«В Германии минсельхоз ищет рынки сбыта...»

Галина ПЕТРЕНКО

Еще одно мнение о том, чем государство может помочь производителям казахстанского продовольствия 

В Федоровский район в ТОО «Жарколь-007» мы всегда звоним с надеждой, что в ответ услышим наконец: все очень хорошо. Так сложилось, что история создания и развития этого маслодельного предприятия не раз становилась предметом публикаций: директор ТОО Владимир ЗАВЕРУХА - человек открытый, готовый говорить о проблемах, дабы польза была остальному предпринимательскому сообществу. По нашей просьбе он включился в обсуждение темы, поднятой в прошлом номере, - о трудностях с продажей казахстанских товаров. 

Дома не жалуют

Напомним, что ТОО «Жарколь-007» - предприятие, основанное в 2012 году. Создали его на паях несколько федоровских хозяйств, которые взялись возделывать лен. Строили завод. Брали немалые кредиты на импортное оборудование. Инвестиции - это была отдельная эпопея почти неразрешимых трудностей. Все-таки разрешили. Доходило дело, кстати, до выставления предприятия на продажу. Обошлось. Работают.

В промежутках между трудностями рассылали образцы своей продукции во многие страны мира, ездили туда, смотрели, как действуют там. Получили европейский сертификат, свидетельствующий, что производят органические продукты, то есть без всякой химии. Поэтому урожайность льна у крестьян, создавших «Жарколь», невысокая, но они идут на это в расчете, что все окупится продажами экологически безупречного товара.

Кстати, процедура получения этого европейского сертификата серьезная, с исследованием не только образцов производимой продукции, но и почв на полях.

О том, что главным оказалось не обустроить производство, а отладить сбыт Владимир Заверуха говорил практически в каждой публикации «НГ», не забывая добавлять текста минуты на три об уникальной ценности их льняного масла.

Тем не менее приходится констатировать, что костанайская розница, по крайней мере супермаркеты, по-прежнему местное льняное масло не жалуют. Российское при этом на витринах стоит. Наблюдения корреспондента «НГ» как пристрастного покупателя, ежедневно бывающего в магазине, показывают, что льняное от любого производителя не раскупают влет. Однако магазины импорт исправно и бесконечно долго держат на полках. Местного почти нет. Это проблема номер раз.

Партнеры не стабильны

Вторая - экспорт. По словам директора ТОО, лен-сырец в их хозяйствах с удовольствием и по хорошей цене забирают в Европу. Жмых с руками отрывают россияне. Но ясно, что главный интерес для перерабатывающего предприятия - продажа масла. И с прошлого года ставка делалась на Китай.

Эту ставку, как известно, делает весь Казахстан. Потоком идет информация, как нам там рады. Правда, недавно мелькнула информация, что Китай ограничивает импорт казахстанского зерна, по крайней мере, урожая этого года. Качество не устраивает. Да и поездки акиматовских делегаций, участие в торговых миссиях последних двух лет, что-то конкретного результата не дают. Одни протоколы намерений в активе.

Тем не менее в Поднебесной действительно тренд последних лет - поворот к поставкам и производству экологически чистых продуктов для населения. По данным разных источников, до 30% земель там намерены временно вывести из оборота в целях оздоровления почв и повышения естественного плодородия.

Вернемся к маслу. В прошлом году ТОО «Жарколь-007» начало продавать свое масло китайским покупателям цистернами. В этом году тоже отгрузка была. Все хорошо?

- Да нет, с реализацией у нас по-прежнему нет стабильности, - признался Заверуха, - в Китай мы в сентябре отгрузили пару цистерн и вынуждены были снова остановиться. Нет долгосрочных контрактов. Честно скажу, с китайцами сложно договариваться.

Пожалуй, прав

Рассказал директор и об опыте работы с алматинскими покупателями. Туда шла продукция в мелкой расфасовке. Однако федоровцы ее отпускали по 250 тенге, а в южной столице она появлялась на прилавках уже по 850 тенге. Казалось бы, какая разница продавцу - у вас забрали по предложенной вами цене, а дальше не ваша забота.

- Да как же не наша, - не согласен Заверуха, - так деформируют спрос на нашу продукцию. Ведь мы хотели бы, чтобы у покупателя с ней ассоциировалась информация, что это не только качественно, но и доступно по цене, потому что местное, казахстанское. В этом перспектива формирования стабильной клиентской базы. А нас уравнивают с более дорогими предложениями... Я не отрицаю, что мы еще плохо умеем продавать, что у нас самих проблемы с маркетингом, мы стараемся, учимся, но рук не хватает. Это очень сложно на предприятии с таким производственным циклом как наше - от поля до магазинной полки.

Отдать продажи в аутсорсинг? Говорит, пока нет желающих продвигать такой товар на приемлемых для завода условиях. Не складываются плодотворно отношения и с Национальным агентством по экспорту и инвестициям. Оплата выставочных стендов и обеспечение участия в ярмарках - не совсем то, что требуется предприятию.

- Мое мнение, что здесь может сделать государство, «провоцируя» предпринимателей заниматься переработкой (а у нас не одна программа поддержки на это направлена), его структуры должны искать и просчитывать рынки сбыта, - говорит Заверуха. - Это не утопия. Я был в Германии, знакомился с работой их минсельхоза, большую часть времени его чиновники этим заняты.

Начав было спорить, я вспомнила недавнюю командировку вместе с предпринимателями в Голландию - знакомиться с тем, как функционирует там молочная отрасль. И ведь все встречи - от министерства до банка - подтверждают слова собеседника. Все было заточено на то, чтобы найти любую «емкость» за пределами страны, куда можно было бы залить излишки изумительного голландского молока, или продать технику для животноводов, или коров на племя.

Фото из архива «НГ»