Общественные перевозки: час пик
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz Виталий ХАЛЕВИН, halevin@ng.kz
В тандеме акимат - перевозчики пассажир становится третьим лишним
Наши автобусы - нарядные, достаточно современные и... А что, собственно «и»? И все. Еще они - непотребно чумазые в непогоду, с глобальным выхлопом и крайне странным графиком движения, благодаря чему областной центр, как деревня Простоквашино, должна затихать уже в 22 часа. Поскольку, начиная с этого времени, общественного транспорта у нас просто нет. На законных основаниях. Вам это нравится?
Ждем-с
Вообще-то входить в роль обычных пассажиров нам особо не пришлось: пользуемся общественным транспортом регулярно. Но для того, чтобы точно выяснить, как ходят автобусы по основным маршрутам, 17 ноября мы сканировали ситуацию на остановке «Радуга» с 21.00 до 22.00.
Субботним вечером здесь немноголюдно, но люди стоят подолгу. Если за час к остановке подъехало три автобуса №2, то №19 был всего один, а №8 и №23 не было вовсе.
- Я езжу на одиннадцатом маршруте на работу и домой. Иногда мне приходится ждать его около 30 минут, - сообщила «НГ» Зара МЫКТЫБАЕВА. - Я не раз звонила в ПК «Альтаир», пыталась узнать интервал движения между автобусами на этом маршруте. Диспетчер сама толком не знает, через какой промежуток времени они должны ездить. Уехать мне больше не на чем. Вот и приходится стоять.
По словам Розы УМЕРБЕКОВОЙ, особых проблем с движением маршрутов №24, №2 не возникает.
- Но моя дочь жалуется, что некоторые маршруты в час пик настолько забиты людьми, что на остановках просто не останавливаются. Этим грешат, например, водители маршрута №13.
Полчаса - норма
Между тем перевозчики считают, что ситуация с ожиданием автобуса в вечернее время суток нормальная. В часы пик - утром с 7 до 9, днем с 12.00 до 14.00, вечером с 17.00 до 19.00 - на одном маршруте задействованы обычно все автобусы, его обслуживающие. Этого хватает, чтобы интервал движения между ними составлял 5-7минут. Вечером количество автобусов сокращается, а ожидание увеличивается до 20 минут. Мотивируют свое решение перевозчики тем, что задействовать весь транспорт им невыгодно. Именно поэтому после 23 часов летом и после 22 часов зимой костанайцы обречены ездить на такси или ходить пешком по абсолютному большинству маршрутов.
- Все согласно условиям тендера и конкурсной документации, - уверяет специалист по транспорту ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Валерий РЫМАРЕВ. - Перевозчику невыгодно гонять автобус каждые 10 минут из-за одного-двух пассажиров.
Во вторник, 20 ноября, в 18.40 мы снова проследили движение автобусов от остановки «Радуга» в сторону центра Костаная, чтобы отследить интервал движения. За 30 минут несколько раз останавливались автобусы, следующие по маршруту №24, №2, №3, №27. Автобус №9 прошел всего один раз и приехал только через 20 минут. Народу набилось битком, к выходу не протолкнуться.
- Почему так долго? - возмущались люди.
- Четыре автобуса сломались из-за погоды, - отвечал водитель. - Заменить нечем.
Приехали. В Костанае в конце ноября минус 6 градусов - это экстрим?!
Перевозчики считают...
- Автобусов сегодня у каждого перевозчика в автопарке больше нормы, - считает заместитель директора ТОО «TTS Reisen» Леонид КУШНЕРОВ. - Чтобы избавиться от сбоев, нужно изменить условия тендера. Согласно действующим правилам после объявления итогов компании-перевозчику выдается свидетельство, в котором сказано, сколько автобусов задействовано на конкретном маршруте. Автобусы перекидывать с маршрута на маршрут категорически запрещается. Вот и выходит, что на одном маршруте могут сломаться несколько единиц техники, в том числе выделенные из резерва, а заменить не имеем права.
По словам заместителя акима Костаная Алексея КИРИЧЕНКО, пункт о невозможности переброски маршрутов с одного на другой специально включили в конкурсную документацию. Иначе перевозчики совсем «забудут» о некоторых маршрутах.
- Может получиться, что на выгодный маршрут перевозчик пустит все автобусы, а на невыгодный выпустит мало под предлогом поломок, - парирует Кушнерову Кириченко.
Директор ТОО «Компания STA» (21, 10 маршруты) Александр ЯРОСЛАВЦЕВ видит выход в удорожании проезда. Как минимум, до 45 тенге. Это позволит ездить чаще в вечернее время, считает он.
- Мы сейчас работаем себе в убыток, - говорит Ярославцев. - У некоторых перевозчиков стоят неиспользованные автобусы, потому что им не на что купить резину для колес. К тому же льготный проезд пенсионеров местные власти нам не дотируют. В других городах перевозчики за это из бюджета получают деньги. У них имеются дополнительные средства на приобретение резины и запчастей, поэтому и интервал движения автобусов гораздо чаще.
Пассажиры считают...
Немаловажный вопрос - качество самих автобусов. Несмотря на то, что Костанай избавился от старья, заменив их современными МАНами, во многих ездить проблематично. Выхлопные газы, холод, постоянный выход из строя запчастей - машины-то далеко не новые.
