На воде без воды у дорог бездорожье

Галина КАТКОВА

Это не загадка, а почти документальное описание сегодняшней жизни в поселке Тобол

Недавно он прославился тем, что в социальных сетях разошлась фотография, где на дорожном указателе значилась нецензурная оценка качества здешних дорог. Нецензурная, но исключительно правдивая. Указатель, конечно, сняли вместе с матом, а дороги остались. По ним мы въехали в поселок, передвигались по нему. Зубодробительный процесс.

Въезжать не хотят

В дорогу, как писали в советских газетах, позвало письмо. Жительница Костаная переживала за родителей, которые живут в Тоболе. И сообщала, что народ разуверился в том, что с дорожным беспределом там вообще можно что-то сделать. Просьба - может, «Наша Газета» узнает, доколе... И есть ли перспективы хоть когда-нибудь там ходить и ездить ровнее? И еще просьба, пожилых людей в историю выяснения не путать, мало ли что. И предоставление контактов гида, который не побоится-таки показать самые узкие места на улицах. Эх, жизнь наша - со стороны апофеоз капитализма, демократии и гласности, а в натуре - все рот открыть боятся.

Впрочем, не все. Жительница Тобола Ольга ФАЗЫЛОВА для старта нам все объяснила и показала спокойно и свободно, а дальше мы уж сами въехали. А начала с того, что за день до нашей экскурсии она из Тарановки домой никак не могла уехать. И повторяется эта ситуация все чаще и чаще. Междугородние автобусы отказываются привозить людей на здешний автовокзал, водители честно предупреждают, что высаживать пассажиров будут на границе населенного пункта. Из-за бездорожья.

И это - в Тобол! Не в тьмутаракань какую-то, стоящую на отшибе, на десятом повороте к малому лесному кордону, а в поселок городского типа с населением более 6 тысяч человек. Не знаю, как сейчас, а когда-то это был крупнейший населенный пункт района. А кроме того, большая железнодорожная станция, значительный транспортный узел, грузы с которого уходят в пять направлений. А автомашины мимо едут по трассе республиканского значения.

Какие звонкие слова и какая унылая действительность за ними.

Еще ухудшили

Дороги в Тоболе и впрямь уникально плохи. Асфальт на них - редкая редкость, обочины просто жуткие. Местные жители считают, что до крайности их довели еще и работы по реконструкции водопровода, которые велись здесь два последних года по программе «Ак булак». Были намеки на благоустройство улиц, а теперь - тени тех намеков.

Вообще, ситуация с водой здесь - тема отдельного материала. Мы ее затрагиваем по касательной, потому как пытаемся выяснить, что ж все-таки с дорогами дальше будет.

В тему - небольшая историческая справка. Поселок Тобол, 1939 года рождения, поставлен был на болоте, нормальной пресной воды в нем сроду не было. Так расположили его из-за производственной железнодорожной необходимости. Составы на паровозной тяге без дозаправки водой и углем могли пройти лишь 120-140 км. Поэтому Тобол и поставили в 142 км от станций Карталы и Кушмурун. Так что заболоченность, тяжелые для водопроводных сетей грунты - это у него наследственное. Тем не менее раз взялся подрядчик, ТОО «Казводтехника», сделать дело - реконструировать сети, от него требуют нормального результата. Когда мы были в поселке, на улицах стояла техника компании, что-то рыли, грязь месили. Как позже сообщили в поселковом акимате, идет процесс переключения потребителей со старого водопровода на новый. Параллельно тем, кто заплатил в частном порядке, дотягивают воду до дома.

- У нас небывалое случилось. Вчера сын пришел со смены, он на железной дороге работает, и в два часа ночи обнаружил, что из душа вода идет, - говорила нам Фазылова, - у нас это редкость. Может, вы куда звонили, прежде чем приехать. Потому что у нас и с новым водопроводом ничего для дома не изменилось.

Мы отшутились: мол, не надо демонизировать издание. Но Ольгу Михайловну понять можно - она живет в пятиэтажке по улице Вокзальной, на верхние этажи которой вода в Тоболе поднимается редко, во всяком случае, летом. А пятиэтажек в поселке сорок четыре.

- Нам все время талдычат, что воду, во-первых, разбирают на полив, технического водопровода в поселке нет, - говорит она, - во-вторых, что из-за износа сетей не могут дать нужного давления. Но теперь-то сети новые. В чем дело? Ведь два года улицы курочили, ради чего, не поймем.

