Война окончена. Все свободны. Всем спасибо

Галина ПЕТРЕНКО

 Российский предприниматель настаивает: его из Костанайской области «выдавливают» власти

Напомним, 15 декабря (№ 50) «НГ» в материале «Когда б без радости любовь...» рассказала, как бесславно заканчивается попытка с помощью российского инвестора наладить эффективное теплоснабжение в Мендыкаринском районе. С одной стороны, опробованная схема отопления через систему 18 модульных малых котелен зарекомендовала себя и в райцентре, и в селах прекрасно. С другой - ТОО «КазТЭК+», учрежденное в Боровском екатеринбуржцем Леонидом Бычковым, подверглось серии проверок, после которых последовала такая же серия проигрышных судов. В итоге россиянин не может вывезти свое оборудование - оно арестовано. И договориться о приемлемых условиях продажи котлов казахстанской стороне тоже не получается. Скандал докатился до министерского уровня в РК. В свою очередь аким Мендыкаринского района Виктор Ионенко считает, что действовал и действует абсолютно правильно. После встречи с ним «НГ» направила несколько вопросов инвестору. Руководитель группы компаний ООО «Уралкотёл» Леонид БЫЧКОВ на них ответил.

Показали, как можем работать

- Леонид Сергеевич, для чего было создано ТОО «КазТЭК+»? В документах, которые вы направляли в редакцию, написано, что ваши котлы были установлены для демонстрации их технических возможностей. Как я понимаю, на этом основании вы настаиваете на том, что с ввезенного в РК оборудования вам не нужно было платить НДС. В меморандуме с акиматом Мендыкаринского района говорится, что зарегистрировано ТОО «по изготовлению бытовых котлов отопления». А дальше - что «ТОО организует весь производственный цикл по выработке и подаче тепловой энергии». Так что вы вкладываете в понятие «демонстрация»? Пришли в район для чего? Чтобы установить оборудование, отработать на нем этап пусконаладки, затем продать (если оно понравится) или отдать в аренду? Или вы пришли инвестировать средства, затем на своем оборудовании производить теплоэнергию и продавать ее?

- Изначально, на уровне еще прежнего акима области, рассматривался вопрос о том, что Мендыкара - так называемый пилотный проект. То есть в первый отопительный сезон мы смотрим друг на друга, если впечатления и опыт совместной работы положительные - распространяем его на область, так как потребность в реконструкции теплоснабжающих комплексов по многим районам существует давно. Поскольку проект в реализации дорогой, сошлись на том, что перед тем как что-то предлагать купить, мы сначала покажем товар лицом. Продемонстрируем, как может работать частник в сфере теплоснабжения, насколько это экономически выгодно ему, потребителю, государству. Основой экономики в реальном секторе являются оборудование и машины. Инвестируешь в оборудование, повышаешь КПД, снижаешь затраты - увеличиваешь прибыль. Первый шаг - самый затратный, рискованный и сложный. Приобретение, монтаж, ввод в эксплуатацию, обучение персонала и так далее. Мы знаем, как это работает, это наш хлеб. Предложили взять эту часть на себя - продемонстрировать. После того как принимающая сторона увидит выгоду от работы на нашем оборудовании, обсуждаем дальнейшие варианты. Можем просто продать котлы. Можем сами эксплуатировать. Можем под государственные гарантии продать с рассрочкой стороннему инвестору и научить работать его. В этом нет ничего сверхъестественного. Просто бизнес, в котором мы разбираемся. Подобные проекты окупаются через 4-5 лет. Положительного опыта - сколько угодно. Ближайший к вам - в Альменевском и Сафакулевском районах Курганской области. Там подобные инвестиции осуществлены были давным-давно.

Кроме того, речь шла и о том, чтобы открыть на территории Мендыкаринского района цех по производству бытовых котлов длительного горения для населения. Подобный был в качестве подарка установлен для Мендыкаринской коррекционной школы. Предполагалось, что на производстве котлов в Боровском будут работать молодые выпускники ПТУ, больше 10 человек уже проходили стажировку на нашем головном предприятии в Екатеринбурге.

Для осуществления всей этой вполне законной деятельности на территории РК и было создано ТОО «КазТЭК+».

- На чьем балансе находится блочно-модульное оборудование? Аким района говорил, что в реестр монополистов «КазТЭК+» вошел как балансодержатель этих котлов, а в вашей конфликтной переписке речь идет о том, что они на балансе ООО «Техкомплект».

- ТОО «КазТЭК+» является балансодержателем одной блочно-модульной котельной в селе Борки. Владельцем остального оборудования является производитель - ООО «Техкомплект» (резидент РФ), которое передало ТОО «КазТЭК+» оборудование в аренду. Местные чиновники настаивали на том, чтобы поставить на баланс все оборудование, однако риск в части защиты инвестиций был заложен нами изначально. И не зря. Сами видите, что на данный момент оборудование, по факту принадлежащее нерезиденту РК, очередной раз арестовано. Сейчас хоть какой-то шанс остается на то, что нам удастся отстоять свои деньги.

Рассчитайте правильно

- Как вышло все-таки, что вы месяц работали без разрешения на эмиссии? И как получилось, что расчет для проекта предельно допустимых выбросов вам сделали, видя паспорт только на один котел?

- Из-за организационных сложностей поздно сделали документы. Не отрицаем. Готовы заплатить разумные, правильно рассчитанные эмиссию и штраф. Суть-то проблемы не в том, что мы отказываемся исполнять законы РК. Вопрос в том, как рассчитан размер эмиссии.

Попробую объяснить: в расчетах выбросов фигурирует много показателей. Все они потом умножаются на процент степени очистки дымовых газов. Это паспортная величина, в нашем случае она составляет 98%. Это подтверждено патентами и сертификатом ТС. То есть только 2% - выбросы в окружающую среду. Вот за эти 2% мы и готовы заплатить. Общая сумма - около 2 млн тенге. Кроме того, часть этих денег уже была оплачена. Однако экологи настаивают: мы таких показателей не нашли. Значит, степень очистки нулевая. И «КазТЭК+» совершил эмиссию в размере 100%, а значит, должен заплатить 24 млн. На предложение пригласить представителя производителя или произвести независимую экспертизу с привлечением экспертов РК и определить реальную эффективность системы очистки ни экология, ни суд не реагировали. Маразм крепчает тогда, когда и суд, и экология по факту принятых решений признают наличие этой самой системы с момента подписания экологией тома предельно допустимых выбросов» То есть бумажку не подписали - очистки нет, подписали - появилась!

А вообще, осуществить законодательное сопровождение инвестпроекта было задачей акимата. Мы, честно сказать, считали, что главное - жителей, школы, садики не заморозить. Ну, был вариант не запускать котельные до оформления всей документации. Но тот же акимат и просил: «…Ребята, не подведите под монастырь!»

- Вопрос по арестам. Вас сегодня обвиняют в том, что вы не исполняете договор на оказание услуг, заключенный до 31 декабря сего года. Я видела письма, которые с лета шли от вас - о том, что ТОО не будет обеспечивать отопительный сезон 2016-17 года. Сошлюсь на беседу с акимом района. Он говорил, что договоры на отопление юридически не расторгнуты, до обозначенного числа вы обязаны их выполнять, а как дальше топить - дело районной власти. Уточняю: котлы же арестованы, пользоваться нельзя. «Читайте внимательно определение суда, - отвечает аким. - Имущество арестовано для того, чтобы не было возможности его демонтировать и вывезти, но использовать его в производственных целях можно и нужно». И дальше: «Почему мы используем котел на стадионе? До 31 декабря 2016 года имеем право пользоваться практически всеми котлами... Читаю вам дословно определение суда - организовать исполнение исполнительного документа, разрешив исполнение обязательств должника взыскателю - отделу образования». Что скажете?

- Аким «добросовестно заблуждается». Договоры на отопление по всему району либо исполнены и у потребителя нет претензий, либо расторгнуты в период с 21.10.2016 по 15.11.2016 года. Есть документы, подтверждающие это. Кроме того, есть постановление о прекращении исполнительного производства от 21.11.2016 за подписью частного судебного исполнителя Байжанова.

Право, а не обязанность

- Теперь давайте разберемся с вашими тарифами. Общалась на эту тему и с акимом, и с антимонопольным департаментом. Еще одна цитата господина Ионенко: «Одна из основных причин создавшейся ситуации, на мой взгляд, - это вопрос с тарифами ТОО. Изначально использовался тариф, который рассчитало само предприятие. Это по закону. Он и утверждается в упрощенном порядке. Но только затем, чтобы в течение 9 месяцев «КазТЭК+» подтвердило свой тариф, обратилось с заявкой по фактическим затратам и утвердило уже обоснованный тариф в антимонопольной службе. А они не выходят на пересмотр. Почему? Потому что тариф был завышен. Это уже и антимонопольщики подтвердили. Надо делать перерасчет... Они говорят, их зажали. Кто? Подтверждайте тариф и топите. В наших интересах сегодня, чтобы оборудование работало, чтобы инвестор здесь пустил корни, показал свою состоятельность». В департаменте КРЕМиЗК мне сказали то же самое, заявили, что направляли в адрес ТОО сначала письмо, затем предписание, но утверждения обоснованного тарифа не было. Я так понимаю, вы топить дальше и не собирались, к августу конфликт уже был. Но вам сегодня предъявляют завышение тарифа, утвержденного ТОО в упрощенной форме. И иск ЦРБ по этому поводу вы проиграли. Комментируйте. Кстати, аким района в ответ на ваши претензии о том, что бюджетники не платили, пояснил : «Согласно закона об энергетике, в больнице, школах установлены тепловые счетчики. Представитель ТОО подписал акт приемки этих приборов учета. Тем не менее ТОО показания не использовало, платежи начисляло само». Так?

- Пуск в эксплуатацию оборудования для отопления был санкционирован нормативным актом акима, который обозначил начало отопительного сезона - 15.10.2015 года. Как и в России в антимонопольный орган были направлены все необходимые документы для получения тарифа. Хочу подчеркнуть, что упрощенный порядок также требовал обоснованных расчетов по затратам на производство и передачу тепловой энергии. Так что «завышенный» был утвержден на основании приказа КРЕМиЗК. Он был согласован и с местной исполнительной властью. Это подтверждает тот факт, что накануне утверждения тарифа аким района проводил в райцентре общественные слушания. Защищал тариф специалист по эксплуатации ТОО «КазТЭК+». И в акимате должен быть протокол заседания, и в КРЕМиЗК должен быть официальный документ по этому поводу. Кроме того, поинтересуйтесь, по какому тарифу сейчас оказывает услуги теплоснабжения вновь созданный ГКП? По моим данным, ни копейки не вложив, они применяют тариф, примерно равный нашему. Только мы-то за него 18 котельных построили, а они что сделали?

- Леонид Сергеевич, по поводу сравнения тарифов. Вряд ли оно корректно. Ваши котлы ведь гораздо экономичнее, у них на порядок выше площадь теплосъема, куда более эффективный режим сжигания, в них может использоваться более дешевое топливо худшего качества... То есть логично ждать, чтобы ваши тарифы были ниже тех, которые подъемны сейчас для ГКП - для старых котельных, у которых бешеная амортизация и низкий КПД.

- Почему наш тариф должен быть ожидаемо ниже? А первоначальные затраты кто будет нести? Меценат и инвестор не синонимы. Меценат денег дал - забыл. Инвестор осуществляет капиталовложения в отрасль, несет риски, получает прибыль от результатов деятельности на свои вложения. Поэтому инвестор и выгоден. Он деньги получит, только если нормально работать будет, а если не будет и прогорит - так это его деньги пропали, а не государства. А снижения тарифа логично ожидать после того, как инвестор заработает на своих капиталовложениях. Да мы и не обещали, что зайдем в район и тариф снизится. Мы на стадии ведения переговоров обозначили минимально выгодный для нас тариф. Аким согласился, КРЕМиЗК согласовал. Кстати, нам не предъявляют завышение расчетного тарифа, во всяком случае официально. Нам не подтверждают наши расчеты, считая их «завышенными» - по сути, заставляют работать бесплатно.

- Давайте продолжим по утверждению тарифа взамен рассчитанного в упрощенном порядке. Так почему вы новый не утверждали?

- Начиная с весны 2016 года мы неоднократно уведомляли антимонопольный орган о том, что услуга предоставляться не будет, и просили ТОО исключить из реестра. В соответствии с пунктами 1-3 статьи 6 закона «О естественных монополиях» установлено право заявителя как субъекта естественной монополии представлять на рассмотрение в уполномоченный орган заявку на утверждение тарифа. Право, а не обязанность! На данный момент налицо нарушение Гражданского кодекса РК, который прямо устанавливает, что юридические лица свободны в заключении договора. Да и как они себе это представляют? Придумали штраф на 24 млн тенге, параллельно приняли решение снизить нам тариф. Ну, решили - работайте сами. Я, кстати, всем директорам школ разослал письма с предложением: «Возьмите оборудование в аренду, работайте, не замерзайте». Молчат, видимо, закаляются.

Готовы к переговорам

- Теперь о главном. Если я правильно оцениваю ситуацию, то работа в Костанайской области вас больше не интересует. В принципе. И речь о том, чтобы либо вывезти оборудование, которое понравилось казахстанцам, либо продать его хоть бюджету, хоть другому инвестору. Вопрос в цене? Аким района считает, что с вами на эту тему разумно договориться не получается: «Я ездил в Екатеринбург, предлагал условия государственно-частного партнерства. То есть оценивается оборудование, вырабатывается график расчетов за него, тарифы и посредством СПК «Тобол» заключается договор. И 3-5 лет за счет бюджета погашаются эти суммы. Этот вариант не устроил. Был и второй. Мы нашли частного инвестора в Казахстане. Я ездил вместе с господином Бычковым в Алматы. Не нашли общего языка... Одна из костанайских компаний заинтересовалась этими котельными. Приехали на переговоры, натолкнулись на позицию «я ничего не продаю». Ну тогда решайте проблемы в рамках правового поля. То есть погашайте все обязательства и тогда забирайте свои котельные». Теперь вас бы «живьем» хотелось услышать.

- В таких условиях работа в Костанайской области нас действительно не интересует. При этом мы готовы инвестировать и дальше, но нужны гарантии. Причем не областного, а республиканского уровня. Да, был интерес у инвестора из Алматы. Бизнесмен сказал буквально следующее: «Ситуация в стране сложная и вкладывать большие деньги в незнакомый бизнес никто не собирается...» Запросил, впрочем, пакет документов. Мы предоставили. В ответ - тишина. У нас нет позиции «не продаю». Вопрос стоит так: если вся сумма вперед - проблем нет. Но сумма большая, соответственно, стоит вопрос о рассрочке хотя бы на год. Кто-то дает гарантию, что за этот год у контролирующих органов не появятся вопросы к новому инвестору? У нового человека без профессиональных знаний и опыта, а самое главное - без «административного ресурса» проблемы возникнут еще быстрее, чем у нас.

- Леонид Сергеевич, а правда, что вы хотите за свое оборудование более 300 млн тенге, хотя, если считать стоимость по прайсу, оно куда дешевле? Аким района корреспонденту «НГ» уже говорил, что за такие деньги бюджет котлы покупать не будет. Вы в свою очередь заявляете, что ваши вложения в район составили около $1 млн... Не завышаете?

- Нет. При условии «деньги вперед» - готовы на скидку. Сумма сформирована по прайсу. Котлы там установлены, начиная от 0,2 Мвт до 2 МВт, - стоимость сами можете посмотреть. Но, помимо котлов, аким как-то «простил» нам модули насосных, систему автоматики и диспетчеризации (то, что позволяет работать удаленно одному оператору на котельной), заборы, теплотрассы, доставку всего этого автотранспортом за 600 км, монтаж на месте, пусконаладочные работы. По некоторым данным, только на запуск старого оборудования в этом году район потратил около 40 млн тенге, а это больше 10% от запрашиваемой суммы полной реконструкции.

- Как вы видите вообще развитие ситуации, что будете делать дальше? Скажите по прошествии времени, чего вам больше всего не хватило во взаимоотношениях с акиматом: вам недостаточно помогали, надо было как-то по-другому сопровождать проект, слишком велика разница в законодательстве?

- Одно скажу: мы для сотрудничества были открыты. Очень старались. Помню, 4 января уходящего года аким района позвонил мне с просьбой помочь в ликвидации ЧС в селе Михайловка. Мы за сутки привезли блочную котельную, смонтировали, запустили. Школу спасли. Кому интересно, можно проверить - наша котельная там до сих пор стоит. Спросил после установки у акима, что дальше. Он ответил, топите сами. Топили до конца сезона. Договора до сих пор нет. Денег тоже, и уверен, уже не будет.

Сейчас я уверен и в том, что все это мероприятие по отъему оборудования местная власть спланировала. Вопрос: кому сделали лучше? Сейчас с отоплением в районе плохо. Холодно в квартирах, школах, садиках и даже в суде, куда пока безуспешно ездят наши юристы.
Мы готовы к переговорам. Готовы сейчас передать это оборудование в аренду государству, пусть работает - люди-то мерзнуть не должны. Я знаю, в Казахстане есть здравомыслящие руководители, они должны меня услышать.

Обидно, что мы пришли к вам с новыми технологиями, сделали все, что обещали, и все работает. Но вы взялись выдавливать чужих, а своих не вырастили - вот и мерзнете. Поражает, как дружно органы власти в Костанайской области взялись за иностранного инвестора. Нам тут не рады. Грустно это осознавать.

А метод захвата имущества с точки зрения закона безупречен. Надзорные органы находят массу «грубых» нарушений. «Недобросовестный» коммерсант штрафуется на крупную сумму. Чиновники молодцы, так как «…предотвратили, не допустили, пополнили бюджет…». Но размер штрафов таков, что для предприятия это финансовый нокаут и ТОО банкрот. Имущество ТОО распродается на «открытых аукционах» по цене сырья подконтрольным организациям. И заметьте - все «в правовом поле». Вот только есть ли в этих усилиях здравый смысл? Ведь опыт сотрудничества показал, что есть возможность сделать теплоснабжение в районах рентабельным и доступным. А захватить проект бесплатно - все равно что зарезать курицу, несущую золотые яйца. Только она маленькая - всерьез тепло не станет. Оборудование-то сложное, требует соответствующего ухода и обслуживания. Через пару лет начнется изжога от несварения, потому что скушали не то, и это станет очевидно, но будет поздно.