Причины? Говорят, наша солярка не совсем подходит к европейским автобусам. Говорят, европейские автобусы не совсем подходят к нашему климату. Говорят, теплых боксов нет, а на зимнее топливо перевозчики переходить не торопятся. Кто виноват? Перевозчики! Что делать? А кто ж его знает! Уже который год нюхаем, мерзнем в автобусах и ходим по ночам пешком. Потому что реально за все эти «мелочи» спрашивать с перевозчиков некому. Равно как и некому, кроме бедолаг-пассажиров, отслеживать графики движения общественного транспорта по маршруту.
Зачем с основных маршрутов в Костанае сняли «Газели» и прочие микроавтобусы, оставив их только там, где «большие» работать не хотели? Ведь очевидно было: где маршрутка своих 8 пассажиров всегда настрижет, большой «МАН» вылетит в трубу. Да, «МАН» комфортабельнее при любых условиях. Но мы с вами должны иметь право передвигаться по городу хотя бы до полуночи, как это происходит во всех уважающих себя российских городах, в Европе и так далее. Вас напрягает маршрутка, если на часах 22.15, а вам нужно на КСК? Уверены, ваш ответ: «Нет».
Можно ли верить в то, что рост цен на проезд в общественном транспорте кардинально изменит ситуацию? Да полноте! Прежние повышения не изменили, и это не изменит: перевозчики пытаются оправдать подорожавший бензин, да посыпавшиеся узлы изношенных в неродном климате и на отечественных дорогах евроавтобусов.
В большинстве регионов России проезд в общественном транспорте дороже, чем у нас. Зато там работает разветвленная система льгот (см. выше, что об этом думают наши перевозчики). Там активно продают проездные, которые удешевляют проезд для постоянных пассажиров. Вы у нас проездные последний раз когда видели?
- Выгодно работать с проездными, если 30% от общей деятельности перевозчика занимают городские маршруты. У нас таких перевозчиков нет, - сообщил «НГ» Кушнеров.
Пассажиры для автобусов или наоборот?
Ну и куда, скажите, бедному костанайцу податься, если в тандеме власти и, в нашем случае, исключительно частных перевозчиков именно пассажир - третий лишний? Кстати, условия тендера на право обслуживания маршрутов разрабатывает городской акимат, опираясь на положение правительства.
Получается, что фактически власти в силах повлиять на ситуацию. К примеру, включить в условия тендера дополнительные пункты о движении автобусов до 24.00, четко обозначить интервал, разработать систему проездных, систему льгот... Ничего особенного - нормальный менеджмент.
Кстати, в той же России большая часть общественного транспорта - муниципальная. В Пскове, например, ныркие маршрутки - частные, огромные автобусы - государственные. Все работают. В польском Вроцлаве после 24.00 начинают ходить дополнительные ночные маршруты, расписание которых висит на каждой автобусной и трамвайной остановках. И стоимость не отличается от дневной. Капиталистам со стажем выгодно, выходит. А вы у нас часто просто расписание движения автобусов на остановках видите?
Конкуренции между разными видами транспорта у нас тоже дела - не блеск. Несмотря на многочисленные попытки возродить троллейбусный парк, он так и остается могилой десятка разбитых троллейбусов.
- Сегодня цены на электричество таковы, что о возрождении троллейбусных маршрутов можно забыть, - сообщил секретарь городского маслихата Сакен ТУКЕНОВ.
Хронометраж движения автобусов
Костанай, 17 ноября, 21.00 - 22.00, остановка «Радуга» Костанай, 20 ноября, 18.30 - 19.00, остановка «Радуга»
Номер маршрута |
Время прибытия автобуса к остановке |
№8 |
- |
№19 |
21.25 |
№23 |
- |
№2 |
21.30, 21.40, 21.55 |
№3 |
21.30, 21.45, 21.50 |
№38 |
21.25 |
№20 |
21.45 |
№24 |
21.47, 21.57 |
№9 |
21.35, 21.50 |
№27 |
21.47 |
№11 |
21.47 |
№17 |
- |
№7 |
- |
Костанайские перевозчики
Перевозчик |
Адрес |
Телефон |
Руководитель |
Номера обслуживаемых маршрутов |
ПК «Альтаир» |
ул. Мауленова, 16/2 |
28-65-29 |
Мишин Александр Васильевич |
5,9,11,12,17,20 |
ТОО «Жарык Жол-1» |
ул. Энергетиков, 1 |
25-66-00 |
Мущинский Виктор Эдвартович |
15,24,27,107, 110 |
ТОО «Костанайавтотранс» |
ул Рабочая, 160 |
54-27-41 54-27-90 54-33-87 |
Шаяхметов Малик Баекенович Житербаев Бельгубай Альмишевич |
2,3,8,13, 41,42,108, 108а,114 |
ТОО «TTS Reiser» |
пр. Абая, 164 |
54-54-05 53-33-32 25-62-33 |
Кушнеров Николай Петрович Бойченко Алексей Григорьевич |
18,18а, 19,25,102, 103,104,105, 106,113,113а,113б. |
ТОО «Фирма «Сапар» |
ул. Полевая, 7 |
28-02-21 28-01-87 |
Богданюк Юрий Александрович |
38,101,115 |
ТОО «Компания STA» |
ул. Рабочая, 160 |
54-33-87 |
Ярославцев Александр Викторович |
10,21 |
Материалы номера