Все дороги - в акимат

Загруженные вопросами, своими и чужими, мы отправились на встречу с акимом поселка Баймагамбетом КАУКИНЫМ, который властью в Тоболе является уже лет десять. Для начала он вспомнил, как было, когда он на пост заступал. Магазины на первых этажах хозяева вынуждены были закрывать из-за того, что вода в подвалах стояла по пояс, в многоэтажках - то же самое. Канализация не работала вообще, стояки забиты насмерть. Но постепенно все осушили, сделали. Неужели, мол, никто не помнит и не видит движения к лучшему?

Да нет, помнят. Но что в благодарностях не рассыпаются - тоже понятно. Не очень комфортно в Тоболе жить в первой четверти 21-го века. А жизнь у человека короткая и очень хочется, чтобы текла она с хорошим водоснабжением, нормальными дорогами, на красивых улицах. Немного ведь хотят?

Каукин через «НГ» напоминает жителям поселка то, что говорил на сходе, - реконструкция водопровода закончена, но он напомнил, что не подписал акт приемки объекта.

- У меня вот задокументировано 11 замечаний, - сказал он, - все подрядчик обязан устранить. Срок его гарантийных обязательств - до ноября 2018 года. И я с него не слезу. Какие замечания? Ну вот, например, не восстановлено асфальтовое покрытие, не проведена трамбовка грунта, то есть то, о чем вам люди говорят касательно улиц и дорог на них. Ну и потом - этот год для Тобола особый. Старожилы говорят, сроду Тобол не затапливало. Но в этом-то году залило. Вокзал, больничный подвал, подвалы пятиэтажек.

Есть новость хорошая. Или относительно хорошая. Буквально накануне нашего приезда завершился тендер и Тобол получил 21,9 млн тенге на 6 450 кв. м ямочного ремонта внутрипоселковых дорог. Мы попытались выяснить, насколько это улучшит ситуацию. И тут-то и появилось словечко «относительно». Ремонт коснется только асфальтированных участков на улицах Вокзальной, Станционной, Элеваторной и переулков Кооперативного и Школьного. Если честно, на фоне общего бездорожья асфальтовые эпизоды погоды не сделают. А на дороги без покрытия денег нет.

По поводу того куска дороги, который заставил кого-то публично выматериться, аким в сердцах сказал, что, между прочим, это не его зона ответственности. Внутрипоселковая сеть начинается от элеватора. А до него - дорога областного значения, такое примыкание. Перспектива быть отремонтированной у нее есть, но отодвинутая.

Намечается ремонт и реконструкция путепровода через железную дорогу. Сейчас то, что в народе называют Тобольский мост, в жутком состоянии. При въезде на него висит знак, ограничивающий нагрузку 15 тоннами. Но мы были свидетелями, когда на него одновременно въехало три громадные фуры, так что на ограничениях он долго не продержится. В мае в областном филиале «КазАвтоЖол» «НГ» сообщали, что есть проект масштабной реконструкции путепровода ценой почти в 2 млрд тенге. Но в любом случае раньше следующего года работы не начнутся. А у тоболчан планы на это мероприятие.

- Мы рассчитываем, что при реконструкции путепровода строители отремонтируют и значительную часть дорожного участка на въезде в поселок, - говорит Каукин, - мы и сами инициативу проявляли, чтобы своими силами двинуться навстречу. Я ставил в известность руководство «КазАвтоЖол», управление автодорог, что мы могли бы для такого ремонта предоставить 50 т асфальта, отсев, щебень, транспорт... Но пока понимания не нашли.

Таковы дорожные перспективы. Не очень радужные, чего там. И что касается воды. Мы интересовались, отчего с ней так плохо и сейчас на верхних этажах.

- Все причины, о которых мы говорили раньше, имеют место. Но главная сейчас - это состояние подводящих коммуникаций, которые идут из Притобольского, с водозабора, - пояснил аким, - вот эти 11,6 км труб в таком состоянии, что никто не рискует дать давление выше трех атмосфер. Все порвет. За это лето на них было 18 или 19 порывов. То есть поселок не получает столько воды, сколько ему нужно, потому что качается она медленнее, чем могла бы. Мы водонапорную башню не успеваем наполнять как следует. Есть надежда, что еще в этом году дадут деньги на замену этих коммуникаций. Если финансы будут, то за месяц-полтора их можно обновить, и ситуация с водоснабжением станет более стабильной.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА