Штрафов много не бывает?
Ольга ЛИХОГРАЙ
Почему нарушение ПДД в Казахстане обходится дороже, чем за границей
Штраф за отсутствие знака «Шипы» на заднем стекле автомобиля при установке ошипованных шин для костанайских водителей стал громом среди ясного неба. Норма о наклейке с изображением буквы Ш не нова, но наказывать за ее невыполнение начнут этой зимой. О бурной реакции автовладельцев можно судить по высказываниям на сайте ng.kz. «Полицейские уже не знают, как казну пополнять», «Этот знак не влияет на безопасность движения», - писали водители. Еще острее костанайских «шипов» стала тема по всем видам наказания за нарушение ПДД, которую в сентябре подняли в мажилисе. Депутаты озабочены тем, что штрафы в РК достигли таких размеров, что дешевле «развести на месте». В итоге высокие штрафы не столько пополняют бюджет, сколько «улучшают» коррупционную составляющую.
Общественники считают, что ужесточение наказаний за нарушение ПДД способствует коррупции среди полицейских
Предложили и забыли?
Заседание рабочей группы в мажилисе Парламента РК по обсуждению проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О дорожном движении» состоялось в начале сентября. Депутат Мухтар Тиникеев предложил отменить или уменьшить штраф за езду с нечитаемыми номерными знаками, смягчить наказание за неиспользование ремней безопасности, сделать необязательным включение фар в городах и оставить это требование только для загородных трасс.
- Закон «О дорожном движении» вызывает очень негативную реакцию со стороны автолюбителей, и причиной тому служат как минимум три факта, - сказал Тиникеев. - В первую очередь снижение доходов населения из-за непростой экономической ситуации. По данным прокуратуры, за последние 15 лет размеры некоторых штрафов увеличились в 25 раз, в то время как доходы населения - лишь в 7 раз.
Мажилисмен отметил, что из-за этого недовольство водителей растет, а большая часть штрафов не взыскивается.
Вице-министр внутренних дел РК Рашид ЖАКУПОВ, также выступивший на заседании рабочей группы, в целом поддержал предложения депутата. Но отметил: ужесточение наказаний для нарушителей Правил дорожного движения ведет к стабилизации ситуации на дорогах и снижению аварийности.
Это мнение разделяют и костанайские полицейские. Заместитель начальника местной полицейской службы ДВД области Курмет МАЖИКЕНОВ сообщил «НГ», что, согласно статистике, количество аварий на дорогах существенно снизилось.
- За десять месяцев этого года количество ДТП по области снизилось на 30%, количество ДТП со смертельным исходом - на 43%, - отметил Мажикенов. - Новый закон «О дорожном движении» приняли в начале прошлого года, через год уже виден эффект. Я считаю, что ужесточение наказания за нарушение ПДД - одна из основных причин, позволивших улучшить ситуацию на дорогах. Что касается больших размеров штрафов, то в Европе штрафы тоже достаточно большие - это способствует улучшению ситуации на дорогах.
Штрафы - европейские, зарплаты - наши
С этим мнением соглашаются и в Независимом автомобильном союзе Казахстана, но лишь отчасти.
- Штрафы у нас действительно привели к европейскому уровню, - признает председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард ЭДОКОВ. - Но забыли, что уровень доходов намного ниже, поэтому большинство граждан просто не способно оплачивать протоколы. В регионах хорошей считается заработная плата на уровне 100 000 тенге, а в районах она - 40 000-60 000 тенге. При этом максимальный штраф у нас превышает 100 000 тенге!
Максимальный штраф за парковку на стоянке для инвалидов в РК превышает минимальную заработную плату почти в 5 раз
Максимальный штраф в Казахстане, который водитель должен заплатить за парковку или стоянку, предназначенную для авто инвалидов, составляет 50 МРП (106 050 тенге). Логики в назначении самого большого штрафа за данное нарушение в автомобильном союзе не видят.
- О чем думали наши разработчики, назначая такой высокий штраф за данное нарушение? - недоумевает Эдоков. - При вылете на встречную полосу движения, когда я могу угробить кучу народа, штраф меньше, чем если я занял стоянку, по сути, никому не навредив.
Эдоков не спорит: штрафовать нужно как за это нарушение, так и за многие другие. Но суммы должны быть сопоставимы размеру зарплаты. Иначе наказание не снижает уровень опасности на дорогах, а ведет к коррупции.
