Не наступить бы на прежние грабли. Казахстан пока не готов перейти к страховой медицине
Евгений ШИБАРШИН
В Парламенте РК рассматривается вопрос о внесении изменений в закон «Об обязательном социальном медицинском страховании», по переносу начала действия ОСМС с 1 июля 2017 на 1 января 2018 года. Чиновники из минздрава считают, что ранее запланированный переход к страховой медицине в середине года неизбежно создаст проблемы с финансированием медицинских организаций. Однако есть и другие причины. Некоторые из них обозначились при обсуждении в Общественном совете Костанайской области и круглом столе местного филиала КНПК, которые прошли на прошлой неделе.
Урок Земельного кодекса
Участников дискуссий волновали три вопроса. Во-первых, не наступит ли Казахстан на те же грабли, что и в 90-х годах, когда руководство тогдашнего ФОМСа слиняло «за бугор», прихватив народные деньги? Во-вторых, насколько надежны источники финансирования нового фонда обязательного медицинского страхования? В-третьих, улучшится ли качество медицинских услуг после очередного реформирования здравоохранения?
Ожидается, что Фонд ОСМС оплатит плановое лечение с помощью современных технологий
Вполне возможно, что без вразумительного ответа на эти вопросы у нас может повториться та же история, которая произошла недавно после принятия Земельного кодекса. Некоторые его положения вызвали такую волну протеста, что чиновникам и депутатам пришлось долго разъяснять придуманный ими законодательный акт. Похоже, этот урок учтен. Запуск страховой медицины отложили, чтобы неугомонные реформаторы прояснили в предложенной системе темные места, а заодно и разъяснили народу, что они предлагают на этот раз.
Аргументы за
В качестве основных доводов за переход на обязательное медицинское страхование и. о. руководителя управления здравоохранения акимата Костанайской области Гульшат БАЙЖУМАНОВА назвала необходимость формирования солидарной ответственности граждан за свое здоровье, создание финансово устойчивой системы здравоохранения, повышение доступности и качества медицинских услуг.
- Государство основное бремя продолжает нести на себе, - сказала Байжуманова. - Необходимость создавать страховую медицину возникла потому, что есть риски. Мы не можем отставать от мирового здравоохранения, мы должны внедрять у себя новые технологии, которые спасают жизни наших граждан, улучшают качество жизни населения. А это расходы. Медицинская помощь требуется круглосуточно, и на все это нужны средства.
А как же конституционное право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи? Оно отменяется с введением ОСМС?
- Гарантированный объем государство обеспечит всем гражданам, - обещает Байжуманова. Из республиканского бюджета будет финансироваться пакет, в который входят скорая помощь и санитарная авиация, медицинская помощь в экстренных случаях и при социально значимых заболеваниях, профилактические прививки, амбулаторно-поликлиническая помощь для непродуктивно самозанятого населения (не работающие официально и не состоящие на учете как безработные, не имеющие подсобного хозяйства - «НГ»). Для последней категории - до 2020 года.
Помимо этих расходов, государство будет платить взносы в фонд страховой медицины за 15 категорий граждан, среди которых дети, пенсионеры, инвалиды, зарегистрированные безработные. Они, как и все участники ОСМС, будут иметь право на получение еще одного пакета медуслуг. В него входят амбулаторно-поликлиническая помощь, плановое лечение в стационарах (за исключением социально значимых заболеваний), восстановительное лечение и медицинская реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход, лечение с применением высоких технологий, а также обеспечение лекарствами при амбулаторно-поликлинической помощи.
За пенсионеров и еще 14 категорий граждан взносы в фонд медицинского страхование обещает вносить государство
По оценке минздрава, в этой группе около 10 млн человек. За каждого из них государство с 1 января 2018 года будет вносить взносы в размере 5% от среднемесячной зарплаты по стране за два предшествующих года. С 2024 года сумма увеличится до 7%.
Что касается остальных участников ОСМС, то с 1 июля 2017 года за каждого наемного работника работодатели будут платить из доходов предприятия по 2% от его зарплаты, к 2020 году этот взнос увеличат до 5%. Сами работники с 1 января 2019 года будут вносить в фонд страховой медицины 1% от своего дохода, с 2020 года - 2%. Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, судоисполнители, профессиональные медиаторы и физические лица, работающие по гражданско-правовым договорам, - с 1 июля 2017 года - по 2% от доходов, с 2020 года - до 7%.
Много ли денег добавится медицинским организациям области, если, кроме государства, их еще будут подпитывать граждане и работодатели? Руководитель департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности по Костанайской области Орал БЕКМАГАМБЕТОВ считает, что пока точные расчеты сделать невозможно.
Тем не менее некоторые цифры в СМИ уже появлялись. В частности, сообщалось, что если сегодня система здравоохранения республики ежегодно получает от государства 800-900 млрд тенге, то от новых источников финансирования фонд страховой медицины может пополниться примерно на 200 млрд тенге. При этом никто пока не сможет сказать, насколько эта прибавка позволит реализовать надежды, которые сейчас внушают казахстанцам инициаторы создания страховой медицины. Хотя по некоторым из них уже сейчас можно сказать, что они реальны.
