Что предпринимают власти для противодействия терроризму?
Евгений ШИБАРШИН
Не успели в Казахстане отойти от трагедии в Актобе, как в южной столице криминальный элемент среди бела дня устроил охоту за сотрудниками правоохранительных органов.
Убийство полицейских власти оценили как террористический акт, провели по этому поводу разбор на заседаниях Совета безопасности и правительства, наметили меры по противодействию экстремизму и терроризму. Но дать гарантию, что подобное в Казахстане больше не повторится, никто не может.
«Ужесточить ответственность…»
Учитывая, что в последнее время незащищенными от терактов оказались граждане даже вполне благополучных стран, требовать от казахстанских властей обеспечения стопроцентной безопасности не реально. Давайте поговорим о мерах, которые государственные органы запланировали для борьбы с крайне радикальными протестными проявлениями.
В основном эти меры носят организационно-технический и правовой характер.
В частности, министр МВД Калмухан КАСЫМОВ на заседании правительства сообщил, что его ведомство подготовило проект закона о регистрации казахстанцев по отпечаткам пальцев. Совместно с заинтересованными госорганами прорабатываются поправки в законодательство, предусматривающие утрату гражданства лицами, выехавшими за рубеж для участия в экстремистской, террористической деятельности, в том числе и в боевых действиях, а также препятствующие их обратному въезду в Казахстан. Разработан проект закона о дактилоскопической и геномной регистрации. Хотя его принятие, по оценке министра, проблематично. В первую очередь по причине значительных бюджетных затрат.
Глава МВД пообещал правительству, что до конца текущего года будут завершены проверки боевой подготовки, морально-психологических качеств сотрудников полиции, военнослужащих нацгвардии.
- За счет внутренних резервов в министерстве создаются центры специальной подготовки сотрудников в территориальных ДВД, - доложил Касымов. - В настоящее время в министерстве принимаются меры по совершенствованию организации незамедлительного оповещения населения и обеспечению непрерывной работы экстренных служб в кризисных ситуациях. Вносятся также поправки в действующее законодательство, предусматривающие установление механизмов контроля за краткосрочной арендой и субарендой жилья.
Министр добавил, что предусматривается дополнительное материально-техническое оснащение органов внутренних дел, разработан и находится на согласовании с министерством информации и коммуникаций комплекс предложений по организации информационно-имиджевой работы.
Свой пакет предложений есть и у Комитета национальной безопасности. О нем недавно доложил правительству председатель КНБ Владимир ЖУМАКАНОВ. В этот перечень входит: ужесточение ответственности за преступления экстремистского и террористического характера, введение за эти преступления норм о конфискации имущества в качестве обязательной меры наказания, дальнейшее совершенствование законодательства о защите объектов, уязвимых в террористическом отношении.
- Охранные организации будут включены в число субъектов, ответственных за обеспечение антитеррористической защиты охраняемых ими объектов, - отметил руководитель КНБ. - В случае уклонения от исполнения антитеррористического законодательства предусматривается возможность приостановления деятельности объектов, недостаточно защищенных в антитеррористическом отношении до устранения нарушений.
Планируется также усилить контроль за оборотом оружия и ужесточить административную ответственность за нарушение законодательства в данной сфере. Органам внутренних дел предполагается предоставить полномочия по проверке объектов, на территории которых имеются оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества.
Владмир Жумаканов сообщил, что рабочая группа уже рассмотрела и одобрила подходы к разработке законопроектов о дактилоскопической и геномной регистрации и по развитию центров реабилитации приверженцев радикальных религиозных течений, создание интегрированной системы миграционного контроля.
Долгосрочный тренд
Все эти меры способны, наверное, решать проблемы, которые есть в работе специальных антитеррористических служб. Что же касается самого явления, то устранить его причины они навряд ли смогут.
Государство озаботилось радикальными проявлениями в обществе еще в 1999 году, когда приняли Закон РК «О противодействии терроризму». В 2003 году был создан Антитеррористический центр, но угроза терроризма в Казахстане в тот период только нарастала.
По информации интернет-издания edinstvo.kz, с 2003-го по 2010 год 170 человек были задержаны и привлечены к ответственности за террористическую деятельность на территории РК. Тогда об этих фактах власти предпочитали молчать.
В 2011-2012 годах произошел всплеск терактов, скрывать их было сложно, но и тогда общество старались не будоражить. Теперь же, когда в процветающей Западной Европе от рук террористов начали десятками гибнуть люди, информационный шлюз открыли и в Казахстане.
