Программа государственная, поймите разницу

Галина ПЕТРЕНКО

Казахстанский минсельхоз «выпекает» новую программу развития агропромышленного комплекса до 2020 года. Пока, на уровне предложений, она названа сырой, но принять ее хотят до конца года. Предложений и критики по ее поводу - лавина. По опыту присутствия на трех многочасовых презентациях проекта программы можно сказать только, что многие из них взаимоисключающие. Но даже больше полярности мнений по поводу сумм и направления субсидий (куда ж наш АПК без них) в глаза бросалась диаметральная разность представлений предпринимателей о роли государства, о доле и пользе его руководящего присутствия в этой отрасли.

Предложения министерства сельского хозяйства в Костанае обсуждали около трех часов

«Обсуждали, обсуждаем...»

В Костанае проект программы уже обсуждали на селекторном совещании в теринспекции минсельхоза, потом филиал Союза фермеров Казахстана собрал крестьян на мероприятие, а вслед прибыл глава министерства с командой и разговоры разговаривали уже в таком формате. Но спроси сейчас местных предпринимателей, тех, которые пашут, жнут, коров доят, что кардинально нового предлагает министерство - не скажут. В лучшем случае перечислят, на что деньги государственные им больше давать не собираются. Это болит. А концепция развития отрасли - это слишком высоко и слишком туманно.

Поэтому пока не вижу смысла называть цифры будущего финансового вспомоществования и точки его впрыскивания, еще сто раз все изменится. Недаром министр сельского хозяйства Аскар МЫРЗАХМЕТОВ на совещании в Костанае по поводу предложенного проекта обронил почти крылатую фразу: «Обсуждали, обсуждаем и будем еще обсуждать...» Из вороха информации постараюсь просто вычленить просто несколько знаковых моментов, которые хоть как-то дают понятие о направлении зреющих изменений.

Кстати, трудности с восприятием обнаружились не только у корреспондента «НГ». На совещании с крестьянами член Общественного совета Костанайской области, бывший первый заместитель главы региона, а прежде сенатор и ответственный секретарь минсельхоза Евгений АМАН, которого при таком послужном списке в несистемности мышления не заподозришь, признался:

- Считаю, что на удивление спешно министерство пытается изменить существующую программу «Агробизнес-2020». Заявляет новую взамен прежней, которая тоже обсуждалась, просчитывалась, принималась... И делает это без оценки того, что все-таки было сделано, без критики и анализа, почему чего-то добиться не удалось. Одним словом, не отвечает на вопрос, зачем сельскому хозяйству новая программа.

 На нескольких презентациях проекта Евгений Аман (справа) объяснял, что такое госпрограмма

Дайте нам, а им не надо

На совещании, организованном СФК почти вся полемика велась вокруг направлений субсидирования. Назову лишь несколько, которые давно стали дискуссионными. При декларациях о массированном развитии животноводства уже не первый год обсуждается вопрос о субсидиях на производство кормов. Сейчас речь идет о том, что поощряться деньгами через форвардный закуп Продкорпорации будет выращивание некоторых кормовых культур, а еще планируется сделать крен в поддержке на производство концентрированных кормов, то есть комбикормовых заводов. Костанайские крестьяне это оценили критически.

Дальше - вопросы семеноводства. Вопрос более, чем актуальный на фоне неуклонного ухудшения качества костанайского зерна. И дело уже давно не только в погодных условиях, в качестве посевного материала - тоже.

Еще один вопрос, который дебатируется не первый год - кого надо поддерживать: те семхозы, которые производят качественные семена, или тех аграриев, которые их покупают? Мнения диаметрально противоположные. Директор ТОО «Зуевка», член СФК Александр БОРОДИН, например, от лица семеноводческих хозяйств давно защищает позиции производителей. А вот тот же Аман, поддержавший его директор ТОО «Алтынсарино» Борис КНЯЗЕВ считают, что надо помочь мелким хозяйствам приобретать качественные семена, поощрять их стремление к подъему агрокультуры.

Кстати, прозвучал один очень знаковый аргумент против - коррупция. Мол, проще проследить движение государственных денег в 30 семеноводческих хозяйств, чем раздачу средств сотне КХ.

Да, сколько неплохих начинаний погублено у нас практикой взяток и откатов, которые уже воспринимаются прямо-таки как неизбежное зло, риски ранних заморозков и неурочных дождей.