Например, по информации Гульшат Байжумановой, «скорая» помощь в Костанайской области сейчас финансируется из расчета около 3 000 тенге на пациента, а в Алматы - 9 000.
- И какое будет качество? - риторически спрашивает у общественников на круглом столе КНПК и. о. руководителя областного управления здравоохранения. - Наша область дотационная, средств на здравоохранение выделяется столько, сколько это возможно, поэтому конституционное право на получение медицинской помощи реализуется не в полном объеме.
Гульшат Байжуманова считает, что система страховой медицины позволит справедливо распределять средства из общего фонда, по общим для всех регионов нормативам, с установлением одинаковых тарифов за различные виды медицинских услуг. В том числе и для частных медицинских органи-заций, с которыми фонд ОСМС будет заключать договоры на поставку услуг (частники получили равные права с государственниками на участие в системе страховой медицины).
А как на практике?
Оправдаются ли ожидания по укреплению финансовой устойчивости си-стемы здравоохранения? Чиновники от медицины признают, что рисков тут немало. Одно дело - последствия кризисных явлений в экономике, другое - сложившаяся практика поведения хозяйствующих субъектов в фискальной сфере.
Председатель Общественного совета Костанайской области Сайран БУКАНОВ заявил, что именно поэтому к вводимой системе относится скептически. По его оценке, в регионе около 40% посевных площадей занимают крестьянские хозяйства, где работникам даже пенсионных отчислений не делают, а зарплату выдают отходами и сеном.
- Многие лучшие механизаторы сейчас живут в городе, на заработки ездят в село, - поделился своими наблюдениями с членами Общественного совета Буканов. - Деньги получил и уехал. Как отличить самозанятого от работника? Все это не продумано. Здесь с другого конца надо начинать - навести порядок в учете. Иначе завтра в этом фонде денег не будет.
Сайран Буканов возглавляет сельское ТОО и знает, о чем говорит.
Эту же проблему на круглом столе КНПК подняла и главный врач ГККП «Костанайский родильный дом», депутат областного маслихата Татьяна БУЛГАЦЕВИЧ. Она сослалась на данные Комитета госдоходов, согласно которым в Казахстане из 2 млн самозанятых только 700 000 человек делают отчисления в пенсионный фонд.
- Получается, что у нас только третья часть людей из этой категории забо-тится о себе, - заявили Булгацевич. - Введение обязательного медицинского страхования - это прежде всего приведение людей в чувство. Завтра медицинские работники могут оказаться в положении, когда люди будут требовать от них медицинской помощи в полном объеме, поэтому каждый человек должен установить свой статус: ты участник страховой медицины или нет? В первом случае ты получишь медицинскую помощь в полном объеме, во втором - только минимум.
Как тут не подумать, что продление подготовительного срока для введения страховой медицины как раз очень кстати, чтобы каждый гражданин действительного определился - участник ли он этой системы или будет рассчитывать только на собственные силы и сбережения?
Все будет под контролем
Отдельная тема - не станем ли мы в очередной раз жертвами мошенников, которые все деньги фонда распихают по своим личным счетам в каких-нибудь «офшорах»?
Руководитель департамента Комитета оплаты медицинских услуг по Костанайской области Фазыл КОПОБАЕВ говорит, что на сей раз такой сценарий невозможен.
- Средства фонда всегда будут под контролем, - сообщил «НГ» Копобаев. - Единственным акционером (фонда ОСМС - «НГ») является правительство, поэтому средства у него будут на контроле. Если появятся свободные средства, если они куда-то будут инвестироваться, то только в инструменты Национального банка. Фонд - некоммерческая организация, все его средства разрешается расходовать только на медицинские цели.
С 1 января 2018 года медицинские услуги в полном объеме получат только участники ОСМС
В законе «Об обязательном социальном медицинском страховании» прописан механизм периодической отчетности о финансовой деятельности фонда, предусмотрен ежегодный независимый аудит, вся эта информация в электронном виде будет доступна каждому гражданину.
На республиканском уровне деятельность фонда будет под контролем Объединенной комиссии по качеству при минздраве, куда войдут и представители общественности. Такие же контрольные структуры созданы на региональном уровне.
- Деньги постоянно будут в движении, поэтому потерь от инфляции не ожидается, - добавил Копобаев. - Средства из фонда в медицинские организации будут приходить по акту оказанных услуг, при этом будет учиты-ваться качество выполненной работы, итоги проверки жалоб.
Что касается улучшения качества медицинских услуг, то чиновники от медицины надеются на повышение финансовых возможностей, которые позволят расширять применение новейших медицинских технологий, сделать их более доступными для всех граждан. Появятся и благоприятные условия для профессиональной подготовки медработников. Зато уйдет в прошлое необходимость пациентам платить врачам «мимо кассы».
