Александр Юрпалов: «Не косить под конъюнктуру»
Ирина БУРЕЕВА, ng@ng.kz
Российский шансон-исполнитель и наш земляк - о своем пути в искусстве и жизни
Мы встретились в роскошном ресторане отеля The Metropol. По закону жанра на рояле играл первоклассный тапер, и мы нет-нет замолкали, чтобы послушать его и поаплодировать. Прекрасный летний вечер, отличный повод вспомнить былое и поговорить о насущном.
Александр Юрпалов однажды бросил все ради любимого хобби и поехал за мечтой. Новый жизненный путь оказался тернистым. Позади многое, впереди - все еще безумные планы и понимание правильности выбранного пути.
- В шоу-бизнесе принято сигнализировать о своей успешности какими-то атрибутами - дорогими авто, часами и т. д. И эта встреча не где-нибудь, а именно в «Метрополе». Ты участвуешь в этих играх?
- В этом бессмысленно участвовать. Ты никогда и никого не догонишь. Я это быстро понял и живу спокойно. А «Метрополь» люблю за его историю, кухню и сервис. Хорошее место для встреч.
- Спустя годы, можешь сказать, что удалось достичь той популярности, о которой мечталось?
- Если честно, не знаю ни одного музыканта, кто искренне сказал бы, что пик популярности, о котором мечталось, позади. Потому что всегда хочется все больше и больше!
- От жадности?
- От нереализованности. У спортсменов же есть стремление сначала выиграть город, область, потом страну, Европу и мир! Я трезво понимаю, что славы за рубежом у меня не будет, разве что у русскоязычной публики.
- А зачем тебе вообще все это - концерты, гастроли? Это же так выматывает. Одно дело, когда юные «фабриканты» ездят чесом по стране, а тебя что заставляет?
- Это же моя работа. У меня нет никакого дополнительного бизнеса. Да и только концертная деятельность позволяет артисту высказаться в полной мере. Ведь 70-80% песен, которые исполняются артистом на концерте, ни одно телевидение или радио никогда не поставит в эфир.
- Но это же и плюс для тебя, что люди идут на концерты, а не качают бесплатно песни.
- Ой, Ира, я им готов бесплатно сбрасывать в «Одноклассниках» ссылку, как еще заставить человека послушать песню, если на радио и ТВ тебя нет? Но они же пишут: а как пользоваться дальше?
- При этом в малых городах огромный дефицит концертов, творческих встреч. Культурная жизнь там не блещет, мега-звезды туда не приезжают. Это же поле непаханое.
- Тут другая проблема. В маленьких городах живут не очень обеспеченные люди. Там не очень большие залы, всего человек на 400-500, поэтому привезти, например, на Урал коллектив из 7-8 человек, покормить, разместить в гостинице, заплатить гонорар - цена билета на концерт уже превышает тот порог, который могут себе позволить там люди. Организаторам это невыгодно. Увы.
- Сколько стоит билет на Юрпалова?
- В зависимости от региона и количества мест в зале и еще от многих факторов. Но если раньше это была одна сумма, то с кризисом, ты же понимаешь, что она совсем обесценилась. Можно сказать, мы сейчас работаем в полцены, как, впрочем, и многие другие. Я не жалуюсь, но это сегодняшние реалии, к сожалению.
- Сколько лет ты себе еще оставляешь в профессии?
- У меня есть замечательный пример легенды жанра Вилли Ивановича Токарева. Ему 83 года. Мы много пересекаемся по работе, как-то ехали вместе в Минск в поезде, когда я попытался помочь ему спустить чемодан со ступеней, он не позволил мне этого: мол, свой неси, а я еще справляюсь. И тут же его все таксисты узнают, он со всеми фотографируется, раздает диски. А как он работает на сцене! Мне кажется, его сейчас в модный «кислотный» клуб пригласи, он и там произведет впечатление. А некоторые считают, что в 60 уже все, старость. Поэтому о каком возрасте речь? Главное, чтоб здоровье было.
- Кстати, о здоровье. Выдерживать гастрольный график непросто. Как ты себя поддерживаешь?
- Ленюсь! Это сейчас мое любимое увлечение. Приехать с гастролей и не выходить из дома сутки, двое, трое. Могу просто лежать, читать или тупо ничего не делать.
- Но это ты восстанавливаешься, потому что на сцене отдаешь энергию. А как ее набираешь? Спорт? Массаж?
- Массаж необходим, на спорт времени маловато, но гантели в домашнем режиме выручают. А вот питание пересмотрел. Если с друзьями чревоугодничаем в баньке, на даче, то я прекрасно понимаю, что потом придется посидеть на кефире и йогурте. Килограмма два набрал - потом концерт работать сложнее. Да и невыгодно артисту менять форму из-за тех же костюмов.
- Костюмы концертные шьются специально?
- И шьются, и покупаются. Мне не нравится, когда артист приезжает на авто в джинсах и косухе и в том же виде потом выходит на сцену. Я считаю, он должен переодеться, настроиться и только потом выйти на сцену. Публику уважать нужно. Она все чувствует и замечает.
- Как ты определяешь свое творческое амплуа?
- Автор и исполнитель. Мне не нравится, когда ведущие на сцене представляют меня как поэта и композитора. Ну какой из меня поэт? Это Пушкин - поэт, а Шостакович - композитор... А я - автор и исполнитель, сочиняю песни и исполняю их.
-У тебя есть музыкальное образование?
- Нет, к сожалению. Я, так сказать, восполняю пробелы в образовании практикой. Много лет работы с серьезными музыкантами пошли на пользу. Они меня многому научили, и мне все еще нравится учиться.
- Сколько стоит купить потенциальный хит?
- Цены очень большие. Иногда считаются десятками тысяч условных единиц. Но есть и дешевле - рынок же свободный, поэтому кто на что горазд. И опять же, что такое хит? Есть масса примеров, когда смотря в чьих устах звучит песня. Например, Евгений Григорьев (ЖЕКА) написал «Рюмку водки на столе», долго исполнял ее в своем репертуаре, а потом песня попала к Григорию Лепсу. Жека сам ее классно исполняет, но так сложились обстоятельства, что именно Лепс сделал песню хитом. И таких примеров масса.
- Расскажи про ротацию своих песен на радио и ТВ. Как стать популярным?
- Это всегда стечение каких-то хитрых обстоятельств. Лично я никогда не платил за свои песни в эфире. И никто из артистов не признается, что он платил деньги за раскрутку. Но... я считаю это нормальным, если за продукт не стыдно и ты полностью в нём уверен, то ускорить популяризацию песни таким способом можно, а иногда даже нужно. Есть, конечно, и другие истории, когда музыканты платят сотни тысяч за раскрутку, и не факт, что песня «выстрелит».
У всех станций и у каждого канала есть «свои» артисты, они никого лишнего туда не пустят. Им не нужны независимые артисты, кругом - продюсерские проекты. Я для себя определил понятие «телерадиоисполнитель» - мы их видим в ящике, мы их слышим на радио, но мы, почему-то, не видим их имена на афишах сольных концертов. Почему? Есть афиша, народ голосует рублем, покупая или не покупая билеты. Вот собери зал и отработай часа два сольно с публикой. Смог? Тогда ты артист. И я знаю великолепных артистов, собирающих полные залы, но их не пускают на ТВ.
- А конкурсы? Ты в них участвуешь?
- Никогда. Все это продюсерская математика.
- У тебя есть особенности технического райдера?
- У каждого артиста есть свои особенности и в техническом, и бытовом райдерах. Я никогда лишнего не прошу. Единственное, что иногда из-за сложности логистики мы просим хорошее авто, комфортное и безопасное, для всей команды. Есть у меня музыкант-вегетарианец, не ест мяса, тоже учитываем. Сложнее, когда именно по технической аппаратуре есть неудовлетворение. Приходится выкручиваться.
- Какой гастрольный график у Александра Юрпалова до конца 2016 года?
- Ну, все даты и города мне трудно будет перечислить, но могу точно сказать, что самый финал года - 30 и 31 декабря - я буду в Германии. Завершать год буду в Мюнхене. Осенью концерт запланирован в Костанае, стараюсь бывать там хоть раз в полгода обязательно. Есть у меня мечта - привезти своих друзей, замечательных музыкантов, известных артистов, которые из уважения ко мне за вменяемый гонорар отработают роскошный концерт. Но я не понимаю, нужно ли это городу и кто бы за это взялся?
- Можешь назвать свою самую успешную песню?
- Давно и умышленно не пою «Воронов» на праздниках, только на концертах, где люди сосредоточенны. Я считаю, что эта песня, написанная много лет назад, серьезная и со смыслом. Коллеги меня ругают, мол, люди же просят, пой. А я не понимаю: зачем на свадьбе эта песня? Приходите на сольный концерт, там можно послушать много серьезных песен, и вообще, мысли почерпнуть. А песня «Одну женщину люблю» для меня очень дорога, очень личная, поэтому я не могу решиться до сих пор снять на нее клип.
- Ты действительно тогда, много лет назад, уехал в никуда?
- Да. У меня было огромное желание и никаких связей. Мне предлагали не продавать бизнес, заниматься им параллельно. Но я понимал: если оставишь дверь в прошлую жизнь хоть чуточку приоткрытой, то однажды будет соблазн вернуться. Когда я расстался с бизнесом, словно выдохнул. И почувствовал себя так легко! И вот это ощущение поехало вместе со мной в Москву.
Здесь, в Москве, я рад видеть костанайцев, у многих все хорошо сложилось. Я понимаю, что любой город возьми - у него в Москве есть своя общность, но почему-то именно наш Костанай, малочисленный в общем-то, выдал такое количество талантливых и успешных людей!
- У тебя есть сын. Даешь ему отцовские наставления?
- Степан уже взрослый и самостоятельный, ему 28 лет, он уверенно идет к своей цели. Снимается в кино, пишет сценарии, ведет прекрасные мероприятия различного уровня с прекрасными людьми. У меня сейчас такой период в жизни, когда я буквально живу вместе со своим сыном на одной территории. Я нахожу кайф, что он рядом, что могу с ним общаться уже на равных. Мне кажется иногда, что он знает о жизни больше, чем я. Он мне советует, какие фильмы посмотреть, каких музыкантов послушать. Счастье ли это? Конечно. Подаю ли я ему пример? Наверное, да. Он сам выбрал свой путь, мне его выбор нравится. И это тоже Костанай, дающий хорошую закваску, понимаешь?
- Есть ли у тебя правило, которому ты следуешь всенепременно?
- Честность. И в музыке, и в чувствах, и в сексе. Если начнешь под конъюнктуру косить, это все аукнется. Тебя и коллеги, мягко говоря, не поймут и народ не услышит. Пока ты не будешь индивидуален, ты не будешь интересен зрителю.
Я прошел через многие скандалы, и в центральной прессе это очень долго все освещалось, поэтому меня критикой и базарными обвинениями не сломать. Я способен воспринимать критику, но конструктивную. Я открыт к доброму общению - есть во всех социальных сетях, готов обсуждать многое и всегда отвечаю лично на все вопросы.
Досье
Родился 1 августа 1968 года в Костанае.
Закончил ПТУ № 16, помощник мастера ткацкого производства.
Возглавлял рекламное агентство «Репако». Один из первых учредителей ТРК «Алау».
Не женат, есть сын 28 лет.
Материалы номера