Нельзя сказать, что все эти годы терроризм в Казахстане никто не изучал. Этим, в частности, занимался теперешний руководитель Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Ерлан КАРИН. Но и он на недавней встрече с журналистами вынужден констатировать, что после событий 2011-2012 годов все «быстро самоуспокоились» и «произошедшие события расценивались как разовые всплески радикализма».
- К сожалению, угроза экстремизма, терроризма - долгосрочный тренд, - заявил политолог. - В целом и государству, и обществу надо настраиваться на долгую борьбу с этой угрозой.
Но и Карин на этом брифинге говорил больше о мерах по повышению эффективности действий спецслужб. А тот факт, что акции террористов направлены в основном против силовиков, оценил как «своеобразный акт возмездия или предупреждение от радикальных групп на те меры сдерживания, которые предпринимаются силовыми структурами».
Возможно, так оно и есть на самом деле. Вот только главе государства силовики все время почему-то докладывают, что у террористов находят литературу радикальных религиозных течений, и это дает основание Назарбаеву говорить о тлетворном влиянии салафитских идей и присутствии организующей руки зарубежных вдохновителей радикализма.
Такой разнобой в оценках приводит к тому, что среди экспертов так и не сложилось единого мнения по квалификации действий экстремистов в Актобе и Алматы и других регионах. Одни, руководствуясь понятийным аппаратом, используемым в действующем законодательстве РК, утверждают, что это были теракты, другие эксперты в своих оценках предпочитают руководствоваться такими факторами, как мотивы преступлений, уровень их организации и т. п.
Юридическая казуистика, возможно, имеет какое-то значение, но для общества главным является тот неоспоримый факт, что действия экстремистов в Казахстане чаще направлены против людей, которые по долгу службы призваны охранять интересы государства. Это означает, что тут не все в порядке либо с государством, либо с его «охранниками». Если учесть, что среди экстремистов есть люди с криминальным прошлым, то у них свой счет к силовикам и они в какой-то мере свою агрессию могут передать другим членам свой группы. Но в любом случае их объединять должно что-то более глубокое. Таковым обычно являются идеи. Необязательно в виде системы взглядов. Достаточно одной простой мысли, объясняющей «неправильность» устройства жизни, по причине чего эти люди пребывают в унизительном состоянии.
В условиях нищеты и идейного вакуума
Тут всплывают два вопроса: что в нашем государстве повергло этих людей в унизительное состояние и почему в обществе нет идей, которые могли бы противостоять радикальным установкам некоторых религиозных течений?
«НГ» задала эти вопросы генерал-майору КНБ в отставке, руководителю филиала гражданского движения «За правовое развитие Казахстана» Михаилу ДАУЕНОВУ. В целом он поддерживает меры, направленные на укрепление позиций силовых ведомств в борьбе с терроризмом, но при этом предостерегает: не нужно перегибать палку. Генерал считает, что в Казахстане государство, занимаясь все эти годы созданием своих институтов, «не смогло выстроить идеологическую политику, способную противостоять религиозному буму».
- Дали свободу всем религиям и не заметили, как к нам проникли нетрадиционные религии, - заявил Дауенов. - У нас имамы имеют образование, но много молодых, не имеющих жизненного опыта, поэтому они не пользуются авторитетом среди верующих.
Питательной средой экстремизма, считает Дауенов, стала сельская молодежь.
- Мы много внимания уделяли городской молодежи, а из села приходят в город без образования, без профессии, они не могут заработать себе самые необходимые средства для жизни, поэтому остро переживают свое униженное положение, - заявил «НГ» Дауенов. - К тому же мы снизили уровень воспитательной работы в семье, в учебных заведениях, в социальной среде.
На его взгляд, в таких условиях для приверженцев салафизма каждодневные материалы в СМИ об арестованных террористах только создают из них образ героев.
Профессор кафедры социальных дисциплин и менеджмента КИнЭУ, кандидат философских наук Петр ДИК склонен считать, что салафизм стал лишь определенной идеологемой, под которую сейчас «удобно копать».
- Салафизм сам по себе не может быть чем-то плохим, у каждого плохого есть что-то хорошее, и кто-то выхватывает его как альтернативу, - считает философ. - У людей всегда есть момент протестности. Особенно у молодежи. В силу ее возраста и наличия энергии. Если протест никак не реализуется, не смягчается, не направляется в какое-то русло, то он приобретает более жесткие формы. Нельзя раздувать войну с религией. За ней скрываются вещи более сложные. Чем меньше мы будем повторять «салафизм» и больше предлагать позитивного и конструктивного, тем быстрее получим положительный результат. В развитии общества не нужно дергаться из стороны в сторону, качать маятник от одной крайности к другой. Лучше идти эволюционным путем.
Сторонники демократии считают, что радикально снизить градус экстремизма могут политические реформы, о необходимости которых они говорят все годы становления независимости Казахстана. На их взгляд, это более эффективная альтернатива политике «закручивания гаек», к которой сейчас сползают казахстанские власти.
Возможно. Правда, и в демократической Европе сейчас терроризма и экстремизма хватает. Но это уже разговор о другом. О глобальных причинах радикализма. К сожалению, в Казахстане пока предпочитают экстремизм «давить» только силовыми методами, а его природу объяснять внешними причинами.
Поможет ли борьбе с терроризмом политика «закручивания гаек»?
Николай ДЕЙХИН, генерал-майор милиции в отставке:
- Государство, конечно, должно принимать меры по пресечению терактов еще на стадии их подготовки. Тут нужно использовать все возможные правовые нормы, добиваясь неотвратимости наказания. Но такое предложение, как применение смертной казни к террористам, ничего не даст. Если эти люди уже пошли на действия, которые могут привести к их гибели, то угроза смертной казни не сдержит. Что касается действий в Казахстане, которые произошли в последнее время, то их квалификация как терактов для меня сомнительна. Действия этих людей носят обычный криминальный характер. Террористы в моем понимании более организованны, имеют свою базу для вербовки, хорошо законспирированы. А тут спонтанный характер.
Анастасия МИЛЛЕР, директор Костанайского филиала казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдения законности:
- Политика «закручивания гаек», которую начало проводить государство в целях борьбы с терроризмом, в реальности неадекватна созданию условий для безопасности граждан. Если государство хочет обеспечить максимальную безопасность, эту систему нужно создавать с нуля. Ведь сейчас где ни копни - везде недоработки, неточности, безалаберность, а одним словом - коррупция. У нас получилось наоборот: государство боролось с оппозицией и сейчас ее нет. Но пустых ячеек в обществе не бывает. Это место сейчас заняли радикалы, и теперь приходится бороться с ними, ограничивая, при этом свободы и права других граждан. Говорят, для вашей же безопасности.
Сергей БОГАТЫРЕВ, председатель областного филиала ОСДП:
- Для организации борьбы с терроризмом нужно смотреть в корень проблемы. Питательной базой для экстремизма является сельская молодежь, которой некуда себя деть. Их волнуют вопросы социальной справедливости, а тут у нас большие проблемы. Кто-то очень грубо, но достаточно точно сказал: «Проблема нашего государства не в том, что оно не может накормить бедных, а в том, что богатые не могут нажраться». Почему до сих пор не ввели дифференцированный налог на доходы? Потому что этот вопрос должны решать люди, которые от такого налога часть своих доходов потеряют. У нас между очень богатыми и очень бедными слишком большой разрыв, в котором очень мало людей со средними доходами. Что касается идей террористов, то салафизм имеет историю в несколько сот лет, и причина в том, кто и как сейчас толкует его догмы. Вот ими и должно заниматься государство.
Дмитрий ЛЕГКИЙ, секретарь ЦК КНПК, доктор исторических наук:
- Сегодня терроризм - это международное явление, охватившее весь мир. По сути, экстремисты объявили миру войну. Значит, с ними нужно действовать по условиям военного времени. Тут помогут только жесткие меры. Сейчас Европа, несмотря на теракты, еще старается вести борьбу с экстремистами цивилизованными методами, но я уверен, что и там вынуждены будут пересмотреть многие правовые нормы. Казахстану нужно перенимать опыт других стран, где успешно борются с террористами. У той же России. Но, учитывая, что терроризм не знает границ, а применение силовых методов для государства возможно только на своей территории, нужно расширять международное сотрудничество в этой сфере. Для Казахстана для этих целей лучше использовать возможности ЕврАЗЭС. В рамках этого союза нужно создавать единый координационный центр по борьбе с терроризмом, чтобы эта работа в странах-союзниках велась по одинаковым правилам.
Материалы номера