Очередная «стрельба по воробьям»
Евгений ШИБАРШИН
Наказание за нарушение норм временной регистрации ужесточили. Будет ли эффект?
7 января 2017 года начали действовать поправки в законодательные акты РК, регулирующие внутреннюю миграцию населения. Однако еще до начала их применения в социальных сетях развернулась острая критика норм, связанных с временной регистрацией проживания. Выяснилось - ситуаций, в которых оказываются граждане, вынужденные по разным причинам перемещаться по стране, так много, что ожидать полного исполнения установленных правил проблематично. По мнению некоторых экспертов, это может привести к нарушению гражданских прав.
Ничего нового нет
Руководящие работники МВД после таких оценок сразу же кинулись разъяснять суть введенных новшеств. Они заверили, что ничего радикального в принятых правовых нормах нет. Необходимость регистрации проживания была установлена еще в 1993 году взамен прописки, практиковавшейся в советское время. Процедуры регистрации регламентированы Правилами регистрации внутренних мигрантов, принятыми правительством. Предусматривалось и административное наказание за нарушение этих правил.
Начальник управления миграционной полиции ДВД Костанайской области Кайрат ДУТПАЕВ на брифинге 5 января сообщил журналистам, что изменения в законодательстве, введенные в действие с начала 2017 года, дают лишь более четкое правовое определение понятиям «временное проживание» и «временная регистрация», а также усиливают меры административной ответственности лиц, нарушающих установленные нормы. В том числе и собственников помещений, которые по каким-то причинам не регистрируют проживающих у себя граждан. Или, наоборот, регистрируют тех людей, которые у них не живут. Еще одно «новаторство» - уменьшены сроки временного пребывания (проживания) без регистрации. Раньше допускалось 3-6 месяцев, теперь четко определено: регистрации подлежит временное проживание граждан более 10 календарных дней. Исключение установлено только для людей, которые приехали в гости. Им позволено не регистрироваться до 30 календарных дней.
Процедура регистрации, по оценке Дутпаева, несложная. В ЦОН с документами, удостоверяющими личность, приходят временные жильцы и собственник жилища, который должен взять с собой еще и правоустанавливающий документ на квартиру. При этом помещение не обязательно должно быть в аренде. Все оформление проходит в течение примерно 20 минут.
- Если от 10 до 30 календарных дней человек проживает без регистрации, его просто предупреждают, - сказал Дутпаев. - Выписывается постановление о вынесении предупреждения. Если свыше одного месяца, на граждан накладывается штраф размером 7 МРП. Предусмотрена ответственность хозяина квартиры. Если в его жилом помещении проживают граждане без регистрации, то хозяин квартиры штрафуется на 10 МРП. Штрафы стали больше на 2 МРП.
Журналисты в своих вопросах к начальнику управления миграционной полиции в качестве примера приводили различные варианты временного проживания. Это и приезд на лечение, отдых в санатории, служебные командировки, работа по вахтовому методу. А разве мало случаев, когда в семье конфликт, и жена или муж на какое-то время уходят жить в другое место? Во всех этих случаях тоже нужно оформлять временную регистрацию?
- Варианты действительно могут быть разными, но законодательство во всех случаях говорит однозначно: при временном проживании более 10 дней требуется регистрация, - ответил на все эти вопросы Кайрат Дутпаев. - Никакого ущемления прав тут нет. Задача - привести закон в соответствие. У нас граждане через наказание начинают исполнять закон. Вот начали фотографировать нарушения Правил дорожного движения, наказывать за это, и через год количество нарушений на этих участках уменьшилось в разы.
Воспитание через наказание
Наказания действительно предусмотрены ощутимые. Например, собственника жилья, который не регистрирует временно (более 30 календарных дней) проживающих у него людей или, наоборот, зарегистрирует не живущих, оштрафуют на 10 МРП. Если хозяин - субъект предпринимательства - от 15 до 50 МРП. При повторном нарушении, обнаруженном в течение года после наказания, физическое лицо оштрафуют на 20 МРП, юридическое лицо - от 30 до 100 МРП. Административная ответственность предусмотрена даже в тех случаях, когда собственник жилища не принял мер по снятию с регистрации граждан, которые ранее жили у него и были зарегистрированы. Физических лиц оштрафуют на 5 МРП, юридических - от 15 до 45 МРП. При повторном нарушении соответственно - на 10 МРП и на 20-80 МРП.
Как тут не забеспокоиться всем, кто так или иначе связан с «временным пребыванием (проживанием)»? Отсюда и очереди в ЦОНах. Астана и Алматы, конечно, отличаются от остальных городов Казахстана. Временно проживающих там гораздо больше. Но и в областных центрах их немало. Корреспондент «НГ» пытался выяснить у начальника управления миграционной полиции, есть ли хотя бы приблизительные оценки о количестве таких людей, временное проживание которых должно быть зарегистрировано.
- Мы такого учета не ведем, - ответил Кайрат Дутпаев. - Могу только сказать, что за 2015 год более тысячи человек привлечено к ответственности по этой статье.
О масштабах проблемы можно судить только по личным наблюдениям и единичным опросам. Например, сотрудница одного местного высшего учебного заведения, недавно окончившая этот вуз, сообщила корреспонденту «НГ», что во время ее учебы половина студентов их учебной группы жили в арендованных квартирах.
- Я тогда и сейчас тоже снимаю квартиру у одной пенсионерки, - рассказывает молодая женщина. - Она живет в своей квартире, а эта ей осталась после смерти матери. Плачу в месяц по 40 000 тенге плюс коммуналка. Конечно, не регистрировалась. Мне это не нужно. К тому же я прекрасно понимаю, что хозяйка тогда должна будет платить налоги и плата для меня наверняка будет увеличена.
Она сообщила, что в их подъезде сдаются 4 квартиры. Там в основном живут молодые семьи, и, насколько ей известно, никто из них раньше не озаботился регистрацией.
- То, что сейчас будут штрафовать за отсутствие регистрации, считаю неправильным, - возмутилась собеседница. - Я постоянно зарегистрирована в своем поселке, и если бы там была работа, то в Костанай не поехала бы. Государству нужно больше думать о создании рабочих мест, а не штрафовать людей, которые не совершили никаких преступлений.
Тут самое время поговорить о механизмах исполнения обсуждаемых правовых норм. Получается так, что если принципиально нового изменения в законодательстве не предлагают, то главный упор делается на силу штрафов. Тогда когда и как будут выявлять нарушителей?
Вице-министр МВД Рашид ЖАКУПОВ в интервью одному из республиканских телеканалов заверил, что каких-то специальных действий по выявлению лиц, не имеющих временной регистрации, никто проводить не будет.
- У нас есть и другие методы проверки регистрации, - сказал вице-министр.
Начальник управления миграционной полиции ДВД Костанайской области к этой информации добавил, что на практике такие случаи обычно обнаруживаются, когда полицейские приезжают по заявке или в ходе оперативно-профилактических мероприятий.
- Это не значит, что участковые полицейские сейчас бросят все свои дела и пойдут по квартирам, - успокоил Дутпаев. - Все будет выясняться в ходе текущей работы. В таких случаях полицейские обязательно проверяют документы, после чего по рации или придя на свое рабочее место, узнают по базе данных регистрацию. Кстати, к нам сейчас часто поступают звонки от граждан, которые говорят: «У нас к соседям поселились какие-то подозрительные люди, проверьте их».
В условиях усиления угрозы терактов такого рода обращения понятны. Но как их отличить от желания «насолить» соседу, с которым в конфликте? Есть и другие ситуации, когда истину выяснить непросто, поэтому участковые полицейские навряд ли будут утруждать себя лишней работой, если этот человек не представляет опасности. Им бы успеть управиться с делами по явным правонарушениям.
Получается, что наказание хоть и ужесточили, но повлияет это лишь на некоторых граждан, для которых «незамаранность» административными правонарушениям имеет какую-то особую ценность. Например, уже есть случаи, когда в госучреждениях кадровые службы интересуются у молодых сотрудников, где они живут и, если арендуют квартиру, зарегистрированы ли. Вполне возможно, что на граждан, сдающих квартиры в аренду и попавших в базу данных, обратят внимание и органы госдоходов. На предмет сбора с них налогов. Хотя еще совсем недавно налоговики никак не могли справиться с проблемой рассылки «писем счастья» людям, давно ушедшим в мир иной.
Лишняя трата денег и нервов
Тогда стоило ли затевать всю эту кампанию? Разработчики изменений и законодатели поставили их в один пакет с правовыми нормами, направленными на противодействие экстремизму и коррупции. Но при этом представители МВД больше говорят о других целях.
- Это нужно для мониторинга внутренней миграции, учета количества граждан, проживающих в том или ином городе или районе, - заявил вице-министр МВД Ерлан ТУРГУМБАЕВ. - На основании этих данных планируется создание рабочих мест, строительство школ, больниц, развитие инженерно-технической инфраструктуры.
Конечно, без наличия реальной статистической картины населения властям сложно планировать бюджетные расходы на социальные нужды. Но об этой проблеме общество раньше почему-то ничего не слышало. Зато слышали о нехватке средств, об использовании их не по целевому назначению. Тогда уж не лукавство ли мы здесь наблюдаем, которым руководство МВД прикрывает желание решить свои проблемы чисто полицейскими методами? Но и с этим можно было бы согласиться, если б все это дало реальный эффект противодействию экстремизму и терроризму. Но все это может кончиться лишней тратой денег, нервов, а на деле выльется в очередную «стрельбу по воробьям». Все прекрасно понимают, что потенциальные террористы никогда не станут регистрироваться и реальное противодействие им смогут оказать только профессионалы, которые обязаны их вовремя выявлять и отслеживать перемещение. Что касается поддержки гражданами правоохранительных структур, ведущих эту борьбу, то государству лучше не злить их такого рода новаторством. Ужесточение наказания за подобные правонарушения правильно срабатывает в экономически более благополучных обществах.
Насколько оправданно ужесточение требований
по временной регистрации проживания?
Михаил ДАУЕНОВ, генерал-майор КНБ в отставке, руководитель филиала гражданского движения «За правовой Казахстан»:
- Такие законы, которые непосредственно касаются прав граждан по перемещению внутри Казахстана, надо обсуждать в обществе. Сейчас получилась ситуация, похожая с земельной реформой. Я категорически не согласен с тем, что МВД по любому поводу выдвигает в качестве наказания штраф. Я понимаю, что хотят отслеживать террористов, но это не означает, что надо проверять всех скопом. Процесс временной регистрации преждевременный. Оперативная обстановка по терроризму и экстремизму не дает оснований принимать такие широкомасштабные меры. Но даже если их ввели, надо было разъяснить народу и дать срок - год для адаптации этой нормы. Чтобы люди могли пройти регистрацию, а не штрафовать их. Как можно выявить человека, который приехал ко мне, допустим, и живет около месяца? Тогда нужно кого-то вербовать, чтобы получить информацию. Для борьбы с терроризмом эти меры неэффективны.
Сергей ЖАЛЫБИН, директор НИИ экономики и права КСТУ, доктор юридических наук:
- Я сторонник самых жестких мер в отношении лиц, нарушающих нормы законодательства. Но в данном случае считаю, что все это совершенно излишне. Когда в Конституцию 1995 года вводили норму о свободе выбора места жительства, ее идеология заключалась в том, чтобы отойти от советского прошлого, когда власть распоряжалась, где человеку жить. Потом эту конституционную норму решили «перехитрить» и ввели регистрацию. Слово другое, но суть та же, что и у прописки. Теперь еще ввели абсурдную норму - временную регистрацию. Никогда никакой террорист не будет регистрироваться. Это такая банальность, что мне ее повторять даже неловко. Опять начнут гонять законопослушных граждан. Если за счет штрафов пополнять бюджет, то это, возможно, и благо, но не за счет же законопослушных граждан. Есть тут и коррупционная составляющая. Я абсолютный противник временной регистрации. Считаю, она надумана.
Анастасия МИЛЛЕР, директор филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности:
- Принятие таких норм - большая глупость. Тем более, если они оправдываются борьбой с терроризмом. Ни одни террорист, готовящий преступление, не пойдет регистрироваться. Эти поправки приняты против населения, а не против террористов. В первую очередь пострадают менее защищенные слои населения, которые перемещаются по стране в поисках заработка, студенты, те, кто работает вахтовым методом. Данная мера никак не повлияет на ситуацию в борьбе с терроризмом. В международном пакте о гражданских и политических правах говорится, что каждый человек, законно находящийся на территории страны, имеет право свободно перемещаться. Когда тебя обязывают регистрироваться, значит, ты уже не можешь свободно перемещаться. Если ты прибыл в это место, ты должен найти собственника жилья, пойти в ЦОН и зарегистрироваться. Если ты перемещаешься внутри города на другое местожительство, то должен перерегистрироваться. Таким подходом можно добиться только социального напряжения. Люди вынуждены тратить время, ресурсы, и это не есть свобода передвижения. Это ограниченная свобода.
Айкын КОНУРОВ, депутат мажилиса по партийному списку КНПК:
- Главной новеллой этих поправок является повышение ответственности собственников жилищ, предоставляющих их в аренду. В Казахстане сформировался большой рынок арендного жилья, и нужно, чтобы там все было прозрачно, чтобы все одинаково придерживались установленных в этой сфере правил. Что касается роли временной регистрации проживания в противодействии терроризму, то она лишь часть комплексного подхода. Эффект будет только от применения всех мер вместе. Но мы знаем ретивость сотрудников правоохранительных органов, поэтому люди и боятся, что они вместо превентивных мер начнут штрафовать. Сдержать эту тенденцию могут и должны местные органы исполнительной власти.
Материалы номера