Штрафы за первичные нарушения ПДД в РК и других странах /Инфографика А. МАЦАРИНА
- В Парламенте не раз заявляли, что одно из самых коррумпированных ведомств у нас - МВД, - говорит Эдоков. - В МВД признают, что к самым коррумпированным относятся дорожные полицейские. Получается, огромные штрафы только способствуют тому, что граждане вынуждены «разводить» нарушения на месте, отправляя деньги в карманы полицейских, а не в казну.
В земле польской...
«НГ», воспользовавшись родственными и дружескими связями в дальнем и ближнем зарубежье, выяснила, а как у них со штрафами и зарплатами. Оказалась, с точностью наоборот. По крайней мере, в дальнем зарубежье ни один штраф не превышает в несколько раз минимальную заработную плату. В России - чуть похуже, но размеры штрафов все равно кажутся более адекватными в сравнении с доходами.
Родственники из Польши рассказали, что их полицейские стараются терпимо относиться к нарушителям-новичкам и к тем, кто совершает не очень серьезные правонарушения. В Польше существует целая градация штрафов за нарушение скоростного режима.
- За превышение скорости до 10 км/час назначают до 10 злотых, - рассказал житель польского города Бяла-Подляска Кшиштоф ЛИХОГРАЙ. - За превышение скорости свыше 51 км штраф - от 400 до 500 злотых. Конкретно установленной суммы нет. Полицейские стараются индивидуально подходить к нарушителю, и если он не злостный, то даже за большое превышение скорости назначают минимум.
В Казахстане за превышение скорости, к примеру, на 51 км и выше грозит штраф 63 630 тенге, что почти в 3 раза выше минимальной заработной платы (22 859 тенге). В Польше за такое же нарушение положен штраф от 400 до 500 злотых - почти в 3 раза ниже минимальной зарплаты.
...и обетованной
О высоком уровне жизни при адекватных штрафах, позволяющих соблюдать безопасность и не допускать коррупции на дорогах, рассказали и родственники из Израиля.
- Встретить у нас дорожного полицейского, с которым можно «развести», нереально, - говорит житель израильской Афулы Антон ЧАПЛЫГИН.
- По крайней мере, мне за 20 лет жизни в Израиле не встретился ни один такой. Если такое где-то происходило, то полицейский моментально терял работу и об этом писали во всех СМИ. Недавно, например, в «Фейсбуке» выложили фото полицейского, припарковавшего автомобиль на стоянке для инвалидов, были большие разборки.
Кстати, за парковку на стоянке для инвалидов в Израиле тоже самый большой штраф - 1 032 шекеля ($258). Сумму штрафа подняли почти в два раза пару лет назад, но она все равно в разы меньше минимальной заработной платы по стране - 4 992 шекеля ($1 248). Самое интересное, что израильский штраф за парковку в переводе на тенге оказался более чем на 20 000 тенге ниже, чем казахстанский!
В целом система наказания за нарушения ПДД в Израиле чуть ли не индивидуально подстраивается к каждому водителю. Существуют штрафные очки, которые набирает водитель при тех или иных нарушениях. Они играют большую роль при назначении очередного наказания за игнорирование ПДД.
- Если водитель нарушил правила впервые, могут ограничиться предупреждением, если у него есть 2-3 балла за предыдущие нарушения, штраф будет небольшим, если 10 баллов - существенно выше, - отмечает житель Афулы. - Если штрафные очки достигли 12 баллов, то водителя лишают права на вождение. Нужно заново сдавать экзамены, а машину ставить на прикол.
В ожидании адекватных решений
В России разрыв между высокими штрафами и низким прожиточным минимум тоже бросается в глаза. Хотя минимальные штрафы все равно больше соотносятся с доходами. К примеру, за нечитаемые регистрационные знаки или за управление авто без водительского удостоверения в России нужно раскошелиться на 300-500 рублей при минимальной зарплате в 7 500 рублей. Штраф в 15-20 раз ниже низшего зарплатного предела. В Казахстане самый маленький штраф равен 4 242 тенге при минимальном заработке в 22 859 тенге. Получается, за самое мелкое нарушение нужно отдать пятую часть зарплаты.
В общем, с какой стороны ни посмотри на казахстанский закон «О дорожном движении» - сплошные вопросы, которые хотя и начали обсуждать в Парламенте, но результатов пока не дали. На днях активисты общественного движения «Гражданский патруль» направили в мажилис письмо, в котором предлагают 40 изменений, которые они хотели бы видеть в законе.
- Это хороший знак, - резюмирует Эдуард Эдоков. - И, если в Парламенте об этом заговорили, хотелось бы ощутить изменения уже в следующем году.
Впрочем, пока общественники добиваются, чтобы их услышали, снизу не совсем понятно, готовы ли к кардинальным, а главное, адекватным изменениям те, кто сверху.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера