Про картошку на фоне виселиц

Галина ПЕТРЕНКО

Анатомия парадокса «Чем лучше овощи, тем хуже продаются»

Утверждение принадлежит одному из самых опытных овощеводов Костанайской области - главе крестьянского хозяйства «Садовод» Виктору СИМАНЕНКО. Почему это сегодня возможно и что надо делать с ситуацией, он пытался объяснить мажилисмену Ирине АРОНОВОЙ как представителю одной из ветвей государственной власти. Депутат Парламента участвовала в пресс-туре, организованном региональным филиалом фонда «Даму»: ездила по предприятиям, смотрела, слушала, задавала в ответ вопросы.

Лицензия на отстрел

Вообще, у Симаненко к государству претензий немного. Наоборот, он говорил о том, что высоко ценит его поддержку. Последний кредит в размере 50 млн тенге на оборотку, взятый в Сбербанке под 14%, ему помогает обслуживать фонд «Даму» - субсидирует половину названной процентной ставки. Еще предприниматель спасительным для бизнеса назвал антикризисное решение «отвязать» лизинговые платежи от курса доллара - КХ через «КазАгрофинанс» приобрело на условиях рассроченных платежей много техники и оборудования.

В сущности, претензия на сегодня одна - Симаненко считает необходимым ввести государственное регулирование торговой наценки на социально значимые продукты, овощи в том числе. Как в России, где, по его словам, она составляет для супермаркетов 20% и жестко контролируется.

Поводом для введения санкций со стороны государства глава КХ считает искусственное сужение рынка ритейлом и провоцирование им недобросовестной конкуренции среди поставщиков товара. Ситуация настолько возмущает Симаненко, что Виктор Филиппович позволил себе пару сильных выражений для ее характеристики перед депутатом. Рассказал, что когда-то у него на полях стояли виселицы, на которых болтались убитые грачи и вороны. Живые собратья лицезрели и переставали обворовывать овощные поля. Вот и сейчас, сказал Симаненко, неплохо бы иметь лицензию на отстрел тех, кто в супермаркетах Астаны накручивает на закупочную цену овощей 250%. В Костанае сетевые магазины нормально работают при 30% на тот же товар.

Можем больше, не берут

Можно подумать, чего, мол, он уцепился за столицу. Емкий рынок - первое, приемлемая логистика - второе, КХ переросло рамки области, что естественно и правильно, - третье. А четвертое, на взгляд Симаненко, - порочная система закупа, практикуемая астанинскими сетями, не должна оставаться нормой. Развращает. Все ж таки столица страны.

Позицию предприниматель объяснил в деталях.

Его хозяйство работает 28-й год. Сейчас производит 7,5-8 тыс. т овощей в год. Основа - так называемый борщевой набор, включающий картофель, свеклу, морковь, капусту. К нему в довесок лук, цветная капуста, перец, огурцы, тыква и т. д. Свою нишу на рынках Костаная и области Симаненко занял и насытил давно. Около 30% продукции уходит за пределы области, преимущественно в Актюбинскую область, немного в РФ и буквально сотня-другая тонн в Астану, где товар раскидывают по базарам и уличным лоткам посредники. При этом товар у «Садовода» разный.

Хозяйство все эти годы действительно развивалось, прогрессировало, то есть двигалось в правильную сторону, учитывая развивающиеся потребности покупателей. Ну правда, все-таки мы далеко отошли от советских овощных магазинов, где терпеливо выбирали между картошкой гнилой и облепленной грязью.

С учетом этого КХ приобретало оборудование, продает сейчас не только овощи на развес самым обычным образом, но и мытые, упакованные в сетки, полиэтиленовые фирменные пакеты. Ясно, что это увеличивает себестоимость продукции. Пластиковая упаковка, например, добавляет 7-8 тенге на килограмм. К тому же мытые и упакованные овощи имеют не очень длинный срок хранения (7-8 дней) и пребывать в это время должны в условиях искусственного холода. То есть это продукция прежде всего для супермаркетов. При этом никакой супермаркет не возьмет на реализацию сразу 20 т такого товара, следовательно, нужны долгосрочные взаимовыгодные отношения продавца и поставщика. Вот этого с Астаной, в частности, у «Садовода» не получается.

- Сети там предпочитают закупать хлам по дешевке. Наш качественный товар им не нужен. Киргизскую картошку берут по 25-27 тенге, это дает возможность накинуть сверху 250%. Мы предлагаем свой товар по 50-55 тенге, поэтому при стандартной для них марже мы им неинтересны. Покупателю, само собой, тоже. Такая накрутка ненормальна, не обоснована ничем, если не иметь в виду откаты, - объяснял Симаненко ситуацию депутату.

Покажите пятку экспертам

- Но если вы говорите, что товар такой плохой, то его покупать не будут. Это же самим супермаркетам невыгодно. Люди плохое сегодня брать не будут. Выбор же есть. А регулирование цен - мера не рыночная, - проясняла для себя подробности ситуации Аронова. - Мне кажется, маркетинг у вас - ахиллесова пята. Сами в чем-то недорабатываете. Надо понять, в чем.

Спору нет. Маркетинг - штука тонкая. Магазин магазину рознь, рынки, уличные лотки - тем более. Кто-то пойдет из супермаркета за парой килограммов картошки на рынок, но большая часть покупателей действительно крупных магазинов, которая приезжает туда затариваться на машинах раза два в месяц, точно не поедет Возьмут то, что будет выложено. И закупщик, который взял товар за копейки при бешеной марже вполне может позволить себе треть товара откинуть в отходы. Выбор должен быть в одной торговой точке. И по цене корректный: не должна картошка от «Садовода» стоить, как турецкая курага. Не рыночный подход?

- Но и наш товар вполне может быть выгоден торговле, - убеждал Симаненко, - приведу костанайский пример. Есть супермаркет, с которым мы поначалу не нашли общего языка, он закупал южные овощи. Но с прошлого года все-таки перешел на наши, местные. И за счет качества у них объем реализации вырос в три раза, и наценки в 30% им хватает.

Кстати, по данным Союза картофелеводов, в РК только 6% картофеля продается супермаркетах, остальное - базары, уличная торговля.

Пока Аронова предложила компромиссное решение - главе КХ обратиться в Палату предпринимателей, чтобы ее эксперты изучили ситуацию со всех точек зрения. А с учетом их выводов потом вернуться к теме торговых надбавок.

 

Фото Галины ПЕТРЕНКО