню, в апреле прошлого года массовые митинги прошли в Атырау, Актобе, Семее. Их участники протестовали против бесконтрольной передачи родной земли иностранцам. Китайскому бизнесу, в частности. 

Если трезво смотреть на вещи, все в тех выступлениях было нелогично и беспричинно. В ноябре 2015 года Парламент принял поправки к Земельному кодексу о новом режиме продажи земли в частную собственность и увеличении с 10 до 25 лет срока ее аренды иностранцами и юридическими лицами. Предполагалась и продажа земельных участков из госфонда на аукционах - их старт был намечен на июль 2016 года.

К тому времени, по официальным данным, из 100,8 млн га казахстанских земель сельхозназначения в частных руках находилось всего 1,3 млн га, в аренде - 99,5 млн га. Вовлечение в оборот еще 1,7 млн га земли из государственного фонда в принципе ситуацию изменить не могло. Тем более что продажи земель сельхозназначения иностранным компаниям и не планировались, а в аренде у них находилось всего 65 тыс. га.

Для справки: в РК земли в аренду иностранцам по закону предоставлялись еще с 2001 года, и за полтора десятилетия в очередь за ними зарубежный бизнес не выстраивался, экспансионных настроений не проявлял.

В народных волнениях обращало на себя внимание еще и то, что обстановка накалилась вовсе не в тех областях, где доминирует сельское хозяйство, а в регионах нефтяных. Например, в Атырауской области земель сельхозназначения практически нет.

Фото bbc.com/В апреле прошлого года казахстанцы протестовали против изменений в Земельный кодекс 

Парадоксально было и то, что как раз изменения в Земельный кодекс реально обсуждались до принятия по крайней мере в объединениях типа Союза фермеров Казахстана. А потом с их разъяснениями по регионам ездили рабочие группы министерства национальной экономики и МСХ. Но объяснения услышаны не были, что в гневе констатировал глава государства, он поменял двух министров, наложил мораторий на применение уже внесенных в Земельный кодекс изменений и предложил из уважаемых людей создать комиссию по земельной реформе.

Она была организована, заседала, собирала мнения и предложения из регионов. При ней и на местах действовали Сall-центры, куда можно было адресовывать как вопросы, так и предложения по земельному законодательству.

В августе 2016 года комиссия сформировала пакет предлагаемых изменений в земельное законодательство. На их и основывается законопроект, который недавно поступил в мажилис.

Общественный контроль и ограничения   

- Перечислю основные изменения, которые будут теперь обсуждать депутаты, - сказал 14 марта на брифинге руководитель управления земельных отношений акимата Костанайской области Нурлан АБДУОВ, - первое - сохранить и усовершенствовать нормы института аренды сельхозземель казахстанцам, далее - установить предельные размеры сельхозземель, предоставляемых в аренду; ужесточить требования к предоставлению таких земель в приграничных территориях; определить площади пастбищ вокруг населенных пунктов.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА/На брифинге Нурлан Абдуов рассказал о принципиальных моментах законопроекта   

   Часть этих положений Абдуов разъяснил дополнительно. Например, сохранение института аренды земель предложено дополнить еще механизмом их предоставления на конкурсной основе. При этом половину конкурсной комиссии должны составлять представители общественных советов и организаций. Это обеспечит прозрачность процедур. В свою очередь от конкурсантов к заявке требуется приложить бизнес-план ведения сельхозпроизводства, обязательства по организации рабочих мест и по выполнению индикативных показателей диверсификации структуры посевных площадей. Также предполагается введение постоянного мониторинга за рациональным использованием земель. Первые 5 лет аренды - ежегодно.

- Все это для того, чтобы изжить практику, когда землю берут лишь для того, что иметь возможность под нее получать кредиты, - пояснил Абдуов.

По поводу ограничений на выдачу земель в «одни руки» - на уровне законопроекта, естественно, эти пределы не устанавливаются. Но если будет принята такая норма (а 90% из 100, что будет), то минсельхоз разработает методику расчета с учетом особенностей регионов.

По словам Абдуова, когда эти моменты обсуждались с костанайскими предпринимателями, то сразу задавали вопрос, не тронут ли уже имеющиеся хозяйства с наделами, которые исчисляются сотнями тысяч гектаров. Нет, закон обратной силы не имеет. Речь будет идти о новых арендаторах. По поводу предельных размеров предложения были разные. Например, чтобы надел «в одни руки» не превышал 10% от сельхозугодий района. Были идеи привязать размеры земельных участков к площадям сельских округов. Но, повторим, методика расчета будет принята после того, как проект станет законом.

Пастбища - госнужда

Еще один важный момент - законопроектом предусмотрены нормы, согласно которым вокруг населенных пунктов будут определены площади пастбищ, необходимые для скота с личных подворий. Будет запрещено предоставлять эти земли в пользование физическим и юридическим лицам.

- Конечно, известно, что на сегодня значительная часть таких земель уже в аренде, - сказал Абдуов, - но если предложенная норма войдет в закон, то акимам будет предоставлена возможность их изъятия путем отнесения нужд населения в пастбищных угодьях к государственным нуждам.

Поздно ли сейчас уже что-то обсуждать, спрашивали журналисты на брифинге. По мнению руководителя, еще нет. Если есть какие-то принципиальные соображения, можно обращаться напрямую к депутатам. А текст законопроекта есть на сайте управления.