Гитарных дел мастер из Костаная
Надежда КОВАЛЬСКАЯ
Чтобы создать инструмент с нуля, нужны не только умения, но и философия
У каждого дерева - свой голос. Ольха звучит насыщенно, размашисто и чисто. Ясень и махагон - тяжелее, харизматичнее, само воплощение рока. Канадский клен обладает яркими верхами и плотными басами... Услышать частоты, оттенки и волокна звука, растворенные в дереве, дано не каждому. И даже не каждому музыканту. А вот костанаец Владимир БАКАУШИН, который «вытачивает» голоса электрогитарам, владеет этим навыком в совершенстве.
Создание инструментов - личная таблетка от повседневности Владимира Букаушина
В клинике
Его мастерская - своего рода клиника. Сюда приносят инструмент на последнем издыхании, иногда даже без «пульса». После многодневных операций, кропотливых копаний во внутренних электронных органах гитары Владимир Бакаушин торжественно выносит излечившегося пациента хозяину. Тот, осторожно трогая струны, расплывается в благодарной улыбке. Ее отражение появляется и на лице мастера - вот он, момент, ради которого он работал. Делает Владимир Викторович и пластические операции: заносят к нему потрепанную жизнью старушку, выносят шикарную Мэрилин Монро в ее гитарном эквиваленте. Бывает, суют в руки голимых «китайцев», склепанных бездушными конвейерами по 10 штук в час, и просят сделать из них конфетку. И он делает.
От замысла до воплощения порой - больше полугода
Но самое сокровенное и любимое - это рождение нового инструмента. Вынашивается он около полугода. Сначала это - кусок дерева на столе и смелые планы в голове. Потом выстроенный в мыслях образ материализуется на бумаге, облекается в цифры, расчеты и замеры. На этом этапе - чистая математика. Романтика начинается, когда дерево приобретает женские изгибы, податливо изменяясь под чуткими пальцами мастера. Впереди еще долгий путь - подбор фурнитуры, разные технические заморочки, наведение внешней красоты, но она уже своя, родная, в ней душа. Такие эксклюзивные экземпляры можно узнать по клейму на «голове» (так называют самую верхушку грифа на профессиональном сленге - «НГ») - BAKTRACE. Первая часть от фамилии создателя, а вторая с английского переводится как «след». И в этом своя философия.
Первая любовь
Но вернемся лет на ...дцать назад, когда мастерской и в помине не было - в далекое пионерское детство Владимира. Момент, когда у него что-то щелкнуло в голове и ему вдруг захотелось самому сделать гитару, давно затерялся где-то в закоулках памяти. Зато он отлично помнит, когда его инструмент впервые оказался на выставке в Доме пионеров. В то время Владимира Викторовича по отчеству называли разве что в шутку - учился он в 4-м классе.
Первую серьезную гитару Владимир Букаушин сделал в 1981 году
- Она была непонятно из чего, из фанеры, что ли, - вспоминает он. - Это была детская шалость. Ну а первая серьезная гитара была сделана в 1981 году. Когда-то была такая пластинка - Blue Breeze. Венгерская. На ее обложке была нарисована гитара в стиле «СГ-шки» (гитара Gibson SG - «НГ»). Я так загорелся! Через фильмоскоп это все снял, на стене обрисовал. Тогда у нас мебельная фабрика еще работала, на которой я взял кусок дерева. Получилась гитара. И я на ней играл сам. У меня даже до сих пор сохранились ее снимки. А потом я попытался ее продать - половина денег ушла, половина денег не пришла, и она куда-то исчезла. Концов первой гитары я до сих пор найти не могу.
В голосе Владимира Викторовича даже через 30 с лишним лет сквозит сожаление. Слишком сильно он прикипает к своим гитарам. По этой причине многие из них живут у создателя годами. Другие, сделанные на заказ, либо обитают в частных коллекциях, либо играют в каких-то группах. И каждую мастер помнит во всех подробностях.
Совсем недавно Владимир Викторович создал по индивидуальному заказу белоснежную красавицу с золотой фурнитурой. Пожалуй, лучше, чем ее описали в одной из групп в соцсетях, и не скажешь. Цитата: «Она родилась! Подобных ей нет. Она прекрасна. Она совершенство. Женственная, нежная, красивая и дерзкая. Она ласкает и режет. Она умиротворение и хаос. Она может согреть душу и заморозить в жилах кровь. Она дочь Труда и Эстетики. Поэтому если руки твои из ж... - она не твоя».
- Они все у меня любимые, - признается Владимир Бакаушин. - Как можно не любить то, во что ты вложил душу? Инструмент, к которому не чувствую симпатии, никогда не возьму в руки. Вот мне не нравится Gibson Les Paul, и я не буду ее делать. Она звездная, чересчур обласканная всеобщим вниманием, а я люблю создавать более редкие вещи. И вообще, я стараюсь не копировать формы, а делать что-то свое. У всех гитар одна техническая основа - это факт. А вот с формой можно поэкспериментировать.
Этапы создания
В такой творческой и в то же время технической работе - куча нюансов и сложностей. Например, в Костанае подходящего дерева не достать. Нужны ценные породы - канадский клен, липа, ольха, ясень, махагон. Каждая модель настойчиво требует своего материала, причем самого высшего сорта. Чтобы выполнить капризы будущего инструмента, пришлось достучаться до одного из специализированных магазинов в Москве. Полезны при таком роде занятий и дружеские связи с крупными мебельщиками.
На каждой гитаре стоит клеймо мастера - BAKTRACE
- В Краснодаре у меня друг - директор мебельной фабрики, - открыл секрет мастер. - Он мне скоро черный орех пришлет...
Краски тоже нужны особенные, а вот лак - обычный автомобильный. Владимир Викторович называет его «звонким» - вопреки стереотипам он не глушит звук.
Электрическая начинка - по желанию и возможностям. Нетребовательным - продукция, сделанная руками трудолюбивых китайцев. Это бюджетный вариант. Намного круче и в смысле качества, и в денежном эквиваленте фурнитура made in USA.
О деньгах Бакаушин говорить не любит. В большинстве творит для себя, а если просят продать что-то - конкретную цену назначить не может. Может и так отдать - от широты души и если вы ему очень чем-то понравитесь. С реставрацией - тот же принцип. Если видит, что пришел студент с дырявыми карманами, много не берет - сам таким был. И не только поэтому. Дело в том, что гитарное дело - таблетка от повседневности. Владимир Викторович знает, что после работы вновь окажется в своей мастерской: включит радио, засучит рукава и примется за очередную гитару. Иногда играет, но сам свои способности оценивает очень скромно.
- Я бы лучше, наверное, играл, но руки мешают, - смеется он. - Всю жизнь был на сцене, со школьной скамьи. У нас была группа «Зеркало». Просто потом музыка отошла в сторону, ее вытеснили семья, бизнес. А музыка - такая требовательная штука. Она требует ежедневного внимания - нужно играть, играть и играть.
В руках Владимира Бакаушина побывали не только гитары. Был случай, когда ему принесли… домбру с просьбой сделать ее электрической. И получилось здорово. Довольны были все - и мастер, и заказчик. После этого опыта мастеру захотелось сделать домбру с нуля. У него даже секретик, как он сказал, есть, чтобы сделать звук более объемным. Начал было что-то объяснять, но остановился, засмеялся и махнул рукой. Оно и правильно: кто журналистам по доброй воле секреты раскрывает?
Фото из личного архива Владимира БАКАУШИНА
Материалы номера