Куда уходят бренды, в какие города...

Ольга ЛИХОГРАЙ

В Костанае закрылись Savage, New Yorker, «Планета электроники», на очереди - EССО. Почему? 

В феврале в Костанае закрылся крупный магазин «Планета электроники», который называет себя первой розничной сетью специализированных магазинов электробытовой техники в Казахстане, основанной в 1993 году. Похоже, что сейчас от сети остался только один столичный пункт продаж. В начале апреля из областного центра уходит магазин брендовой обуви EССО. Еще раньше закрылись бутики фирменной одежды Savage и New Yorker. «НГ» попыталась выяснить, с чем связан отток известных торговых марок из Костаная. 

 «Планета электроники» была первой розничной сетью магазинов электробытовой техники в Казахстане

По поводу недавнего закрытия магазина «Планета электроники» на сайте ng.kz развернулись горячие споры. Суть свелась к тому, что на сворачивание деятельности компании повлиял кризис: закупать технику за доллары и продавать в тенге с выгодой для себя и пользой для покупателя предпринимателям все сложнее. Официального комментария по этому поводу нам пока не дали.

- Магазин в Костанае действительно закрылся, - подтвердил «НГ» исполняющий обязанности директора КФ ТОО «Планета электроники» Дмитрий ФЕДОРЕНКО. - Более полную информацию смогу предоставить с одобрения руководства головного офиса.

Заместитель директора ТОО «Планета электроники» Татьяна Цой оказалась на больничном. Сотрудники головного офиса коротко пояснили «НГ», что магазины закрылись сразу в шести регионах Казахстана, в том числе и в Костанае. На данный момент работает только один - в Астане.

С чем это связано, не пояснили. Но, вероятнее всего, читатели «НГ» и в целом костанайцы правы, называя основной причиной закрытия «первой розничной сети специализированных магазинов электробытовой техники в Казахстане» кризис и девальвацию тенге.
Ситуация с бутиком New Yorker, который располагался в костанайском ТРЦ «MART», несколько иная. Магазин закрылся еще в 2015 году, а причина не ясна по сей день.

- Бутик закрылся только в Костанае, потому что так решило руководство, - коротко пояснили «НГ» в головном офисе Астаны. - В остальных крупных городах мы успешно работаем.

Серик АУБАКИРОВ, директор управляющего ТОО «WP», в которое входят ТРЦ «MART», ЦУМ и Бизнес-центр сообщил, что New Yorker был одним из якорных арендаторов с долгосрочным договором на аренду.

- Договор предусматривает определенные обязательства с обеих сторон, - отметил Аубакиров. - В какой-то момент арендатор их не выполнил. Скажем так: их устраивало работать у нас, но нас не устроило невыполнение некоторых условий с их стороны.

Примечательно, что уже в начале апреля этого года из ТРЦ «MART» съедет еще один магазин, на этот раз - брендовой обуви ЕССО. Из целой сети бутиков, разбросанных по всем крупным городам Казахстана, закрывается только костанайский.

Арендаторы и арендодатели озвучили «НГ» не только совершенно разные, но и диаметрально противоположные причины ухода.

- Со спросом в нашем костанайском магазине было все нормально и с покупательской способностью тоже, - заверил «НГ» операционный директор сети магазинов EССО Константин МУЖАЕВ. - Мы проработали в Костанае около четырех лет. Но в 2017 году арендодатели предложили просто неприемлемые условия. Стоимость аренды увеличилась настолько, что, по нашим подсчетам, мы оказались бы в минусах. Мы не приняли эти условия, хотя по работе всех бутиков в других городах Казахстана удалось договориться, закрываться пришлось только в Костанае.

Бутик ЕССО закроется в Костанае в начале апреля

Серик Аубакиров подтвердил, что ЕССО - очень успешный проект, это профессиональные сетевые арендаторы, которые работали очень рентабельно.

- Мы ежедневно мониторим трафик посещаемости нашего торгового центра, ежегодно с 2012 года посещаемость росла минимум на 10% в год, - заверил управляющий директор. - В 2016 году количество посетителей составило более 22 000 человек, это очень высокий показатель, поэтому говорить, что ЕССО был в минусах, не приходится. Как только возникла проблема с этим арендатором, мы просчитали их годовой оборот и выяснили, какой процент от оборота составляла аренда. Могу заверить - у бутика была хорошая прибыль.

По словам Серика Аубакирова, главная причина ухода кроется в новом руководстве, с которым костанайским арендаторам не удалось договориться о цене аренды.

- Руководство сети магазинов брендовой обуви, которое сменилось не так давно, предложило нам крайне невыгодные условия, я хочу это подчеркнуть, - пояснил Серик Аубакиров. - Цену аренды хотели снизить настолько, что она оказалась бы ниже той, чем была за все предыдущее время. Мы попытались договориться с представителями сети, но они не очень хорошо идут на контакт, в итоге договор пришлось расторгнуть. В целом мы стараемся предоставлять равные условия аренды крупным арендаторам.

Назвать хотя бы примерную цену аренды 1 кв. м бутиков в ТРЦ «MART» Аубакиров отказался, сославшись на коммерческую тайну. Но отметил, что цена зависит от группы товаров, от размера площади, от места расположения бутика. ЕССО занимал 130 кв. м и на его место уже претендуют две крупные фирмы.

- Назвать фирмы не могу, но одна из них планирует продавать мультибрендовую обувь, другая - крупная франчайзинговая компания, очень известная в России, - сказала Аубакиров. - Компания собирается работать по франшизе, которую уже выкупил один из костанайских предпринимателей. Кстати, по франшизе у нас работает, к примеру, FINN FLARE и «Бегемотик». Франчайзинговым в Костанае был проект Savage, но в итоге компания обанкротилась.

Как заверил управляющий директор, ротация арендаторов - это нормальный процесс, в крупных городах за год-два в одном торговом центре меняется до 50% арендаторов. В ТРЦ «MART» более 100 арендаторов, с которыми постоянно приходится договариваться. После девальвации тенге в 2015 году многие крупные компании начали оптимизировать расходы, некоторые как раз за счет аренды и сокращения сети магазинов. Впрочем, в костанайском торговом центре уверяют: девальвация, конечно, нанесла основной удар по бизнесу, но цена аренды за годы кризиса выросла в пределах 5-10%.

Так или иначе, но кризис оказал свое влияние как на арендодателей, так и на крупных сетевиков и франчайзинговые компании. Просто по одним ударил сразу, а по другим - спустя время. Существенных улучшений в экономике страны пока не предвидится, так что очередные исчезновения брендов наверняка не за горами.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА