«Мы ехали жить, а не воевать»
Надежда КОВАЛЬСКАЯ
Казахстанка, прожившая в Сирии год, рассказала о том, почему мусульмане стремятся в зону военных действий
Темы экстремизма и терроризма у нас в Казахстане либо обходят, либо обращаются с ними с такой осторожностью, как будто имеют дело с гранатой с сорванной чекой (что, в принципе, недалеко от истины). Но алматинский адвокат Айман УМАРОВА, известная своей юридической и гражданской смелостью, сделала с точностью наоборот. На тренинг для журналистов она пригласила молодую женщину, не так давно вернувшуюся из Сирии. Чтобы показать всем, что «это не наша война, нам там делать нечего».
Тренинг по освещению экстремизма и терроризма прошел 9 декабря в Алматы. Побывала там и корреспондент «НГ». Много было нашего - специфического журналистского, а потому полезного. Но все-таки семинар сделала женщина в черном - алматинка, которую нам представили как Асю. Конечно, это не настоящее имя. То, что дано было при рождении, ей приходится скрывать ради семьи, ради детей, ради возможности спокойно жить и работать.
Айман Умарова заметно волновалась. Ко всем своим подопечным - а Ася именно из таких - она относится, как к детям. Адвокат сразу поставила жесткие рамки: никаких выяснений анкетных данных Аси и ее мужа. Ни прямых, ни косвенных. Каждому журналисту разрешалось задать только один-два вопроса, но на деле получилось совсем по-другому. Профессиональное любопытство взяло верх, и поток вопросов было уже не остановить. Да и Ася, несмотря на наглухо закрытое никабом лицо, сквозь который были видны только глаза, в диалоге была максимально открыта.
- Ася, сколько вам лет? Вы сами надели хиджаб или по чьему-то настоянию? - поступил первый вопрос.
- Мне 26. Я родилась в Алматы в обычной семье. Мои родители не были слишком религиозными. Хиджаб я надела сама, никто меня не заставлял и не принуждал. Это случилось, когда мне исполнилось 18 лет. Я тогда училась на 3-м курсе колледжа. Кто-то понимал и принимал мое решение, кто-то нет. Даже от традиционных мусульман я получала упреки... В 2011 году я вышла замуж за религиозного человека, разделяющего мои взгляды. Никто нас не сводил, я сама его выбрала.
- Почему вы решили уехать?
- Мы столкнулись с определенными сложностями и непониманием. В колледже я была единственной девушкой в хиджабе. Президент колледжа мне сказал: «Или ты снимаешь хиджаб, или уходишь». Мне сложно найти работу, потому что я так выгляжу. Я не могу совершить намаз, когда это нужно. Еще одна очень большая проблема возникает с появлением детей. В школах и детских садах платок девочкам надевать не разрешают. По этой причине многие верующие вынуждены отдавать детей учиться за границу. Мы уехали в Сирию, чтобы избежать всего этого. Единственная цель, которую мы преследовали, - жить среди мусульман.
- Кто вы по национальности?
- Я уйгурка. Мои родители еще маленькими детьми переехали в Казахстан из Китая. Все в моей семье получили хорошее образование. У отца, матери и брата - высшее. Я не доучилась, окончила только первый курс университета.
- К какому мусульманскому течению вы себя причисляете?
- Ни к какому. Мусульмане не приписывают себя к течениям. Все это стереотипы, навязанные прессой. Если вы сейчас спросите, кто такие салафиты, я вам даже не отвечу. Но, самое печальное, что всех, кто уезжает в Сирию, сразу причисляют к нетрадиционным течениям.
- Но вы же знали, что вы едете в страну, на территории которой действует ИГИЛ?
- Я отрицательно отношусь к ИГИЛ. Мы ехали туда жить, а не воевать. Хотели растить детей в соответствии с канонами веры.
- Когда вы уехали и как?
- Из Казахстана уехали в начале 2013 года. Сначала пожили в Европе, потом решили переехать в Сирию. Все, кроме сирийско-турецкой границы, мы прошли легально.
- На что вы жили?
- У нас были накопления. Если честно, жить мне там понравилось. Все доступно - продукты, жилье. Работу можно найти - там постоянно требуются люди на стройки, в офисы. Мы жили в русскоязычном джамаате. Всем прибывшим помогают устроиться. Можно даже жить на деньги джамаата, но мы так не делали. Мы уехали из Сирии в конце 2013 года.
- Почему вы вернулись, если там было так хорошо?
- Сирия - это зона военных действий. И хоть мы жили не в самом опасном месте, над нами летали вертолеты и истребители. Если мужчина умирает, женщине приходится снова выходить замуж. Есть дети, их воспитывать надо.
- Чем вы зарабатываете сейчас?
- Я обучаю женщин и детей чтению Корана на арабском языке.
- Наши бабушки тоже были мусульманками. Но они не носили никабов, не ездили в Сирию. Вы считаете, что вы больше мусульманка, чем они?
- Я просто больше изучила ислам. В недалеком прошлом даже мусульманский свадебный обряд никах делался втихаря, в узком кругу. У людей просто не было возможности получить где-то знания. Разрешенных книг на тематику ислама было очень мало.
- Вы считаете ошибкой свою поездку в Сирию?
- Нет, если мы туда поехали, значит, так было нужно. Я много уроков для себя извлекла.
- Вы допускаете мысль, что вы можете снять с себя никаб и жить обычной светской жизнью?
- Все может быть. Я не исключаю, что встречу завтра вас в таком одеянии. Я просто хочу сказать, что мы такие же законопослушные граждане. Меня считают радикальной, потому что я так выгляжу. Мои попытки опровергнуть это еще больше озлобляют людей.
- Где сейчас ваш муж?
- Он сидит в тюрьме.
На этом вопросе Айман Умарова оборвала пресс-конференцию и увела Асю. Уже когда она ушла, адвокат скупо объяснила, что муж Аси отбывает наказание за пропаганду экстремизма и терроризма. Больше никакой информации.
Свое отношение ко всему сказанному Асей Айман Умарова выразила в посте, опубликованном на «Фейсбуке», через несколько дней после тренинга:
«...Много пережито, много ошибок. В конце своего рассказа Ася сожалела о случившемся и хотела бы, чтобы все знали, что Сирия - это не место, где нужно искать истину.
Пусть ее печальная история жизни станет уроком для тех, кто еще не опомнился, ведь может случиться непоправимое. Эта война не наша, нам там делать нечего».
Очень хочется, чтобы эти слова услышали как можно больше людей.
Словарь
Никаб (араб. نقاب - «покрывало») - мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Как правило, изготавливается из ткани черного цвета.
Джамаа́т (араб. جماعة - общество, коллектив, община) - объединение группы мусульман с целью совместного изучения ислама, совершения религиозных обрядов, взаимопомощи, регулярного общения между собой и т. п. Джамаат может объединять различное количество верующих, посещающих одну и ту же мечеть. Объединение может создаваться как по территориальному принципу, так и основываясь на особенностях толкования религиозных догм представителями различных направлений ислама.
Ника́х (араб. النكاح - бракосочетание), джава́з, зава́дж, урс - в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной. Для того чтобы брак был действительным, необходимо выполнить ряд условий.
Салафи́зм (араб. سلفية от араб. سلف - «предки, предшественники») - направление в суннитском исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины на праведных предков.
(По материалам «Википедии»)
Материалы номера