Неработающий принцип
Николай ВОРОНИН
Согласно принципу Парето, обычно 20% кадров выполняют 80% работы. Только за 2016 год на содержании аппарата Костанайского областного акимата сэкономили 10,8 млн тенге за счет неиспользованных вакансий. И область без отсутствующих чиновников не развалилась. Логично было бы от офисных клерков, которые перекладывают бумажки с места на место, просто избавиться, сократив вакансии. Но принцип Парето у нас не работает. Вместо сокращения в областном акимате вводится должность пятого заместителя акима.
Кстати, практически весь 2016 год (точнее, 9 месяцев ) Испания прожила вообще без правительства и не прекратила существование. А у нас рост числа госслужащих наблюдается по всей стране. По официальным данным, в Казахстане 100 000 госслужащих на 17 млн населения. В Японии при населении 130 млн человек количество чиновников такое же, как у нас. В советское время в нашей стране было 15 000 чиновников при 18-миллионном населении. Даже за рубежом работают 94 казахстанских посольства. А вот в нашей стране - всего 50 посольств и дипломатических представительств других государств и международных организаций.
При огромном количестве чиновников у нас катастрофически мало государственников, мыслящих большими категориями, чем клан, семья, родственники, земляки и т. д. Причем благосостояние нашей верхушки всем очевидно. Беда в том, что приходящая на смену группа государственников, которым за 50 лет, мыслит теми же категориями, что и первый состав, которому уже за 70. Есть даже и 30-летние, которые, несмотря на дипломы Оксфорда и Кембриджа, мыслят так же. И это страшно, потому что это может тянуться до бесконечности.
В тех же США на каждые 4 года выбирается президент, меняется команда и анонсируется их программа. У нас же все до 2050 года, при этом мы не знаем, как за это время может измениться мир.
По словам политолога Досыма САТПАЕВА, в Казахстане «слишком много руководителей и не очень много толковых управленцев». Многие наши чиновники (от членов правительства до районных акимов) напоминают категорию «политруков в армии» - умеют красиво говорить, знают все в общих расплывчатых чертах, но далеки от деталей военных операций и капризов военной техники.
А где наши болашаковцы, которые должны были принести технологический прогресс, провести индустриализацию, поднять экономику? Наши чиновники как класс похожи на мещан. Они считают, что сделали себя сами и потому никому и ничем не обязаны. Они не любят менять правила игры, так как именно эти правила их устраивают. Они принимают в штыки любое ужесточение или наведение порядка со стороны государства. К примеру, уже несколько лет мы говорим о декларировании доходов и расходов, а воз и ныне там.
Но главный бич госслужащих - это коррупция. Коррупции подвержены и чиновники из высшего эшелона власти, и региональные, и «старая гвардия», и болашаковцы, молодые и в возрасте. Уровень коррупции настолько высок, что даже массовые аресты не могут кардинальным образом переломить ситуацию. Никакого педагогического эффекта не наблюдается.
Мы наблюдаем регулярное казнокрадство, несправедливость в распределении национальных богатств, отчуждение собственности от народа, вывод огромных средств за рубеж, гигантский внешний долг, авантюрные сверхзатратные проекты, бесконечные приватизации и легализации наворованного. За последние годы Казахстан оказался во власти трех зол: коррупции, показушности и угодничества властям. Как из этого выйти - большой вопрос. Главной болезнью нашей системы является внутриэлитная борьба за доступ к распределению разных ресурсов, даже если это идет в ущерб народу, развитию страны и ее безопасности.
Материалы номера