После презентации

Юрий БОНДАРЕНКО

9 февраля состоялась презентация 41-й по счету выставки замечательного художника и очень интересного человека Георгия Сокова. Но что такое презентация? Это своего рода прихожая искусства. Говорятся теплые слова. Выступают известные в своем кругу люди. А картины, графика, скульптура? Все это обегают, чаще рысью, как и положено при стечении народа. Что ж, и то неплохо, тем более что каждый раз на таких встречах видишь и молодых. К тому же к собственно презентациям сводится далеко не все. В последние годы (по крайней мере, мне лично это особенно запомнилось) периодически проводятся встречи-беседы с нашими художниками. Живые, естественные, как зарисовки на пленэре.

Но тревожит то, что после всех презентаций и встреч уютная картинная галерея в обычные дни слишком уж часто пустует… Перед нами проблема, для решения которой не надо взывать ни к президенту, ни к Парламенту. Сугубо организационное дело, практически не требующее материальных затрат, но, на мой взгляд, чрезвычайно значимое для воспитания не абстрактного патриотизма, а патриотизма в плоти и ткани нашего родного искусства.

В Костанае много школ, колледжей и вузов. Остается только на базе «Орлеу», ИУУ и управления культуры организовать прежде всего встречи сотрудников галереи, а по мере возможности - и художников с учителями и организаторами воспитательной работы в школах, колледжах и вузах, возрождая в более массовом порядке то, что когда-то называлось культпоходами. И залы галереи будут наполняться гораздо энергичнее.

Кто-то может сказать: да современной молодежи это неинтересно. Думаю, что это не совсем так. Тут, скорее, подходит анекдот с вопросом: умеете ли вы играть на скрипке? Ответ: не знаю, не пробовал. И в самом деле, как можно утверждать, что наши живопись и графика неинтересны тем, кто с ними не соприкасался? Сначала надо бы прикоснуться. А когда прикасаются, практика показывает, что, скажем, многие студенты КГУ, которые вместе с педагогом посещают галерею, не только знакомятся ближе с искусством, но и пишут замечательные мини-эссе. То есть они увереннее осваивают и речь, о которой сегодня так часто говорят, что она блекнет и нищает в эпоху компьютерных тестов.

А ведь тут дело не только в развитии вкуса, умения выражать в словах свои мысли и чувства, но и в гораздо большем - в вопросах, которые, вставая перед посетителями, могут побудить хотя бы часть из них искать ответы и вне стен галереи. Так, творчество того же Сокова, человека большой эрудиции, насыщено таким числом образов, ассоциаций, что поневоле для «прочтения» смысла многих из его произведений не грех было бы потянуться и к словарям, и к художественным, и к научно-популярным книгам. И в самом деле каждый ли из молодых сегодня ответит:  кто такие Икар, Скупой рыцарь, Ронсар? А ведь без понимания того, о чем говорит, пусть и своим собственным языком, художник, все им созданное остается лишь «картинками», суть которых так и не увидена.