В ответ Аман привел пример Румынии, которая имеет 14 млн га посевных площадей и спокойно электронным способом субсидирует те же сотни крестьян.

На примере этого вопроса было видно, насколько разнятся мнения товаропроизводителей в зависимости от весовой категории, успешности, опыта. Обсуждали, например, субсидирование откормплощадок. Минсельхоз здесь отступает с ранее занятого плацдарма. Речь не идет о стимулировании укрупнения откормплощадок, наоборот, есть намерение помогать и мелкотоварному откорму. Подавляющее большинство крестьян за.

Борис Князев предложил субсидировать реализованную продукцию

- Думаю, не совсем туда двигаемся, - сказал Князев. - Говорю так, не потому что укрупнил свою площадку. Чего от нас хочет государство, которое немало помогает сельскому хозяйству? Дешевого и качественного мяса. У меня была площадка второго уровня, на откорме стояло около 2 тысяч голов скота, на ней работали грейфер, кормораздатчик. Будь у меня на площадке 400-600 голов, все равно был бы нужен грейфер и кормораздатчик, но ведь какая разница в себестоимости мяса тогда получается.

Проще некуда

Как минсельхоз сумеет учесть в политике субсидирования эту колоссальную разницу в подходах и интересах предпринимателей, непонятно. Ведь в соответствии с концепцией новой программы число получателей субсидий увеличивается. Было 600 с небольшим, становится больше 1 000. Стихия. Но при этом денег на эту поддержку министерство планирует потратить меньше, чем сейчас. Не запутается ли механизм субсидирования больше, чем сейчас и сможет ли он при такой дробности и неизбежной громоздкости выполнять свое единственно оправданное предназначение: поддерживать тех, кто реально нуждается в этом, и не развращать тех, кто вполне может обходиться без нее.

- Мои предложения, наверно, вызовут неприятие, - предположил Князев, - но я бы предложил простейший механизм субсидирования вместо сегодняшней кучи бумаг и следующего за этим множества проверок... Платите за реализованную продукцию. Продал на завод тонну молока - получи на это количество субсидий. Реализовал пшеницу - то же самое, тогда сама собой отпадет необходимость рефакцию до 40% рисовать и прочие такие вещи. Тогда, заметьте, мы будем не только производить, но думать, как продать.

Шагните за рамки

Есть пока только один момент, оправдывающий рождение новой программы. Она, в отличие от предыдущей, государственная. «Агробизнес-2020» была программой отраслевой. Именно об этом уже на встрече с министром напомнил Евгений Аман.

Отраслевая программа отличается тем, что ее финансирование возможно только в рамках бюджетных программ одного министерства - сельского хозяйства. А государственная программа позволяет привлекать средства, бюджеты других государственных органов, которые так или иначе связаны с развитием агропромышленного комплекса.

- Озвученные на сегодняшний день предложения не выходят за рамки отраслевой программы. Нет смысла вообще принимать новую в таких рамках, - высказал мнение Аман. 

 - В свое время, когда принималась даже отраслевая программа, мы настаивали на том, что надо привлекать смежные министерства - из тех отраслей, которые влияют на развитие АПК. Ну, например, актуальны вопросы технического регулирования. Соответствующий комитет входит в министерство инвестиций и развития, а ведь сколько лет уже не решаются вопросы, связанные с техническими регламентами по молоку, лабораторий, которые могли бы определять наличие в продукте сухого молока, нет и никто их не строит, а значит, никто не защищает добросовестного казахстанского производителя и внутренний рынок в целом. Это должны делать сопредельные министерства, имеющие прописанные обязанности вот в такой государственной программе. То же самое - вопросы таможенного регулирования, защиты внутреннего рынка от ввозимого контрафакта - это уже вопросы министерства финансов, но не компетенция минсельхоза. Вопросы ветеринарной безопасности на границах повисли в воздухе. Другой блок проблем - вне программы остаются вопросы транспортной и социальной инфраструктуры села, оптимизации логистики. Почему? Программа по доступному жилью есть в стране, никто даже не намеревается обсуждать, когда она дойдет до сельских населенных пунктов, а ведь это неотъемлемая часть развития АПК. Я хочу подчеркнуть: всего у нескольких министерств есть сегодня право на государственные программы. Минсельхозу выпал этот шанс. Надо использовать его грамотно.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА, Галины ПЕТРЕНКО