Реальная жизнь всегда богаче любой схемы, в которую ее пытаются втиснуть. Поднимется ли медицинская помощь в Казахстане на новый качественный уровень с введением обязательного медицинского страхования, одних ссылок на аналогичный мировой опыт недостаточно. У нас уже столько раз извращали самые лучшие начинания других народов, что к любым реформам в наших условиях мы по определению начали относиться скептически. Не вызывает сомнения пока только один момент - введение так называемой солидарной ответственности за здоровье: когда потенциальных клиентов поликлиник и больниц обязывают платить за будущие услуги, уровень требований у них к качеству и полноте медицинского обслуживания резко возрастет. Медицинские работники тогда действительно окажутся «крайними». Чтобы так не случилось, в оставшееся время нужно лучше готовиться к переходу.
При каких условиях ОСМС обеспечит медицинскую помощь в полной мере?
Бексултан ТУТКУШЕВ, председатель совета директоров АО «Национальный центр нейрохирургии», экс-депутат сената (Астана):
- Да нам бы в условиях кризиса не потерять хотя бы то, что уже есть. Сейчас система здравоохранения получает от государства 900 млрд тенге, обязательное медицинское страхование добавит еще около 10% средств. С такой прибавкой на большое увеличение количества реально рассчитывать не приходится. Операции сейчас стоят очень дорого, лекарства тоже постоянно дорожают. К тому же у нас много граждан, которые официально свои доходы не показывают, налоги не платят, но гарантированную бесплатную помощь от врачей получают. В этом смысле страховая медицина может выручить. Потому что республиканский бюджет возрастающие расходы не потянет. Он и без того в последнее время во многом пополняется деньгами Национального фонда.
Владимир СТЕЛЬМАХ, главный врач Костанайской областной больницы:
- А что помешало становлению системы страховой медицины в Казахстане в 90-х годах? Она потому и не состоялась, что тогда не было дифференцированного поступления взносов, доходы населения и государства были низкие, общество еще не разделилось по устойчивым группам, чтобы можно было четко выделить категории, за которые должно платить государство. Не было в стране и современных медицинских технологий, которые могли обеспечить большую полноту услуг. На примере областной больницы могу сказать, что многое у нас уже есть. В том числе и подготовленные кадры медработников. Нужны только деньги на поддержание и развитие этого уровня. Вполне логично эти средства получить от работоспособных граждан, которые вместе с государством должны нести солидарную ответственность за свое здоровье. Если кто-то из них вначале не станет участником страховой медицины, то, получив бесплатно только минимальную медицинскую помощь, впоследствии вынужден будет тоже платить взносы в фонд медицинского страхования.
Искак ИСЕРГЕПОВ, ветеран здравоохранения, депутат Верховного совета РК двух созывов:
- Будучи депутатом Верховного совета, когда в 90-х годах разрабатывался тогдашний закон о страховой медицине, я предупреждал министра здравоохранения, что без некоторых норм закон не будет работать. Не прислушались, и мои опасения подтвердились. Некоторые из этих предложений важны и сейчас. Например, если будет централизованный сбор средств в фонд обязательного медицинского страхования, то распределение средств по регионам не должно быть уравнительным. Нужно учитывать различные климатические особенности и другие факторы, которые влияют на расходы медицинских организаций. Если это не учитывать, у кого-то постоянно не будет хватать денег. О какой полноте медицинской помощи в таком случае можно говорить. И второе - нужно четко отделить средства, затраченные на лечение и на хозяйственную деятельность. Иначе деньги начнут использовать не по основному назначению.
Иван КЛИМЕНКО, депутат мажилиса Парламента РК:
- Считаю важным наличие такого Национального финансового администрирования, которое будет заинтересовано в эффективности расходования средств фонда обязательного медицинского страхования. Нужен конкурс по клиническим протоколам диагностики и лечения, чтобы не допус-кать в них избыточного назначения лекарственных препаратов. Необходимо также включение в эту систему стимулов для тех граждан, которые заботятся о своем здоровье. Нужен список преимуществ, которые могут получить такие люди. Пусть это будет хотя бы бесплатная путевка в санаторий. Нельзя также допустить избыточного регулирования этой системы. Для граждан и медицинских организаций в ней все должно быть просто и понятно, и не требовать дополнительных разрешительных процедур от других участников этой системы.
Категории граждан, освобожденных от платы за страховую медицину:
- дети;
- многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
- инвалиды;
- лица, зарегистрированные в качестве безработных;
- лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатах;
- лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;
- лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением детей, усыновлением (удочерением) новорожденных, по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет;
- неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие детей до достижения ими возраста трех лет;
- пенсионеры;
- военнослужащие;
- сотрудники специальных государственных органов;
- сотрудники правоохранительных органов;
- лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной системы (за исключением учреждений минимальной безопасности);
- лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.
Материалы номера