Вхолостую - вредно. Как правильно обкатать мотор?
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ
Автолюбителям известно, что новый автомобиль нужно обкатывать. Нуждается в обкатке и двигатель после капитального ремонта. Как это лучше сделать, рассказал старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Обкатку лучше делать на специальном стенде. Но в реальности это возможно только в заводских условиях. Насколько мне известно, в наших мастерских таких стендов нет, поэтому там зачастую советуют автолюбителям обкатку делать на холостом ходу, дав двигателю поработать вхолостую несколько часов. Говорят, что для приработки деталей после ремонта нужен щадящий режим.
Однако современные исследования показывают, что такой подход может сократить срок службы двигателя примерно на четверть. Специалисты утверждают, что холостой ход работы мотора - вообще не самый лучший для него режим. В этот период хуже смазываются пары трения, хуже отводятся продукты износа, быстрее срабатывается масло. Эти недостатки, кстати, дают о себе знать не только в период обкатки двигателя после ремонта, но и во время прогрева мотора, а также при длительной стоянке в дорожных пробках.
Что происходит при таком режиме? Масляный насос при малой частоте вращения коленвала создает слишком слабое давление и тем самым не обеспечивает подачу достаточного количества моторного масла к парам трения. Особенно к деталям в верхней части двигателя: в блоке цилиндров, газораспределительном механизме. Подшипники страдают от масляного «голодания» и не охлаждаются. Масло ведь не только проводит смазку, но и отводит тепло из точки трения. Не вымываются из зоны контакта трущихся поверхностей и продукты износа.
Самая напряженная пара - в цилиндропоршневой группе. Там происходят наибольшие механические потери. В некоторых конструкциях двигателей устанавливаются форсунки подачи масла для разбрызгивания. В таком случае внутренние детали смазываются не только под давлением, но и разбрызгиванием, охлаждая при этом днище поршня. В режиме холостого хода эти форсунки не срабатывают. Соответственно, ухудшается охлаждение поршня и в поршневом пальце головки цилиндра оказывается недостаточно масла. По этой причине износ деталей будет повышаться.
Очень важна приработка поршневых колец и поверхности цилиндра. На холостом ходу горячие газы нагревают стенки цилиндров, и если там масляная пленка недостаточная, она разрушается. А от состояния приработки компрессионных колец зависит долговечность работы двигателя и его мощность. Поэтому обкатке и придается такое большое значение.
Ее рекомендуют делать в течение пробега до 3 000 км. При этом обороты двигателя не должны превышать двух третей максимального оборота. Машину в это время не перегружать, не допускать длительного движения на подъем и на спуск, передачи переключать рывком и толчком. Избегать длительной стоянки в пробках, контролировать расход масла. Через 1 000 км с начала обкатки масло и масляный фильтр рекомендуют сменить.
Материалы номера